Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:14, реферат
Именно у Гегеля теория естественного права, разрабатываемая на основе диалектического метода, достигает наибольшей глубины. Разделяя точку зрения Канта, Фихте и Шеллинга, Гегель утверждает, что разум присущ и самой действительности, в качестве ее порядка и смысла. Изначальное единство логического порядка мышления и разумного начала природы Гегель определял с помощью понятия духа.
Гелель:
философия права
Развитие принципов понимания права и нравственности было осуществлено Г. Гегелем. Его теория права была господствующей в Германии на протяжении целого ряда лет.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Именно у Гегеля теория естественного права, разрабатываемая на основе диалектического метода, достигает наибольшей глубины. Разделяя точку зрения Канта, Фихте и Шеллинга, Гегель утверждает, что разум присущ и самой действительности, в качестве ее порядка и смысла. Изначальное единство логического порядка мышления и разумного начала природы Гегель определял с помощью понятия духа.
Рассматриваемый как "свободная воля", свободный дух задает субстанцию развития права, морали и нравственности и основные этапы их развития.
Гегель задает более высокие параметры понятию свободы, трактуя ее как дух. Дух же в его философии определяется как сущность, объединяющая в себе начала субъективности, объективности и абсолюта.
Идея права выявляет свои моменты так, что конечная, единичная воля, в качестве деятельной стороны наличного бытия разума полагает для себя определение этого разума или своей всеобщей сущности - свободы.
Первой ступенью развития идеи свободной воли является, по Гегелю, сфера формального права. Ее определение состоит в непосредственном характере единства единичной и всеобщей воли.
Сфера моральности является первым отрицанием непосредственности воли по форме и содержанию, непосредственности в себе сущей и для - себя сущей воли. Противоположность этих двух моментов разумной воли выступает теперь в определении для себя бесконечной субъективности свободы.
Особенность второй ступени в развитии идеи свободы, сферы моральности, состоит в том, что в ней определенность воли положена лишь как нечто внутреннее. Моральная воля есть, таким образом, особенная воля.
Определенное в себе добро и разумная субъективность оказывается моментами единого понятия, которое получает реальность и становится идеей.
Моральность является формой воли в элементе ее субъективности, то нравственность, сохраняя форму субъективности и самоопределения, имеет содержанием свое понятие - свободу, как налично сущую.
Объективную сторону нравственности, согласно Гегелю, составляет в себе и для себя сущие законы и учреждения. Это нравственные силы, управляющие жизнью индивидов.
Нравственная субстанция как абсолютное единство единичности и всеобщности свободы действительна только в качестве духа семьи и народа. Понятие нравственной идеи, согласно Гегелю, существует только в качестве духа.
Первым способом бытия нравственной субстанции является семья. Принцип семьи содержит в себе моменты субъективной особенности и объективной всеобщности в их субстанциональном единстве. Нравственная идея есть здесь потому лишь в своем понятии.
От семьи как первой формы самоопределения объективного духа Гегель переходит к анализу гражданского общества, т. к. оно есть лишь дальнейшее развитие реальности нравственной идеи, которая первой своей формой имела принцип семьи.
Гражданское общество есть не только развитие принципа семьи, но и "вынашивание" в себе принципа государства.
Итогом анализа личности гражданского общества и государства должно быть, согласно Гегелю, осознание того, что такое право и действительная свобода. Это возможно лишь тогда, когда познание подчинено единому методу и разворачивает себя в систему науки.
Реальность права у Гегеля рассматривается как систематизированное целое, охватывающее наличие бытия всех определений свободы, разумной воли, включая сферу моральности и нравственности.
У Гегеля мы находим наиболее детально и только разработанную во всей истории философии концепцию отношения права и нравственности.
Сегодня любые попытки научного анализа проблем отношения личности и гражданского общества, государства и гражданина, права и нравственности, не принимающие во внимание разработку этих вопросов в немецкой классической философии, обречены на односторонность и неадекватное отношение к столь важной сфере человеческого существования.