Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:43, реферат
На протяжении всей истории человечество пыталось разобраться в сущности прекрасного. Многие философы направляли ход своих мыслей именно в это русло, что послужило началом множеству различных теорий и суждений. Красота окружает нас, она есть и в природе, и в искусстве, и в самом человеке. В связи с этой вездесущностью красоты за столетия накопилось множество вопросов. Что такое красота? Какой она бывает? Является ли красота добром?
1. Введение................................................................ 3
2. Сущность красоты................................................ 4
3. Развитие сознания прекрасного......................... 6
4. Красота в природе................................................. 8
5. Красота в искусстве.............................................. 11
6. Духовная красота человека................................. 13
7. Заключение............................................................. 14
8. Список использованной литературы
П.Ф. Каптерев пишет: «Если эстетическое чувство, содействуя развитию общественности, тем самым может благотворно влиять на развитие нравственности, то и нравственное чувство, обратно, может содействовать развитию эстетического. Для полного ... эстетического наслаждения требуется известная доля бескорыстия, возвышения над грубыми чувственными возбуждениями, свобода от эгоистических вожделений и поползновений. Своекорыстные чувствования и соображения отравляют и ослабляют эстетическое наслаждение, предполагающее значительную долю объективизма, бесстрастия, спокойствия, воздержания от эгоистических возбуждений, параллелей, аналогий".
В природоохранной эстетике для полноты восприятия природной красоты необходимо разработать и ввести специальные этические ограничения в ее оценке. Индивидуальные эстетические взгляды должны быть помещены в широкий контекст жизненных этических соображений, а этические мотивы управлять эстетическими оценками.
Например, эстетическое может быть спорным, если делает жизнь не стоящей жизни. Так, красивый закат не может считаться эстетически ценным, если он окрашен ядерным загрязнением.
По мнению канадского экофилософа Аллена Карлсона, есть два основных значения, превращающих вещь в объект эстетического наслаждения: внешний смысл и внутренний смысл. Внешний смысл — это физическое (краски, форма, высота и т.д.) восприятие объекта. Внутренний смысл — качество и ценность данного объекта, что вызывает более глубокие, этические ассоциации. В случае с «ядерным закатом» его смертоносные качества лишают смысла всю эстетику.
Эстетические понятия, будучи довольно зависимыми от субъективных предпочтений и культурного контекста, не могут быть приоритетными в оценке видов или природных объектов в сравнении с моральными (например, благоговение перед любой жизнью). Последние должны получать большую общественную поддержку.
По мнению Владимира Соловьева человек является результатом природного процесса как самое прекрасное (наружность человека способна выражать более совершенное внутреннее содержание, чем какое может быть выражено другими животными) и самое сознательное природное существо.
Он также утверждает, что «красота в природе есть воплощение идеи».
Первичная реальность идеи, т. е. первое начало красоты в мире, есть свет. Дальнейшие ее явления обусловлены сочетанием света с материей: прекрасно озаренное небо, солнце, луна, звездный свод, облака, радуга; прекрасно море, соединяющее небо с землей, прекрасны благородные металлы и драгоценные камни.
Но в мире неорганическом воплощение духа в материи не полно: свет только отражается от вещества, но не преображает его. В мире растений и животных, напротив, «зиждительное начало вселенной — Логос» — изнутри зажигает жизнь, в веществе создавая все более совершенные формы. Автор отвергает теорию красоты как видимости (Schein) или субъективной иллюзии. Нет, красота в природе реальна. Творец неравнодушен к красоте своих творений. В растительном царстве светлое начало внутренне движет косное вещество: растение есть первое действительное и живое воплощение небесного начала на земле — «безмолвно преображенная и тихо приподнявшаяся к небу земля».
В мире животных — большее развитие жизненности, большая способность к воплощению идей, но вместе с тем и большая способность сопротивления. В животных «безобразие мировой основы заявляет себя с активно-хаотической стороны»; так, например, форма червя есть обнаженное воплощение двух основных материальных инстинктов — полового и питательного; преобладание материального начала над формой и есть причина безобразия в животном царстве. Но мировой художник стремится победить это уродство: у позвоночных основной червь вбирается внутрь, становится чревом; поверхность тела облекается красивыми покровами (чешуя, перья, шерсть и мех). Красота в природе объективна: Дарвин доказал, что животные чувствительны к красоте, что для некоторых из них она дороже жизни. Но тогда надо идти дальше. «Допустивши, что павлиний хвост красив объективно, настаивать на том, что красота радуги или алмаза имеет лишь субъективно-человеческий характер, было бы верхом нелепости».
Красота природы существует, прежде всего, для самой природы, для ее же собственного развития и самосовершенствования. Бесспорно, мы можем сказать, что червь менее красив, чем птица. Стремление природы к самосовершенствованию и лежит в основе развития живых организмов, благодаря ему происходит формирование более сложных живых форм из более простых. Такое стремление мы не можем назвать иначе, нежели благом, ведь под добром понимается «то, что общество считает нравственным и достойным подражания» (Философский энциклопедический словарь). А пример природы нельзя не счесть достойным подражания.
Красота
имеет объективное значение, она
действует вне человеческого
мира и сама природа неравнодушна
к красоте. В таком случае, если
ей не удается осуществить
5. Красота в искусстве
Гегель считал, что только искусство способно осуществить необходимое для истинно прекрасного полное соответствие идеи и образа, прекрасное в искусстве и есть идеал.
То, что искусство оказывает благоприятное влияние на людей, известно уже давно. Сохранилось свидетельство Ямвлиха о Пифагоре, воспитывающем учеников «при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей, и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала... Существовали те или иные мелодии, созданные против страстей души, против уныния и внутренних язв..., другие – против раздражения, против гнева, против всякой душевной перемены».
Платон говорил о том, что в «идеальном государстве» возможно применение «упорядоченного», «улучшающего людей искусства». Допускается, например, устройство «хорических» праздников, плясок, при условии, что они будут возбуждать мужественные и гражданские чувства. Однако другой род искусства – «сладостную» Музу греческий философ решительно не допускал в свое «идеальное государство», так как она способствует «ухудшению людей».
В средневековье Августин Блаженный, выдающийся мыслитель и проповедник, в своей «Исповеди» размышляет о том, что сам создатель мира есть красота в себе, живой ритм и чистая духовная форма, то есть нечто абсолютно прекрасное – «истина всякой красоты». Этот высочайший художник, по мнению Августина, творит образ и красоту мира по своим законам. В своей глубокой сущности красота есть добро и истина, чувственно воспринимаемая в форме созерцания. В концепции Августина, таким образом, явно отмечается действенная сила красоты и искусства.
Развитие эстетических идей Августина Блаженного происходит в работах Дж. Боравентуры. Он уделяет главное внимание не объективным условиям красоты, а чувству духовного наслаждения, проистекающему из восприятия художественного или эстетического.
Фома Аквинский считал, что созерцание прекрасно служит и разуму: «Итак, становится очевидным, что красота прибавляет к благу некую соотнесенность с познавательной способностью, и потому благом называется то, что просто удовлетворяет желание, а о красоте говорить там, где и самое восприятие предмета доставляет удовольствие».
Английский философ эпохи Возрождения К. Шефтсбери писал, что гармонически развитый человек сочетает в себе развитие физическое, нравственное и интеллектуальное. Эстетическое воспитание является составляющей для формирования нравственного облика человека. Выдвигая понятие нравственной красоты, Шефтсбери анализирует различные формы прекрасного, наивысшим из которых считает разряд красоты нравственной. «Мы ведь сами замечательные архитекторы материи и можем безжизненным телам придавать форму и придавать им образ нашими руками, - но то, что устрояет самые умы и придает им образ, содержит в себе все красоты, которым придали образ эти умы, - это, рассуждая последовательно, начало, ключ и источник всего прекрасного». Красота и добро, по Шефтсбери, находятся в органическом единстве, их природа одна и та же. При явной абсолютации принципов альтруизма, социальной гармонии, благодушной доброжелательности теория прекрасного Шефтсбери и его последователя Ф.Хатчесона ставит вопрос о возможности средствами искусства раскрывать этические проблемы.
Владимир
Соловьев писал: «Когда благодаря успехам
прикладных наук мы победим, как думают
ныне оптимисты, не только пространство
и время, но и самую смерть, тогда существование
нравственной жизни в мире (на основе материальной)
будет окончательно обеспечено, без всякого,
однако, отношения к эстетическому интересу,
так что и тогда останется в силе заявление,
что добро не нуждается
в красоте. Но будет ли в таком случае
полно само добро? Ведь оно состоит не
в торжестве одного над другим, а в солидарности
всех. А могут ли из числа этих всех
быть исключены существа и деятели природного
мира? Значит, и на них нельзя смотреть
только как на средства или орудия человеческого
существования, значит, и они должны входить
как положительный элемент в идеальный
строй нашей жизни. Если нравственный
порядок для своей прочности
должен опираться на материальную природу
как на среду и средство своего существования,
то для своей полноты
и совершенства он должен включать в себя
материальную основу бытия как самостоятельную
часть этического действия, которое здесь
превращается в эстетическое, ибо вещественное
бытие может быть введено в нравственный
порядок только чрез свое просветление,
одухотворение, т.е. только в форме красоты.
Итак, красота нужна для исполнения добра
в материальном мире, ибо только ею просветляется
и укрощается недобрая тьма этого мира».
6. Духовная красота человека
Духовная, или нравственная красота человека также есть проявление добра. Нравственно красивый человек – это личность с высоким моральным уровнем. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни. Принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межличностных взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Авторитет того или иного человека в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, то есть обусловленным его моральными же качествами и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае.
Нравственно
красивый человек – это личность,
обретшая гармонию внутри себя. Воспринимая
красоту внешнего мира, анализируя
нормы поведения общества, человек
приходит к такому балансу личностных
качеств, который и называется душевной
красотой. Если гармония наполняет человека
изнутри, она распространяется им и на
окружающих, что нельзя назвать иначе,
как проявлением добра.
7. Заключение
Подводя
итог проделанной работы, можно с уверенностью
утверждать, что красота по своей сути
– добро. Стремление к совершенству в
природе есть двигатель эволюции, красота
искусства дополняет недосказанное природой
и воспитывает чувство прекрасного в человеке,
а самосовершенствование личности есть
источник добродетели.
8. Список использованной литературы: