Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:14, курсовая работа
Религия и философия - две основные движущие силы человеческой цивилизации, которые устремлены к поиску совершенного блага человека. О результатах этого поиска на настоящий момент нет необходимости говорить много: мир стоит на грани глобального кризиса, грозящего уничтожить не только все достижения человечества, но и саму жизнь на земле. Виноват в этом, очевидно — сам человек, его бурная деятельность.
Церковь делилась на епархии (Киевскую, Новгородскую, Черниговскую, Ростовскую, Владимирскую и др.) — церковные области, возглавлявшиеся епископами. Границы епархий совпадали с границами княжеств. В Киеве располагался центр управления церковью во главе с митрополитом, который назначался или утверждался по представлению русских князей константинопольским патриархом. И только новгородского митрополита выбирало вече в сане архиепископа.
После разорения Киева татаро-монголами киевский митрополит переехал на жительство в город Владимир. При Иване Калите церковный центр во главе с митрополитом Петром был перенесен в Москву.
В 1448 г. великий князь Василий Васильевич созвал в Москву на собор епископов Русской земли. Главой церкви был избран митрополит рязанский Иона с титулом «митрополит Московский и всея Руси». С этого времени Русская Православная Церковь обрела независимость от константинопольского патриарха.
В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича и с согласия константинопольского патриарха и восточных патриархов главе Русской Православной Церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Первым патриархом стал митрополит Московский Иова.
На протяжении тысячелетней истории в Русской Православной Церкви как в живом организме происходили различные изменения, связанные с потрясением в обществе. Так, Петр I в 1721 г. заменил единоличное управление патриарха. Был учрежден постоянный духовный собор — Духовная Коллегия, которая затем называлась Святейшим Синодом.
Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917—1918 гг., совпал с революционным процессом в России. Он восстановил Патриаршество. Патриархом был избран Тихон.
В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находятся епархии на территориях государств бывшего СССР, в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и других местах мира.
2.4.3 Ислам.
Возник в Западной Аравии в VII в. и распространился по странам Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Ежегодно Мекку посещают 1,5—2 миллиона мусульман. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.
Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, при правлении халифа Османа, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий — Сунна о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсаниты и др.
На основе Корана был разработан шариат — свод мусульманского права. Мусульманский календарь основан по фазам Луны, поэтому его год на несколько дней короче христианского. Главный праздник мусульман — курбан-байрам (жертвоприношение). В России ислам получил распространение среди татар, башкир и народов Северного Кавказа.
Рассуждая о религии вобще, следует сказать, что она на протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни, поэтому данный вопрос необходимо рассматривать как сложное социальное образование. Однозначная оценка не дает полноты картины. Можно взять примеры из православия в России. Принятие его диктовалось социальной действительностью, язычество противилось объединению русских княжеств в единое государство. Также конкретно-исторически следует оценивать влияние на жизнь общества любой религии. Каждая из них оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения людей, что указывает на значимость религии в формировании государства, общества и человека.
3.ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими [2]. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания [1].
Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".
Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» [1].
Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения:
в философии опора на рационально-теоретическое знание, в религии - на веру, вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения;
2) мышления:
философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств;
3) сознания:
философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) [3].
Подобные мысли и у А.С. Кармина:
1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои утверждения;
2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы;
3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам [2].
Взаимодействие философии и религии проявляется:
1) в религизации философии:
а) в религиозности философии;
б) в учете в деятельности философа уровня и направленности религиозности в обществе;
2) в философизации религии:
а) в занятии философией служителей культа;
б) в создании философских школ (направлений) на религиозной основе [4].
Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направление - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией [2].
Заключение.
Философия всегда видела благо в познании Истины. Однако ища ее на пути дискурсивного мышления, и не имея никакой возможности доказать способность человеческого гаtio к адекватному постижению действительности, философия вынуждена была свои исходные положения постулировать, при этом нередко заимствуя их у религии. В решении же основного вопроса жизни — ее смысла и блага — она нередко или сливалась с теологией, становясь ее служанкой, или обособлялась, порождая новые системы, истинность выводов которых не могла доказать. Поэтому все философские школы никогда не поднимались выше требования веры своим утверждениям. При этом дистанция, отделяющая понимание блага в одной системе от другой, часто оказывалась бесконечно великой.
Религия (в данном случае речь идет только о православии), которая не есть ни наука, поскольку объектом ее постижение является мир духовный, ни философия, так как существо религии — в непосредственном сердечном, а не рациональном, постижении Бога.
Православие, как и любая религия, в своем свидетельстве о благе аппелирует непосредственно к Откровению и к церковно-историческому опыту богопознания. Здесь в истинности познаваемого человек удостоверяется не посредством своих пяти чувств, хотя бы и усиленных приборами, не опосредованным путем логики (гаtio), а непосредственным фактом особого созерцания (феории), внутреннего опыта. И если справедливо, что "Истина не доказуется, а показуется", то это вполне верно по отношению к тому благу, о котором говорит православие.
Решение вопроса о благе в Православии исходит из исповедания бытия Бога и бессмертия человеческой личности. Принципиально важно отметить при этом, что вера в то и другое не является ни постулатом "чистого разума", ни его не выводами, но фактами общечеловеческого религиозного опыта.
По христианскому Откровению Бог есть Сущий (Бытие), Триипостасная Любовь, Премудрость, Истина. Этих определений достаточно, чтобы видеть, что Бог и есть то Благо, Которым все живет и движется и существует " (Деян.17;28), и что, следовательно, смысл человеческой жизни заключается в целостном (умом, сердцем и телом) познании Его, приобщении к Нему. В православном богословии это приобщение именуется обожением.
Предлагаемый православием идеал блага отвечает основным целям человеческих исканий, поскольку очевидно, что достоверное познание Истины (цель философии) возможно лишь через знание Сущего, то есть Бога. Познание же Бога или приобщение к Нему, единение с Ним является не только главной, но и единственной целью человеческой жизни по православному учению.
Почему можно принять православный взгляд? Конспективно основные положения можно представить в следующих пунктах.
1. Он не имеет "противопоказаний". Православие в своем учении не предлагает ничего, что противоречило бы точно установленным научным истинам, или могло бы отрицательно влиять на нравственное состояние личности и общества, на развитие мысли, науки, культуры в целом, о чем убедительно свидетельствует история. Напротив, оно предлагает человеку идеал такой духовной жизни, которого не знала ни одна религия и философия и который не только соответствует самым глубоким и чистым стремлениям человеческой души, но и показывает, особенно на примерах святых, как преображается личность, ставшая на путь неформальной православной жизни.
2. Православие удовлетворяет важнейшей потребности человека — дает конкретный и исчерпывающий ответ на вопрос о смысле и цели его жизни: богоподобное, вечное бытие личности. При этом достижение указанной цели не игнорирует никаких реальных потребностей человека и действительных ценностей этой жизни. Знаменитое "пари" Б. Паскаля (в его "Мыслях") хорошо это иллюстрирует: человек, живя по-христиански, ничего не теряет на земле даже если нет Бога, если же Он есть, то приобретает бесконечное в Нем благо; живя же вопреки Евангелию, человек по меньшей мере ничего не выигрывает здесь, но зато, если Бог есть, всего лишается в вечности.
4. Православие в чисто формальном плане удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к любой научной теории. Оно, во-первых, предлагает факты, подтверждающие его истинность, во-вторых, указывает реальный путь проверки своих утверждений. Этим оно принципиально и по существу отличается от всех атеистических мировоззрений и систем мысли, требующих от человека веры и только веры, поскольку они не имеют и не могут иметь ни фактов, свидетельствующих о небытии Бога, ни тем более дать ответ на важнейший для них вопрос: "Что должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога"?
5. История свидетельствует об истинности Православия не поддающимся никакому естественному объяснению фактом сохранения и распространения христианства в условиях трехвекового жестокого преследования и физического уничтожения христиан, начиная с казни Самого Иисуса Христа. Христианство, как ни одна религия в мире, дало такое количество мучеников за веру (десятки и десятки миллионов), которое полностью исключает возможность объяснения этого беспрецедентного в истории явления какими-либо обычными причинами (фанатизмом, идейной убежденностью, психическими болезнями, увлеченностью христианством как модой и т.д.).
6. Все основные христианские истины (Единство Бога при Троичности Ипостасей, Богочеловечество Иисуса Христа, Спасение Крестом, Воскресение и др.) принципиально отличны от всех древних нехристианских аналогов и невыводимы из каких-либо систем мысли того времени. Апостол Павел потому писал: Мы проповедуем Христа распятого: иудеям соблазн, эллинам безумие (1Кор.1;23).
По мнению профессора. А. И. Осипова, православное понимание блага исходит не из слепой веры, но имеет под собой самые серьезные основания.
Что могло бы дать православие философии:
*ясную целенаправленность и высший смысл философских изысканий;
*осознание необходимости и приоритетности духовно-нравственных критериев в определении полезности (истинности) любой и всей познавательной, исследовательской, творческой деятельности человека;
*ограждение ученого от страсти "познания ради познания", рабство которой все с большей очевидностью приближает современное человечество к реальности франкенштейнов, подтверждая мудрость слов св. Каллиста Катафигиота: "Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть";
*способствовало бы нахождению более полноценных и нравственно оправданных направлений развития системы научного, философского и гуманитарного образования и разрешению одной из серьезных проблем — соотносительной значимости религии, философии и науки в жизни и всей практической деятельности человека;