Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:28, реферат
Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, — вот цель и задача философии, согласно Эпикуру.
Каноника Эпикура 4
Физика Эпикура 5
Этика Эпикура 6
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Филиал ЯГПУ имени К.Д. Ушинского
Кафедра
социально – гуманитарных дисциплин
Тема: « Философия и учения Эпикура (Epikuros)
342 или
341 – 271 или 270 до н. э.»
Исполнитель: Явге А.С
Группа
27
Декабрь 2011
Каноника Эпикура 4
Физика Эпикура 5
Этика Эпикура 6
Заключение 9
Список
использованной литературы 10
В своём реферате я рассмотрела учения древнегреческого философа Эпикура, который являлся основателем эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), его основные учения о теория познания, учение о природе («физика»), учение об обществе и человеке
Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, — вот цель и задача философии, согласно Эпикуру.
Задача философии
Философию Эпикур понимает и определяет как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий.
Цель философии Эпикура — не чистое умозрение, не чистая теория, а просвещение людей. Но это просвещение должно основываться на учении Демокрита о природе, должно быть свободно от допущения в природе каких бы то ни было сверхчувственных начал, должно исходить из естественных начал и из причин, открываемых в опыте.
Философия делится на три части. Главная из них — этика, содержащая учение о счастье, об его условиях и о том, что ему препятствует. Вторая ее часть, предшествующая этике и ее собой обосновывающая, — физика. Она открывает в мире его естественные начала и их связи и тем самым освобождает душу от гнетущего страха, от веры в божественные силы, в бессмертие души и в тяготеющий над человеком рок, или судьбу. Если этика есть учение о цели жизни, то физика — учение о естественных элементах, или началах, мира, об условиях природы, посредством которых эта цель может быть достигнута.
Однако без познания природы невозмутимость невозможна. Отсюда необходимость физики. Однако существует и условие самой физики. Это знание критерия истины и правил ее познания. Без этого знания невозможна ни разумная жизнь, ни разумная деятельность. Эпикур называет эту часть философии «каноникой» (от слова «канон», «правило»). Канонике он посвятил особое сочинение, в котором указал критерии истины. Это 1) восприятия, 2) понятия (или общие представления) и 3) чувства.
Восприятиями Эпикур называл чувственные восприятия предметов природы, а также образы фантазии. И те и другие возникают в нас вследствие проникновения в нас образов, или «видиков» вещей. По виду они подобны твердым телам, но далеко превосходят их по тонкости: "существуют очертания (отпечатки, оттиски), подобные по виду плотным телам, но по тонкости, далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию. Эти очертания мы называем образами.
Понятия, или, по сути дела, общие представления, возникают на основе единичных представлений. Их нельзя отождествлять ни с логическими, ни с врожденными представлениями. Будучи очевидным, восприятие, так же как и общее представление, всегда истинно и всегда верно отражает действительность. Даже образы фантазии, или фантастические представления, этому не противоречат, и они отражают действительность, хотя не ту, какую отражают восприятия наших органов чувств. Поэтому именно чувственные восприятия и основанные на них общие представления оказываются, в конечном счете, критериями знания: «Если ты борешься со всеми чувственными восприятиями, то у тебя не будет ничего, на что можно бы было сделать ссылку, при суждении о тех из них, которые, по твоим словам, лживы». Все критерии, кроме ощущения, у Эпикура вторичны. По его мнению, "предвосхищающим" ощущения знанием является знание, которое уже было некогда получено нами из ощущений. Таким образом, такое знание предвосхищает не ощущения, не опыт вообще, а лишь новый опыт, позволяя лучше ориентироваться в окружающем нас мире, узнавать сходные и различные между собой предметы.
Заблуждение (или ложь) возникает вследствие суждения, или мнения, которое утверждает что-либо как действительность, принадлежащую якобы самому восприятию (в собственном смысле слова), хотя это на деле не подтверждается восприятием или опровергается другими положениями. Согласно мнению Эпикура, источник такого заблуждения, или ошибки, в том, что мы относим в нашем суждении наше представление не к той действительности, с которой оно связано на самом деле в нашем восприятии, а к какой-либо другой. Так происходит, например, когда мы относим фантастическое представление кентавра, возникшее вследствие сочетания или переплетения образов человека и коня, к действительности, воспринимаемой органами наших чувств, а не к образу, «Ложь и ошибка, — поясняет Эпикур, — всегда лежат в прибавлениях, делаемых мыслью [к чувственному восприятию] относительно того, что ожидает подтверждения или неопровержения, но что затем не подтверждается [или опровергается]. Таким образом, чувства не ошибаются - ошибается разум, так как он даже утверждает, что видения безумцев и спящих тоже истинны.
В физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Он вслед за Демокритом придерживался идеи об атомном строении вещества. Мыслитель выдвинул идею о том, что не все в мире происходит по необходимости, в нем есть место и для случайности. Разобраться в диалектике необходимости и случайности можно лишь познав их. Указав на знание как средство подчинения необходимости разумному действующему человеку, Эпикур тем самым указал на реальный путь возвышения над необходимостью, подчинения ее своим интересам. Это обстоятельство позволило философу рассматривать человека в мире не как марионетку, а как свободного творца своих поступков, своей судьбы. Иными словами, в познании явлений, протекающих в силу необходимости и случайности, Эпикур видит путь к свободе.
Эпикур стремился дать в своём учении практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела, демокритическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.
Мыслитель осознавал трудности познания окружающего мира, вытекающие из несовершенства органов чувств как средств познания. Это заставило его искать основание, опора на которое давала бы правильные знания о мире и обеспечивала бы реализацию свободы. Такое основание Эпикур увидел в благоразумии, которое он ценил даже выше философии. Высокая оценка благоразумия объясняется тем, что Эпикур рассматривает его как особое качество, сформировавшееся у личности на основе освоения ею философских знаний. В данной связи он рассматривает и саму философию. Она для Эпикура имеет ценность лишь в той мере, в какой отвечает потребности формирования у человека благоразумия. Благоразумие как человеческая способность формируется в ходе воспитания. Оно избавляет человека от безграничных вздорных страстей и страха, что является непременным и первым условием обретения способности счастливо мыслить и избегать несчастья. Эпикур считал, что достижение счастья должно предусматривать высвобождение человека от уз общественной деятельности, имея в виду участие в политической деятельности. Однако этим учение Эпикура о счастье, как составной части его этики, не ограничивается. Оно связано с учением об атараксии или безмятежности, которые им рассматриваются как состояния, тождественные счастью. Следует заметить, что понимание атараксии как особого состояния разумного существа, по-видимому, является результатом восприятия Эпикуром идей восточных мудрецов. Оценка безмятежности как идеала человеческого существования была широко распространена в условиях общественной нестабильности. Разрабатывая проблемы этики, которая в системе философствования Эпикура занимает главенствующее место, и сравнивая состояние атараксии и безмятежности со счастьем, Эпикур не был склонен, подобно мудрецам древнего Востока, видеть в безмятежности единственное условие счастья. Безмятежность (атараксия) у него — это лишь условие одного из видов удовольствий, которые он делил на активные и пассивные или удовольствия покоя. Последние и выступают, согласно Эпикуру, результатом безмятежности. Для Эпикура атараксия скорее состояние сосредоточенности в процессе познания, помогающее достичь истинного знания, благодаря отрешению от восприятия побочных эффектов и следованию важнейшим принципам достижения истинного знания.
Достижение
счастья предполагает реализацию многочисленных
желаний. Философ считал, что свободное
от ошибок сочетание желаний при выборе
линии поведения во многом зависит от
самой личности. Согласно Эпикуру, организация
счастливой жизни требует не свободного
проявления знаний, а четкой их реализации
в заранее установленных пределах. Ибо
отсутствие ограничения личностью своих
желаний влечет за собой нежелательные
последствия. Мыслитель учит, что если
неисполнение желания не влечет страдания,
то такое желание не является необходимым.
В то же время он рекомендует удовлетворять
те желания, от которых зависит человеческая
жизнь, т. е. желания есть, одеваться и т.
д. Иными словами, надо соблюдать меру
в реализации желаний и получения удовольствий.
Последние могут быть получены лишь при
соблюдении меры в потребностях, реализуемых
в желаниях. Проблема удовольствий занимает
особое место в этике Эпикура. В ней мыслитель
вслед за Аристипом из Кирены (435 — 360 гг.
до н. э.) и признавал, что для человека
высшим является удовольствие. Эта точка
зрения характерна для гедонистической
этики. При этом удовольствие признается
за начало и конец счастливой жизни. Однако
в отличие от Аристипа, который рассматривал
удовольствие как положительное состояние
наслаждения, Эпикур связывал удовольствие
с отсутствием страдания. Эпикур понимал
удовольствие как рубеж, за которым начинаются
страдания. Умеренность во всем, в том
числе и в удовольствиях, рассматривается
мыслителем как самостоятельное и значительное
благо. По мнению философа, тот, кто привык
к умеренности, не будет страдать, когда
многого нет и приходится довольствоваться
малым. Эпикур отнес к числу важнейших
условий счастливой жизни прежде всего
такие, казалось бы, элементарные, но чрезвычайно
важные для поддержания жизни потребности,
как потребности в пище и тепле. По его
мнению, удовлетворение этих потребностей
порождает самые приятные удовольствия.
Философия Эпикура — величайшее и наиболее последовательное материалистическое учение Древней Греции после учений Левкиппа и Демокрита. Главной и конечной задачей философии Эпикур признал создание этики — учения о поведении, способном привести к счастью. Но эта задача может быть решена, думал он, только при особом условии: если исследовано и выяснено место, которое человек — частица природы — занимает в мире. Истинная этика предполагает истинное знание о мире. Поэтому этика должна опираться на физику, заключающую в себе как свою часть и как свой важнейший результат учение о человеке.
В итоге этика
Эпикура оказалась учением, противостоящим
суеверию и всем верованиям, унижающим
достоинство человека. Для Эпикура
критерий счастья (аналогичный критерию
истины) — чувство удовольствия.
Благо — то, что порождает удовольствие,
зло — то, что порождает страдание.
Разработке учения о пути, ведущем
человека к счастью, должно предшествовать
устранение всего, что стоит на этом
пути.
1. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб для вузов.-М.:Высш.шк, 2001
2. В.Ф.Асмус. Античная философия.
3. Сайт www.phylosofy.ru: письма Эпикура к Менекею, Геродоту
Информация о работе Философия и учения Эпикура (Epikuros) 342 или 341 – 271 или 270 до н. э