Философия любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:56, сочинение

Краткое описание

Феномен любви интересовал многих философов разных времен. Так, например Платон в своем диалоге «Пир» пытается дать объяснение любви. Любовь как одна из главных заповедей рассматривалась и в Новом завете. Рене Декарт в своем труде «Страсти души» относит любовь к первым шести страстям. Так же все в том же труде «Страсти о душе», он пытается дать научное объяснение феномену любви. В работе Эриха Фромма любовь рассматривается как искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать. Так же в этой работе говорится, что любовь может быть направлена на разные объекты, и как следствие этого рассматриваются различные типы любви.

Содержимое работы - 1 файл

Философия любви.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Шопенгауэр также рассмотрел брак по расчету, и он его считал более крепким, чем по любви. Любовное чувство угасает, когда цель достигнута, и тогда можно обнаружить, что кроме слепой страсти людей больше ничего не связывает. И люди начинают понимать, что они не нужны больше друг другу. Брак же по расчету, построен на корыстных целях и даже если исчезнет любовная страсть, индивиды будут вместе, так как их помимо любви связывают ещё и деньги. Но хочу заметить, что Шопенгауэр подчеркивает, что брак по любви более возвышен, чем брак по расчету. «Мужчина, который при женитьбе руководится деньгами, а не своею склонностью, живёт больше в индивиде, чем в роде, а это прямо противоречит истинной сущности мира, является чем-то противоестественным и возбуждает известное презрение. Девушка, которая вопреки совету своих родителей отвергает предложение богатого и нестарого человека, для того чтобы, отбросив всякие условные соображения, сделать выбор исключительно по инстинктивному влечению, приносит в жертву своё индивидуальное благо благу рода. Но именно потому ей нельзя отказать в известном одобрении, так как она предпочла более важное и поступила в духе природы (точнее — рода), между тем как совет родителей был, проникнут духом индивидуального эгоизма».

Впрочем,  брак по любви тоже бывает со счастливым концом. Иногда между людьми возникает очень интересный феномен, который именуется дружбой. Дружба возникает тогда, когда мужчина и женщина имеют одинаковые интересы и сходятся во мнениях. И все же дружба не заменят любовь, она лишь помогает подержать ее на нужном уровне.

Фрейд различает два течения любви – нежное и чувственное. В норме они должны сливаться вместе в половой любви, в противном случае человек обречен, страдать импотенцией или фригидностью. Из этих двух течений нежное зарождается намного раньше, чем чувственное, еще в детстве начинают появляться его зачатки. Оно сначала направлено на членов семьи, на тех, кто занят воспитанием ребенка. Оно содержит и некоторую долю полового влечения, подтверждение этого является то, что ребенок обещает жениться на маме, сестре, воспитательнице.

При половом созревании к нежному течению присоединяется чувственное. Поначалу это чувственное течение бывает направлено так же на членов своей семьи, но потом когда ребенок осознает что это нехорошо, его чувственное течении любви начинает распространяться на кого-то из посторонних людей. Выбор этих посторонних опирается на первичные привязанности, то есть человек ищет кого-то похожего на маму, сестру или воспитательницу. Со временем, на этих посторонних людей переноситься и нежность, которая раньше была направлена на членов своей семьи. «Таким образом, нежное и чувственное течение должны слиться воедино».

Если же чувственное течение будет всегда под запретом, и не будет реализовываться вообще, то тогда может наступить психологическая импотенция или фригидность.

Сексуальное ограничение необходимо для культурного развития. Так как энергия либидо, не имея выхода, будет направлено на творчество. Именно при помощи ограничениям, считал Фрейд, становятся возможными достижения человеческой культуры. Ведь если бы мы имели возможность беспрепятственно получать сексуальные удовольствие, мы бы не отрывались от них для того что бы делать культурные открытия.

Важная заслуга Фрейда состояла в том, что, его концепция вызвала цепную реакцию со стороны других мыслителей. Многие не согласились с его концепцией, и в результате этого на свет появилось очень много трудов посвященных феномену любви.

Эрих Фромм, немецко-американский философ, ведущий представитель неофрейдизма утверждал, что способность любить важнейшая черта человеческой личности.

Фромм утверждал, что любовь это искусство, а не дар свыше. Так же он отрицал, что любовь это всего лишь инстинкт. Он также говорит, что люди заблуждаются, когда думают, что любовь приходит совершенно независимо от человека – как не подвластный ему инстинкт или как счастливый случай, который подарил ему любимого. Дело, прежде всего в том умеет ли человек любить. Фромм сравнивает способность любить, например, со способностью рисовать: например человек хочет научиться хорошо рисовать, а вместо того что бы учиться просто будет сидеть и ждать случая появления какого-либо предмета, воображая будто тогда он сразу станет потрясающим художником. Звучит глупо, неправда ли, ведь что бы стать профессионалом, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки. Точно также обстоит и с любовью, говорит Фромм.

Прежде чем начать говорить из чего же складываются умения любить, Фромм пытается объяснить, почему люди любят друг друга. «Любовь – это путь преодоления отделенности людей друг от друга».

«Полное – в достижении межличностного единения, слияния своего "я" и "я" другого человека, то есть в любви». Любовь является подлинным единением двух людей. Причем Фромм отмечает, что любовью можно называть лишь ее зрелую форму, а незрелые – это не любовь. Незрелые формы любви Фромм называет симбиотическим союзом.

При симбиотическом единении два человека связаны зависимостью, из-за которой каждый из них утрачивает свою внутреннюю целостность и свободу, а значит, – утрачивает свою индивидуальность. Фромм говорит, что есть два вида симбиотического союза.

«Пассивная форма симбиотического союза – это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм». Мазохист избегает невыносимого чувства изоляции и одиночества, делая себя неотъемлемой частью другого человека, который направляет его, руководит им, защищает его. Он является всем для него. Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение. Он всё, я – ничто, я всего лишь часть его. Я это часть величия, силы, уверенности. Мазохист не принимает решений, не идет ни на какой риск; он никогда не бывает, одинок, но не бывает и независим. Мазохистские отношения могут быть связаны с физическим, половым желанием, в этом случае имеет место подчинение, в котором участвует не только ум человека, но и его тело. Может существовать мазохистское подчинение судьбе, болезни, ритмичной музыке, оргиастическому состоянию, производимому наркотиком, гипнотическим трансом, – во всех этих случаях человек отказывается от своей целостности, делает себя орудием кого-то или чего-то вне себя. Он не в состоянии разрешить проблему жизни посредством созидательной деятельности.

«Активная форма симбиотического союза – господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм». Садист хочет избежать одиночества и чувства замкнутости в себе, делая другого человека неотъемлемой частью самого себя. Он как бы набирается силы, вбирая в себя другого человека, который ему поклоняется.

«В противоположность симбиотическому союзу любовь – это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности». Любовь это особая сила в человеке, которая способна преодолеть все лишь бы объединить людей. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом, позволяя человеку оставаться самим собой и сохранять свою индивидуальность. «В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя».

Зрелая любовь, по Фромму, предполагает определенный набор качеств, в которых индивид реализует свое чувство. Это забота, заинтересованность,   ответственность, уважение и знание.

Любовь невозможна без заботы, и это хорошо видно в любви матери к своему ребенку. Мать заботиться о нем, и если она забывает его покормить или вовремя поменять пеленки, то мы можем усомниться в ее любви.

«Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство». Человек, который любит, всегда заинтересован, что бы его любимый чувствовал себя комфортно и как можно лучше. Если нет заинтересованности, то мы так же можем усомниться в подлинности его любви.

Забота и заинтересованность в совокупности ведут к еще одному проявлению любви – ответственности. Ответственность – это не налагаемая извне обязанность, а внутренне осознанный долг заботиться о другом человеке. Ответственность это полностью добровольный акт. Любящий человек всегда в ответе за своего любимого. Мать ответственность побуждает заботиться о своем ребенке.

Ответственность могла бы легко выродиться в желание превосходства и господства, если бы не было еще одного компонента любви – уважения. «Уважение вовсе не страх и благоговение, а способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальность и желать, чтобы другой человек максимально развил свою индивидуальность». Уважение, таким образом, исключает диктатуру и насилие.

Фромм далее рассматривает различные типы любви. Он разделяет любовь, на различные типы исходя из объекта, на который она направлена.  Он выявил: братскую любовь, материнскую любовь, эротическую любовь, любовь к себе и любовь к богу.

Братская любовь по Фромму является наиболее фундаментальным видом любви, она составляет основу для других типов любви. Под ней он понимает ответственность, заботу, уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Братская любовь – это любовь ко всем человеческим существам. Фромм говорит: «Любовь к беспомощному человеку, любовь к бедному и чужому – это начало братской любви. Нет заслуги в том, чтобы любить человека одной с тобой крови».

«Материнская любовь, как я уже говорил, – это безусловная самоотдача во имя жизни ребенка и его потребностей». Но в этом типе любви, в отличие от братской любви предполагает определенное распределение ролей. Лет до 8-10 для ребенка проблема состоит почти исключительно в том, чтобы быть любимым, а не любить самому. Лишь позже начинает появляться стремление что-то дать родителям, то есть любить их, а не только быть любимым ими. Между родителями тоже имеется некоторое распределение ролей. Материнской любви к ребенку чаще свойственна безусловность, и она независимость от того, как к ней относится ребенок. Отцовская же любовь обычно – обусловленная, то есть любовь отца ребенок как бы должен заслужить, и отец всегда более требователен к ребенку. Сочетание безусловной материнской и обусловленной отцовской любви наиболее благоприятно для гармоничного развития ребенка считает Фромм. Зрелость материнской любви, по Фромму, заключается в том, что бы мать смогла научить ребенка самостоятельности.

Эротическая любовь отличается от братской и родительской тем, что направлена на единственного человека и жаждет нераздельного слияния с ним. К тому же, замечает Фромм, это самая обманчивая форма любви и ее легко спутать с влюбленностью, а влюбленность это незрелая форма эротической любви.  Влюбленность – это внезапное крушение барьеров, которые недавно существовали между двумя чужими людьми. Но преодоление этих барьеров происходит только один раз и пропадает чувство новизны, в этот момент пропадает влюбленность. Человек начинает познавать другого человека так же хорошо как самого себя, но он познает лишь поверхностно. «Если бы познание другого человека шло вглубь, если бы познавалась бесконечность его личности, то другого человека никогда нельзя было бы познать окончательно – и чудо преодоления барьеров могло бы повторяться каждый день заново». Состоятельность и длительность эротической любви в наибольшей степени зависит от того, насколько зрелым является у каждого из двоих умение любить.

Широко распространено мнение, что любить других это добродетельно, а любить себя это порочно. Считается что любовь к себе – синоним эгоизма. Но Фромм отрицает это и выстраивает следующую логическую цепочку. «Если добродетельно любить своего ближнего как человеческое существо, то должно быть добродетелью – а не пороком – любить и себя, так как я тоже человеческое существо». Любовь к своему «я» нераздельна, связанна с любовью к другому человеку. Фромм утверждает что человеческое «я» является таким же объектом, как и любой другой человек.

Возникает вопрос, что же тогда такое эгоизм, если не любовь к себе? Фромм говорит, что эгоист любит себя не слишком сильно, а напротив слишком слабо, можно даже сказать, что он ненавидит себя. «Из-за отсутствия созидательности, что оставляет его опустошенным и фрустрированным, он неизбежно несчастен и потому судорожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует. Кажется, что он слишком носится с собственной персоной, но в действительности это только безуспешные попытки скрыть и компенсировать свой провал по части заботы о своем "я"». Эгоистичные люди не способны любить других, но точно также они неспособны, любить и себя, так как эгоизм и любовь к себе это противоположности, которые взаимно исключают друг друга.

Религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, не отличается чем-то, от других типов любви. Она тоже берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Любовь к Богу для человека современного западного мира – «это, в сущности, то же, что и вера в Бога...». Как считает Фромм, Бог для нынешних людей все более становится символом, в котором выражается реальность духовного мира и все то высокое, к чему стремятся сами люди. Характер любви человека к богам соответствует природе любви человека к человеку.

Фромм рассматривал любовь как искусство, он определил, что любовь это стремление к единению. Так же он выделил отдельные типы любви и дал им объяснения. Основной его мысль это то, что истинная любовь не может быть направлена лишь на один объект. «Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотический союз».

Таким образом, рассмотрев различные точки зрения, можно сделать вывод, что любовь это не просто половая страсть с целью совокупления, но и нечто возвышенное. Человек не может жить без любви, так как она его облагораживает. Еще хочу заметить, что любовь находиться в тесной связи с дружбой и именно поэтому люди иногда дружбу принимают за любовь и наоборот любовь за дружбу.

 

15

 



[4] 


Информация о работе Философия любви