Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:34, контрольная работа
Целью этой работы является рассмотрение историософской концепции П.Я. Чаадаева.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать и определить, что за личность был Чаадаев Петр Яковлевич
2. Осветить его историософскую концепцию
Введение
1.Чаадаев Петр Яковлевич
2.Историософская полемика в русском обществе
3.Историософия П.Я. Чаадаева
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
Введение
1.Чаадаев Петр Яковлевич
2.Историософская полемика в русском обществе
3.Историософия П.Я. Чаадаева
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность: История русской
философии является важнейшей компонентой
системы высшего философского образования.
Раскрытие темы данной работы, будучи
одной из базовых философских
концепций, даст не только некоторое
представление о русской
Проблема России, то есть характеристика её настоящего осознания и уяснение будущего, была для Чаадаева главной темой. Можно даже сказать, что все другие проблемы - из области философии, истории, гносеологии, онтологии, истории философии он рассматривал в связи с этой главной темой.
Разумеется, занимаясь ими, он входил в них как в таковые, высказывал много глубоких идей, но все же, его интеллектуальная деятельность была направлена главным образом на решение центральной для него проблемы - России.
Все это относится, прежде всего, к философическим письмам. Совокупность решений названных трех составляющих частей проблемы можно назвать «чаадавеской» концепцией России, и концепция эта сводится к следующему: Россия является страной аномальной, её история и деятельность складывается вопреки, в противоречии с законами развития и существования народов. Чаадаева не занимают положительные стороны жизни русского народа - его внимание устремлено на поиск, выявление её пороков, несовершенств, заблуждений.
Аномальность России Чаадаев
осознает с помощью антитез её
истории и современности
Целью этой работы является рассмотрение историософской концепции П.Я. Чаадаева.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать и определить, что за личность был Чаадаев Петр Яковлевич
2. Осветить его историософскую концепцию
1.Чаадаев Петр Яковлевич
Петр Яковлевич Чаадаев родился 8 июня (27 мая по старому стилю) 1794 года. Уже в трехлетнем возрасте мальчик остался без родителей. После смерти отца и матери он вместе с братом Михаилом попал из захолустья Нижегородской губернии в московский дом князя Д.М. Щербатова, ставшего, совместно с графом Толстым, их опекуном.
В 1808 году Петр и Михаил Чаадаевы вместе с двоюродным братом Иваном Щербатовым поступили в Московский университет.
Если судить по отзывам Чаадаева о профессорах, то его захватили в студенческие годы такие науки, как русская поэзия и красноречие, философские и политические науки, римское право и история, политическая экономия и дипломатия.
В мае 1812 года Чаадаев вступает юнкером в гвардию и затем определяется подпрапорщиком в Семеновский полк.
С 1817 по 1821 год Чаадаев
служит адъютантом командира гвардейского
корпуса Васильчикова, в лейб-гусарском
полку, который стоял в Царском
Селе. Именно к тому времени относится
дружеское общение с Пушкиным,
основанное на общей склонности к
глубокому размышлению, на стремлении
осмыслить русскую
Петр Чаадаев был чрезвычайно яркой фигурой в петербургском обществе. Он часто общался с великими князьями Константином и Михаилом Павловичами, милостиво к нему расположенными. Чаадаев был замечен и самим царем Александром I.
Никто, кроме самых близких по духу людей, не мог сомневаться в блестящей карьере молодого офицера. В октябре 1820 года произошло очередное возмущение деспотическими аракчеевскими порядками, на сей раз - в гвардейском Семеновском полку, над которым шефствовал сам Александр I. Сообщить о перипетиях семеновской истории царю, находившемуся в Троппау на конгрессе пресловутого Священного союза, взялся адъютант командующего корпусом графа Васильчикова Петр Чаадаев. Многие усмотрели в этом поступке стремление еще больше приблизиться к престолу, желание сделать карьеру. В декабре 1820 года Чаадаев подает в отставку. Трудно выделить какую-либо одну, решающую причину этого поступка. Не исключено, что после беседы с царем погасли надежды Чаадаева на «надлежащий путь» к славе, на соединение личной карьеры с государственными преобразованиями.
Вопрос об отношении Чаадаева к декабрьскому восстанию и членстве его в тайных обществах является предметом постоянных дискуссий. Как бы то ни было, Чаадаев был в очень близких отношениях с руководителями Северного общества. Но он всегда выступал против насильственных методов ведения борьбы.
Чаадаев признавал, что перед отъездом из Петербурга за границу он виделся с Матвеем и Никитой Муравьевыми, князем Трубецким и Николаем Тургеневым. Матвей Муравьев-Апостол и Раевский провожали Чаадаева. Но ведь это элита тайного общества. Когда декабристы выступили против царя, Чаадаев был за границей. Еще в 1823 году он отправился в трехлетнее путешествие. Петр Яковлевич посетил Англию, Францию, Италию, Швейцарию, Германию. В Карлсбаде он встречался с немецким философом Шеллингом. На родину Чаадаев вернулся лишь осень 1626 года, когда его друзья-декабристы были осуждены.
Поражение декабристского движения передовая общественность переживала очень глубоко. У Чаадаева для этого были и причины личного характера.
С осени 1826 года Чаадаев жил в имении тетки в Дмитровском уезде. Пять лет продлилась его затворническая жизнь, наполненная напряженной мыслительной работой. Его позиция в тот период очень хорошо иллюстрируется содержанием письма к Вяземскому: «Неужто надобно непременно делать дела, чтобы делать дело? Конечно, можно делать и то и другое, но из этого не следует, чтобы мысль... не могла быть вещь очень дельная. Настанет время, она явится и там».
Доподлинно неизвестно, чем
занимался Чаадаев эти пять лет.
Возможно, что помимо сохранившихся
в полицейских архивах
Чаадаев настойчиво ищет возможность сделать достоянием широкой гласности свои произведения Редактор журнала либерального направления «Телескоп» Надеждин взял на себя смелость опубликовать первое философическое письмо в пятнадцатом номере за 1836 год.
Шум от первой - и единственной
прижизненной - публикации Чаадаева был
огромный. Герцен очень образно уподобил
«Философическое письмо»
В то же время он всемерно превозносит Западную Европу, полагая, что там идеи долга, справедливости, права, порядка родились из самих событий, образовывавших там общество, входят необходимым элементом в социальный вклад. Чаадаев видел в католической церкви, господствующей на Западе, поборницу просвещения и свободы. Одновременно Чаадаев критиковал крепостное право в России.
Тон гонениям задал управляющий
департаментом духовных дел иностранных
исповеданий Ф.Ф. Вигель. В письме
митрополиту от 21 октября 1836 года он
обращает пастырское внимание на то, что
в «богомерзкой статье нет строки,
которая бы не была ужаснейшею клеветою
на Россию, нет слова, кое бы не было
жесточайшим оскорблением нашей
народной чести». Далее достаточно
четко формулируется обвинение
в преступной принадлежности к революционной
партии. Далее, последовала резолюция
царя, в соответствии с которой
Чаадаева объявляли умалишенным. Ему
предписывалось не выходить из дома. Полицейский
надзор ожесточился открытыми
Вершина политической мысли Чаадаева, вместе с прокламациями 1840-х годов - «Апология сумасшедшего» (1837), написанная в 1837 году и опубликованная только после его смерти в 1862 году в Париже князем Гагариным. Чаадаев уже более трезво оценивает историю России. Он пишет, что бесплодность исторического развития России в прошлом представляет собой в некотором смысле благо, так как русский народ не скован окаменелыми формами жизни и потому обладает свободой духа, чтобы выполнить великие задачи будущего, которые стоят перед ним. При этом он придавал большое значение православию, которое, по его мнению, способно оживить тело католической церкви.
Чаадаев и в конце своего
жизненного пути остался верен своему
принципу: искать истину вопреки официальному
запрету, вопреки официальному мнению
властей, вопреки существованию
этих властей, но не любой ценой, не
ценой своей головы, а соблюдая
осторожность, заискивая перед власть
предержащей, заверяя ее в полной
преданности. 30 октября 1837 года Николай
I на доклад московского генерал-
Петр Яковлевич Чаадаев умер квартирантом в чужом доме 14 апреля 1856 года по старому стилю.
Через все перипетии личной жизни Чаадаев пронес глубокую и неординарную любовь к Отечеству, к русскому народу. Любовь к Отечеству для него - далеко не одно и то же, что любовь к царствующему дому и «публике», погрязшей в прихотях и похотях.
В период расцвета творческих сил мыслителя укрепилась его вера в светлый идеал такого общественного устройства и такого пути развития, при котором все народы обретут просвещение и свободу. С верой в грядущий час России Чаадаев прошел свой путь до конца.
2.Историософская полемика в русском обществе 30 - 40 годах
Первооснователем дискуссий
о судьбе России в русском обществе
выступил П.Я. Чаадаев. Публикация осенью
1836 г, первого из его восьми «Философических
писем» тала толчком для кристаллизации
существовавших прежде в латентном
состоянии позиций будущих
«Философические письма", равно как и примыкающие к ним по смыслу «Апология сумасшедшего» и другие малые произведения 30-х -- начала 40-х гг., представляют собой многослойный текст, несущий не только историософское содержание. Необходимо также учесть, что в сознании людей XIX века П.Я. Чаадаев существовал исключительно как автор одного «Философического письма», отнюдь не дающего полноценного представления об его историософской позиции.
С учетом этих обстоятельств можно указать на следующее идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, которые в явном или отраженном виде повлияли на развитие отечественной философской и исторической мысли:
1 Россия представляет
собой совершенно особое
2. Главным показателем
особости России в мировом
философском пространстве
3. Причиной такого состояния
России является выбор в
В меньшей степени, но также
оказала воздействие на последующее
развитие русской философской и
исторической мысли еще одна идея
высказанная в целостном виде
П.Я. Чаадаевым в «Апологии