Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:51, реферат
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
1. Понятие и классификация мифов; их связь с религией, ритуалами и практикой жизни. 2
1.1. Понятие мифа. 2
1.2. Классификация мифов. 3
1.3. Связь мифологии с религией и ритуалами. 8
1.4. Связь мифов с практической жизнью. 16
2. Современное социальное мифотворчество. 17
2.1. Миф о коммунизме. 18
2.2. Миф о культе личности. 20
2.3. Мифы виртуальной реальности. 24
Список литературы. 27
Отчётливые
следы взаимодействия
Мифологическое
обоснование получает в
Древняя
обрядность, вероучение, отголоски
исторических событий в Новом
завете переплелись самым
Бесспорно,
можно привести немало
Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел. Он есть реальность, ибо воздействует на реальность, изменяя ее, создавая или разрушая. Конечно, можно строго объективно описать природу и социальный строй Древней Греции, но мы ничего не поймем в греческой жизни и истории, если не примем во внимание, что боги и демоны были для греков абсолютной, стопроцентной реальностью, которая и определяла все решения - от частных до государственных, результаты битв, походов и прочих предприятий. Мы ничего не поймем в жизни средневековья и истории, если сочтем глупым суеверием веру в дьявола, а процессы над ведьмами - недоразумением, результатом чьей-то глупой и злонамеренной выдумки. Лосев писал: «...Нужно быть до последней степени близоруким в науке, просто слепым, чтобы не заметить, что миф есть... наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это не выдумка, но - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола».
Миф не есть бытие идеальное, то есть абстрактное, смысловое бытие. Он не есть продукт мыслительных усилий.
Например, наше отношение
к пище, как утверждал Лосев, совершенно
абстрактно, то есть абстрактно не само
отношение (оно всегда волей-неволей
мифично и конкретно), а абстрактно
наше желание относиться к ней, испорченное
предрассудками ложной науки и унылой
обывательско-мещанской
Миф не есть метафизическое построение.
Но все же мифу свойственны некая «отрешенность» и «иерархийность». Лосев поясняет это следующим образом: как бы реально Хома Брут ни ездил на ведьме, а она на нем, все же здесь есть нечто отличное от того, как люди ездят просто на лошади. И ясно, что хотя миф чувствен и осязаем, ощутим, видим, в нем присутствует что-то по необходимости отрешенное от обыкновенной действительности, нечто высшее и более глубокое в иерархическом ряду бытия. Поэтому миф не метафизика, а реально, вещественно и чувственно творимая действительность, являющаяся в то же время отрешенной от обычного хода явлений и, стало быть, содержащая в себе разную степень иерархийности, разную степень отрешенности.
Миф - это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.
Если вдуматься в это определение, то станет понятно, что миф - это и есть наша живая, жизненная действительность, не абстрагированная в научных процедурах и поэтому являющаяся единственной альтернативой стандартизованному научному видению. Причем мифологическая действительность сильнее и, так сказать, более всеобъемлюща, чем действительность, продуцируемая наукой.
Мифологическое сознание
– специфическая форма
Действительно, если для
древнейшей мифологии и мифологического
сознания характерно наивное очеловечивание
окружающей природной среды, перенос
человеком на природные объекты
своих собственных свойств, приписывание
им жизни, человеческих чувств, то в
современной мифологии
Особенности сегодняшнего социального мифотворчества состоят в том, что они в отличие от мифов, которые объективно складывались в процессе жизнедеятельности человечества, создаются, конструируются искусственно, специально поддерживаются и распространяются. Причем они не имеют ничего общего с мечтой, с социальным идеалом – они призваны выполнить роль манипулирования, деформации, эгоистичных и сознательных заблуждений. Конечно, такая постановка вопроса не исключает и некоторого количества искренних заблуждений, но их число является исключением, а не правилом.
Одним из мифов прошлого века является миф о коммунизме. После революции большевики удержались у власти не только благодаря репрессиям. На штыках они бы долго не усидели, если бы не додумались создать свой религиозный культ. Центральной фигурой этого культа стал Ленин. «Образ Ленина еще при жизни пролетарского вождя стал обретать признаки сверхчеловека — божества с типичными чертами цикличности: мессианская цель — страдание за народ — победа, которая создает новую общность. Был создан квазирелигиозный культ Ленина как Бога Отца. Его преемник Сталин, подобно древнеегипетским фараонам, по должности унаследовал божественную природу Ленина, согласно формуле: «Сталин — Ленин сегодня».
Создав новый культ, большевики
решили многие насущные проблемы своей
власти, прежде всего обеспечив ее
легитимность. «Должность главы партии
стала сакральной, объединив
Коммунизм позаимствовал
многие атрибуты религии. «Священные писания»
классиков марксизма-ленинизма
Как в свое время
православие, коммунизм
Очередной «великий перелом» произошел в СССР после XX съезда партии. Некоторые исследователи считают, что «закат в СССР социально-футуристической версии наместнической власти начался после XX съезда КПСС, поскольку с разоблачением культа Сталина разрушилась ее сакральная формула: Сталин — Ленин сегодня».
Хрущев и впрямь не обладал религиозным чугьем. Он был человеком сугубо земным, с конкретным складом мышления. Поэтому религиозная составляющая коммунистической идеологии от него ускользнула. Среди идеологических просчетов Хрущева публицист С.Кара-Мурза называет «приземление идеалов». При Хрущеве произошла «замена далекого образа справедливой и братской жизни в изобильной общине прагматическими критериями потребления, к тому же необоснованными («Догнать Америку по мясу и молоку»). Утопия была уничтожена ее недопустимым приближением («нынешнее поколение будет жить при коммунизме») и опошлением («коммунизм означает «бесплатный проезд в городском транспорте»)».
Если мы сравним
хрущевские лозунги с
Обещания Хрущева породили
огромные ожидания, которые стали
питательной средой для
В начале правления
Брежнева советский миф