Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:30, реферат
Актуальность философского исследования таких явлений социальности как коммуникация, информация и управление особенно возросла в последние годы в связи с тем, что появилась потребность в выявлении новых стратегий социального управления в условиях глобального цивилизационного кризиса, а также вследствие нового понимания общества как коммуникационного процесса. Коммуникации и коммуникативная рациональность стали поистине одной из центральных проблем для развития общества на современном этапе. Социальное конструирование реальности на основе таких ценностей как согласие, толерантность через механизм коммуникации - актуальнейшая тема, определяющая бытие человечества.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность философского исследования таких явлений социальности как коммуникация, информация и управление особенно возросла в последние годы в связи с тем, что появилась потребность в выявлении новых стратегий социального управления в условиях глобального цивилизационного кризиса, а также вследствие нового понимания общества как коммуникационного процесса.
Коммуникации и
Бурное развитие коммуникационных и информационных процессов обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Страны, обладающие передовыми технологиями в этой сфере, имеют возможность доминировать в мире и диктовать свои правила другим. Информация действительно правит современным миром, и этот факт должен быть всесторонне и глубоко осмыслен всеми, кто желает получить нормальное, и, тем более, «высшее» образование.
1.Информация
В нашей жизни мы сталкиваемся с этим понятием повсюду (СМИ, ИТ etc.), но точного определения нет.
Считается, что термин "информация" начинает появляться в науке после работ Шеннона. Это не совсем так. Изначально понятие возникает в сфере изучения процессов массовой коммуникации. Попытки изучения феномена информации начинают появляться в журналистике (например, следует ли понимать под информацией только новые или вообще все факты?), причиной чего стало развитие СМИ в XX веке. Данное понятие все чаще рассматривается в качестве третьего компонента бытия – наряду с веществом и энергией.
С сер. XX в. «информация» становится основополагающим понятием кибернетики, а чуть позже постепенно приобрела статус общенаучного понятия, включающего:
Этимологически “информация” (лат. Informatio – разъяснение, изложение, осведомление) – термин обыденного языка, относящийся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. Таким образом, информация в обыденном смысле есть прежде всего определенное содержание, однако именно эта – содержательная – сторона информации остается до настоящего времени наиболее неясной.
В стремлении дать определение понятию информация ученые прошли за последние 50 лет эволюцию от формальных (преимущественно теоретико-математических) дефиниций того, что собой представляет и как может измеряться количество информации, до новейших попыток построения универсальных концепций информационного общества, универсального метаязыка, всеобщей метатеории и т. п. Парадоксальность многих из этих концепций заключается в том, что само понятие информации в них не определяется, а принимается на интуитивном уровне. Отсюда понятен профессиональный интерес к осмыслению феномена информации среди философов. Разработки в области теории информации содействовали сдвигам в методологии научного познания, которые нашли выражение в смещении акцентов от вещи к отношению, от поисков универсальной первоосновы бытия к признанию разнообразия в качестве базового принципа научного исследования. Именно эти категории философии – отношение и разнообразие – занимают сегодня центральное место в попытках определить природу информационных явлений. Вместе с тем многочисленные исследования феномена информации обнаружили его связь с организацией, системностью, упорядоченностью, структурой, а также с функциональными состояниями и процессами в сложных системах управления. И тогда информация предстает как функциональное свойство процессов управления, неотделимое от последних, а теория информации – как раздел кибернетики.
Основные исторические этапы
информационной эволюции общества обусловлены
появлением различных носителей
информации: письменности, книгопечатания,
современной информационно-
Проблема информации многоаспектна не только в общенаучном, но и в философском смысле. В онтологическом и мировоззренческом аспектах предпринимаются попытки раскрыть соотношение информации с веществом и энергией, ее природу и статус в структуре бытия; в гносеологическом аспекте – соотнести информации с содержанием и формой знания, с образами, знаками, моделями и т. п.; в логико-методологическом аспекте – выявить количественно-математические, измеримые стороны информационных процессов в математической теории связи, моделях массовых коммуникаций, кибернетике.
В 60 – 80-е гг. многие результаты,
полученные в исследованиях предыдущего
двадцатилетия, были эксплицированы в
связи с исследованиями кибернетических
моделей машинного перевода с
одного языка на другой, теории игр
и принятия решений, распознавания
образов. Наряду с дальнейшей разработкой
статистической (синтаксической) концепции
И. появились семантические и
прагматические концепции. Стало ясно,
что работы Фишера, Найквиста, Хартли
и Шеннона, будучи попыткой количественной
экспликации качественного
В 80-е и особенно в 90-е гг. обозначилась тенденция заметного размежевания специалистов в области теории информации на пессимистов и оптимистов, критиков и апологетов. Из области семантики и математических проблем теории связи дискуссии переместились в социально-этическую и политическую сферы проблем информационного общества. Объективной основой этих изменений стали громадные преимущества, которые дает развитие информационной инфраструктуры обладающим ею государствам и регионам, организациям и физическим лицам: возможность сжатой во времени переработки больших массивов информации, практически мгновенной коммуникативной связи в пределах земного шара, проектирования сложных систем и управления ими и др. В ряде работ термин “информационное общество” символизирует по существу новую социальную парадигму (О. Тоффлер), исторически новый и особый тип цивилизации, идущей на смену сельскохозяйственной и индустриальной. Реальные преимущества, в возрастающей степени получаемые государствами и регионами (США, Европа, Япония) с развитыми информационными технологиями и компьютерными сетями, приводят к изменению характера экономических, политических и социальных отношений, семьи, быта, досуга, образа жизни, переворачивают традиционные представления о ценности сельскохозяйственного и индустриального производства. И одновременно информатизация всех сфер жизнедеятельности современного человека, с точки зрения ее пессимистически настроенных критиков, сопровождается дегуманизацией, порождает новую и неизвестную предыдущим эпохам виртуальную реальность существования в иллюзорном мире. С социально-психологической точки зрения, информатизация разрушает привычные природные ритмы и циклы жизнедеятельности людей; с нравственно-этической – вытесняет ценность и привлекательность живого общения, сопереживания, понимания; с политической – резко усиливает возможности манипулирования массовым и индивидуальным сознанием, влияния “четвертой власти” – СМИ, изменяет потенциал властных элит, в т. ч. посредством перемещения полномочий и возможностей последних из внутригосударственной сферы в область иерархии межгосударственных отношений. С социально-исторической точки зрения, негативные проявления информатизации могут быть обозначены как апофеоз рациональности, доведение европейского классического типа рациональности до логически завершенной формы информационного господства в масштабах планеты. В современной типологии исследований информации среди “оптимистов” заметна тенденция разработки на основе теории информации всеобщей метатеории и всеобщего информационного метаязыка для научных и вненаучных областей знания.
2.Коммуникация, структура и характеристика.
Коммуникация (лат. communicatio – сообщение, передача) – смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными.
Основная функция коммуникаций – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.
Структура простейшей коммуникации включает как минимум:
1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка;
2) ситуацию (или ситуации),
которую они стремятся
3) тексты, выражающие смысл
ситуации в языке или
4) мотивы и цели, делающие
тексты направленными, т.е. то,
что побуждает субъектов
5) процесс материальной передачи текстов.
Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание коммуникации.
По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая коммуникации. По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) коммуникации. До начала 20 в. философский интерес к коммуникации был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права и государства (теория общественного договора), с другой стороны, наличными средствами организации самой философской коммуникации (проблема диалога). Современный философский интерес определен тем сдвигом, который произведен общим изменением места и роли коммуникации и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием средств коммуникации (“взрыв коммуникации”). Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести “центр тяжести” в общественнных системах с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию коммуникации. С другой стороны, указанные процессы все больше освобождают человека от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в “клубах”, т.е. структурах свободного общения, где основным процессом также является коммуникации по поводу ценностей, идеалов и норм.
Тема коммуникации, интерсубъективности и диалога становится одной из главных в философии 20 в. Теоретическим фактором, во многом определившим лицо современных исследований коммуникации, стал поворот философской и научной рефлексии к действительности языка. Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в. в работах философов и логиков (Рассел, Витгенштейн и др.), лингвистов (Соссюр и др.) и семиотиков (Моррис и др.) радикально изменили понимание коммуникации и подходы к ее изучению и организации. Другим фактором, определяющим значение темы коммуникации, стали критика и кардинальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в. В поиске новых оснований, именно категории “ коммуникация” и “диалог” начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных. При анализе и описании коммуникации необходимо различать:
1) Коммуникации в широком смысле – как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы речеязыковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана. (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Э. Берном).
2) Информационный обмен
в технологически
3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия.
4) Экзистенциальную коммуникации как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве К. – основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований.
Коммуникация становится у Ясперса целью и задачей философии, а мера коммуникативности – критерием оценки и выбора той или иной философской системы. Коммуникация оказывается в центре и социальной теории. Так Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает К. в качестве базового социального процесса. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества. Особое направление исследований было задано в СМД (системо-мыследеятельностной) – методологии. Здесь коммуникация рассматривается как процесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами – мышлением, пониманием, рефлексией. Эта особенность содержания понятия коммуникации в СМД-методологии подчеркнута специально введенным неологизмом “мыслекоммуникация”. Мыслекоммуникация полагается связывающей идеальную действительность мышления с реальными ситуациями социального действия и задающая, с одной стороны, границы и осмысленность мыслительных идеализации, а, с другой стороны, границы и осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации и действии.
3.Управление
Наиболее общими функциями У. считаются: