Философия неопозитивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 21:39, реферат

Краткое описание

Основными идеями неопозитивизма30-х гг. можно считать, во-первых, отрицание всей прежней философии как якобы лишенной научного смысла, и учение о "языке" как главном и даже единств. объекте филос. исследования (Поскольку анализ "языка" понимался вначале как чисто логический, Н. стал стирать грань между филос. и формально-логическими исследованиями.); во - вторых, принцип верификации, который утверждает, что проверка научной осмысленности предложений, а затем и их истинности (ложности) происходит через сравнение этих предложений с фактами опыта ("переживаниями" в терминологии Карнапа), в том числе ощущениями субъекта.

Содержимое работы - 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ23.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)
 

     Неопозитивизм — одно из основных направлений западной философии XX в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики. Возникновение неопозитивизма как особого направления связано с деятельностью Венского кружка, возглавляемого М. Шликом (1882—1936); как идейное и организационное единство неопозитивизм сложился к 1930 г.. Эти идеи нашли поддержку у представителей львовско-варшавской школы, Берлинской группы философов, у ряда американских. Представителей философии науки. В неопозитивизме на первый план выдвинулась проблема анализа языка науки, выразимости в языке всякого осмысленного и, в первую очередь, научного знания.

     В рамках неопозитивизма развивался и достиг наибольших успехов логический позитивизм, почему неопозитивизм часто отождествляют с последним.

    В это время к логике было привлечено особое внимание, и одной из важнейших причин этого было открытие и осознание ряда парадоксов (неразрешимых противоречий). Начало этим исследованиям положил кризис в математике на рубеже XIX—XX вв. Первый шаг к нему был сделан во второй половине XIX в., когда немецкий математик Г. Кантор обнаружил, что математика, всегда считавшаяся образцом строгости, на самом деле «висит в воздухе», не имея строгого обоснования. Например, неясным оставалось определение такого фундаментального для математики понятия, как число. С целью обоснования математики Кантор создал свою теорию множеств (названную позднее «наивной»). Однако пребывание в «канторовском раю» скоро закончилось, когда выяснилось, что эта теория множеств допускает парадоксы. Следующим шагом стало открытие логических парадоксов, что оказалось еще более серьезным, так как логика лежит в основе математических рассуждений и доказательств.

     В развитии логического позитивизма важнейшую роль сыграла концепция логического атомизма, основы которой были заложены в начале 1920-х гг. английским математиком и философом Б. Расселом (1872—1970) и немецким философом Л. Витгенштейном (1889—1951). Витгенштейн полагал, что мир устроен так же, как язык классической математической логики. Согласно его представлениям, «мир есть совокупность фактов, а не вещей». Действительность распадается на отдельные «атомарные» факты, которые могут объединяться в более сложные, «молекулярные» факты. Атомарные факты независимы один от другого: «Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым». Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет никаких закономерных связей: «Вера в причинную связь есть предрассудок». Поскольку действительность представляет собой лишь различные комбинации элементов одного уровня — фактов, постольку и наука должна быть не более чем комбинацией предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого «одномерного» мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки. Нетрудно увидеть, что в языке науки имеется много предложений, которые очевидно не отображают фактов. Но это свидетельствует лишь о том, что в научном и тем более в повседневном языке много бессмысленных предложений. Для выявления и отбрасывания таких бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки. Именно это должно стать главной задачей философов.

     Идеи Витгенштейна были переработаны и развиты членами Венского кружка, гносеологическая концепция которых опиралась на следующие принципы.

1. Всякое знание  есть знание о том, что дано  человеку в чувственном восприятии. Атомарные факты Витгенштейна неопозитивисты заменили чувственными переживаниями субъекта и комбинациями этих чувственных переживаний. Как и атомарные факты, отдельные чувственные впечатления не связаны между собой. У Витгенштейна мир есть калейдоскоп фактов, у неопозитивистов мир оказывается калейдоскопом чувственных впечатлений. Вне чувственных впечатлений нет никакой реальности, во всяком случае, мы ничего не можем сказать о ней. Таким образом, всякое знание может относиться только к чувственным впечатлениям. Опираясь на эту идею, неопозитивисты выдвинули принцип верифицируемости: всякое подлинно научное и осмысленное предложение должно быть сводимо к предложениям, выражающим чувственно данное; если некоторое предложение нельзя свести к высказываниям о чувственно данном, то оно лежит вне науки и бессмысленно.

2. То, что дано  нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной  достоверностью. Структура предложения  у Витгенштейна совпадала со  структурой факта, поэтому истинное  предложение было у него абсолютно истинно, т.к. оно не только верно описывало некоторое положение дел, но в своей структуре «показывало» структуру этого положения дел. Поэтому истинное предложение не могло быть ни изменено, ни отброшено. Неопозитивисты заменили атомарные предложения Витгенштейна «протокольными» предложениями, выражающими чувственные переживания субъекта. Истинность протокольного предложения, выражающего то или иное переживание, также является несомненной для субъекта. Совокупность протокольных предложений образует твердый базис науки, а сведение всех остальных научных предложений к протокольным служит гарантией несомненной истинности всего научного знания.

     Однако вскоре позитивисты обнаружили, что, пользуясь только протокольными предложениями, невозможно построить систему научного знания, поэтому множество научных предложений расширяется с помощью принципов верификации и редукции. Согласно принципу верификации подлинно научными являются только те предложения, истинность которых проверяема на практике, а такими являются только протокольные предложения и те, которые сводимы (редуцируемы) к протокольным. Редукция к протокольным предложениям является правильной, если и только если она проводится по правилам логики (правилам вывода).

    Все остальные предложения признавались не просто ненаучными, а провозглашались неправильно построенными, а значит, к ним вообще не применимы характеристики «истинное» или «ложное»1. Отсюда следовал радикальный вывод: прежняя философия (метафизика) является ненаучной, поскольку оперировала неправильно построенными предложениями.

3. Все функции  знания сводятся к описанию. Если  мир представляет собой комбинацию  чувственных впечатлений и знание  может относиться только к чувственным впечатлениям, то оно сводится лишь к фиксации этих впечатлений. Объяснение и предсказание исчезают. Объяснить чувственное переживание можно было бы, только апеллируя к его источнику — внешнему миру. Неопозитивисты отказались говорить о внешнем мире, следовательно, отказались от объяснения. Предсказание должно опираться на существенные связи явлений, на знание причин, управляющих их возникновением и исчезновением. Неопозитивисты отвергли существование таких связей и причин. Т.о., как и у О. Конта или Э. Маха, здесь тоже остается только описание явлений, ответ на вопрос «как», а не «почему».

     Из этих основных принципов гносеологии неопозитивизма вытекают некоторые другие его особенности. Сюда относится, прежде всего, отрицание традиционной философии, которая всегда стремилась сказать что-то о том, что лежит за ощущениями, стремилась вырваться из узкого круга субъективных переживаний. Неопозитивист либо отрицает существование мира вне чувственных переживаний, либо считает, что о нем ничего нельзя сказать. В обоих случаях философия оказывается ненужной. Единственное, в чем она может быть хоть сколько-нибудь полезна, так это в анализе научных предложений и в разработке способов их сведения к протокольным предложениям. Поэтому философия отождествляется с логическим анализом языка. С отрицанием традиционной философии тесно связана терпимость неопозитивизма к религии. Если все разговоры о том, что представляет собой мир, объявлены бессмысленными, а вы, тем не менее, хотите говорить об этом, то безразлично, считаете вы мир идеальным или материальным, видите в нем воплощение воли Бога или населяете его демонами — все это в равной мере не имеет к науке никакого отношения, а является сугубо личным делом каждого.

     Еще одной характерной особенностью неопозитивизма является отрицание им какого бы то ни было развития в мире. Если мир представляет собой совокупность чувственных переживаний или лишенных связей фактов, то в нем не может быть развития, ибо развитие предполагает взаимосвязь и взаимодействие фактов, а это как раз и отвергается. Все изменения, происходящие в мире, сводятся к перекомбинациям фактов или ощущений, причем это не означает, что одна комбинация порождает другую: имеет место лишь последовательность комбинаций во времени, но не их причинное взаимодействие. Дело обстоит так же, как в игрушечном калейдоскопе: встряхнули трубочку — стеклышки образовали один узор; встряхнули еще раз — появился новый узор, но одна картинка не порождает другую и не связана с ней. Столь же плоским оказывается и представление о развитии познания. Мы описываем факты, их комбинации и последовательности комбинаций; мы накапливаем эти описания, изобретаем новые способы записи и... этим все и ограничивается. Знание, т.е. описание фактов, постоянно растет, ничего не теряется, нет ни потрясений, ни потерь, ни революций. Такое представление о развитии знания получило название «наивно-кумулятивной модели» развития науки.

     Однако скоро выяснилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, провалилась, поскольку его методологические основания являются несостоятельными. Так, сам принцип верификации оказался неверифицируемым, а значит (согласно этим критериям), и ненаучным.

     Судьба учения. В 1950—1960 гг. неопозитивизм подвергся особенно основательной критике и начал терять свое положение одного из ведущих направлений современной философии, а после 1960 г. он перестает существовать как самостоятельное направление. На смену ему пришел постпозитивизм — в форме лингвистической, а затем аналитической философии. 
 
 
 
 
 

ВЫВОД

    Основными  идеями неопозитивизма30-х гг. можно  считать, во-первых, отрицание всей  прежней философии как якобы  лишенной научного смысла, и учение  о "языке" как главном  и даже единств. объекте филос.  исследования (Поскольку анализ "языка" понимался вначале как чисто логический, Н. стал стирать грань между филос. и формально-логическими исследованиями.); во - вторых, принцип верификации, который утверждает, что проверка научной осмысленности предложений, а затем и их истинности (ложности) происходит через сравнение этих предложений с фактами опыта ("переживаниями" в терминологии Карнапа), в том числе ощущениями субъекта.

    В  настоящие время неопозитивизм  выступает в двух основных  разновидностях: "лингвистический  анализ" в Англии и "аналитическая философия" в США. Для философии лингвистического анализа (отчасти ей родственна "общая семантика") характерно, в отличие от логического позитивизма, нигилистические отношение не только к философии, но и к науке, поскольку она уклоняется уже не только от объяснения мира, но и от логико-философской проблематики языка наук. Лингвистический неопозитивизм считает, что философское построения навеяны неясностями в национальных языках, а философия и ясность мысли – несовместимы. Свою задачу он видит в устранении из повседневного языка всякой неясности значения, что будто бы должно упразднить филос. проблематику. Достижение этой задачи возможно, по его мнению, через рассмотрение всякого естественного языка как совокупности игр, в каждой из которых значения устанавливаются и отменяются конвенционально как перечень способов применения слова (концепция т.н. "семейных сходств"), а также через установление запрета переходить на чрезмерно высокие уровни абстрагирования (обобщения), на которых значения слов совершенно расплываются (концепция т.н. "контрастности" значений). 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТИРАТУРА

  1. Кохановский В.П. и др. Философия. – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
  2. «Философия» . Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водпьянов и др. – МН: ТетраСистемс, 2002.
  3. Новейшая философский словарь/ Сост и науч. Ред. А.А. Грицанов. – МН: Книжный Дом, 2003.
  4. «Философская Энциклопедия». В 5-х т. – М.: Издательство "Большая Советская Энциклопедия", 1960–1970.

 

 

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный  институт трудовых и социальных отношений» 
 
 
 

Кафедра «Кафедры профсоюзного движения и гуманитарно-экономических дисциплин» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Философия»

на тему «Философия неопозитивизма» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент 1 курса

ф-та МЭО  и М, гр.№ 923 з.                

Зуй Н. М. 
 

Проверил:

профессор  кафедры профсоюзного движения

и гуманитарно-экономических  дисциплин

Мартынов  М. И. 
 
 

Минск  - 2010

Информация о работе Философия неопозитивизма