Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:40, реферат
Философия формирует мировоззрение современного человека и служит общим методологическим основанием естественнонаучного познания и составляющих его дисциплин. Философия всегда являлась чем-то большим, чем наука. Это система идей, взглядов на мир и место в нем человека. В общем ряду исследований, которыми веками занимались и занимаются философы, не последнее место отводится экономике. Экономика интересует философов как: 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции, 2) хозяйство какой-либо страны или
Более фундаментальный подход к данной проблеме формулируется С. Глазьевым. В статье «Как построить новую экономику» [Эксперт, № 7 , 20−26 февраля 2012, с. 54−57] академик РАН ведет речь о необходимости структурной перестройки российской экономики на основе нового технологического уклада, построения новой экономики − экономики знаний.
Времени у нас немного. «…В преодолении структурного кризиса, − считает С. Глазьев. − важно время освоения производств нового технологического уклада. Те, кто это делает в начальной фазе его развития, получает сверхприбыль, вкладывая при этом немного средств и формируя очередную волну роста».
Собственно, точно такие же проблемы стоят и перед экономиками стран Евросоюза, Соединенных Штатов и др.
IV
Дело в том, что в условиях глобализации кризисам подвержены экономики практически всех стран, за некоторым исключением (например, Китай). В этих обстоятельствах наблюдается рост межстрановой конкуренции, конкуренции государств и их компетенции в обеспечении благоприятных условий развития национального бизнеса и экономики.
Конкурентоспособность сегодня является атрибутом таких экономических объединений, как страны и регионы. Для фирм более приемлемым остается традиционное понятие «конкурентная позиция».
Политические силы, действующие на международном рынке, расценивают принцип конкурентоспособности национальной экономики как нечто максимизирующее конкурентные преимущества фирм, находящихся под их юрисдикцией. На самом деле, важно положение национальной экономики «друг против друга» с другими странам, что и является основным легитимным фактором для правительств.
Стратегическая значимость конкурентоспособности и для экономической политики, и для политической идеологии проистекает из двух факторов. С одной стороны, растущая зависимость экономики, особенно рынков капитала и валютных рынков, делает все более сложным существование подлинно национальной политики отдельной страны.
Практически все страны вынуждены следить за тем, как развивается их сотрудничество и конкуренция с другими, в то время как темп развития их общества и политики не всегда синхронизирован с экономическими изменениями. Конкурировать – значит укреплять свое положение с целью приобретения большей значимости в процессе переговоров, где все политические силы объединяют стратегии в единую взаимосвязанную систему.
С другой стороны, конкурентоспособность вышла на первый план для правительства, бизнеса, СМИ, политологов, а недавно и для экономистов – в результате вызова, брошенного странами Азиатско-Тихоокеанского региона прежде неоспоримому господству американских компаний на международной арене.
Новые технологии и отрасли по праву рассматривались как основной инструмент глобальной конкуренции и хороший показатель конкурентоспособности. Для этого правительства стимулировали и поддерживали программы технологических инноваций и перестройки управления, сначала – в странах АТР, затем – в Европе, наконец, – в США под вывеской политики конкурентоспособности.
Процесс глобализации выливается в рост производительности, потому что фирмам приходится улучшать качество работы, когда они сталкиваются с более сильной мировой конкуренцией или завоевывают долю международного рынка.
В процессе объединения стран в глобальную экономику всплывают особые политические интересы каждого государства, которые непосредственно влияют на судьбу экономической конкуренции национальных фирм или компаний, находящихся на территории страны.
Новая форма государственного вмешательства в экономику явно объединяет в единую стратегию конкурентоспособность, производительность и технологию. Новое государство поддерживает технологическое развитие собственных отраслей и их производственную инфраструктуру, чтобы увеличить производительность и помочь своим фирмам конкурировать на мировом рынке. Одновременно некоторые правительства максимально ограничивают проникновение зарубежной конкуренции на собственные рынки, создавая тем самым конкурентные преимущества отдельным отраслям в период их становления.
По мнению Н.Н. Александрова «возникает новый и слабо изученный макроуровень, на котором конкурируют не только фирмы, но и государства между собой и с фирмами.
Масштаб и качество изменений привели к возникновению новой теоретической парадигмы – парадигмы конкурентоспособности, где конкурируют между собой хозяйствующие субъекты всех уровней – от фирм до государств и союзов государств» [1].
Автор задается вопросом: «Должна ли страна для того, чтобы претендовать на ведущие позиции по уровню конкурентоспособности, иметь лидерство во всех отраслях экономики? Или достаточно лидерства в ключевых высокотехнологичных отраслях?». Если положительный ответ дан на второй вопрос, то по какому критерию выделять «ключевые» отрасли; реалистично ли ожидать, что какая-либо страна способна одновременно поддерживать лидерство во всех этих отраслях, учитывая ограниченность ресурсов в экономике и технологическую взаимозависимость стран в современном мире? В целом можно констатировать, что данный подход пользуется известной популярностью среди специалистов в области международных отношений, однако отношение к нему со стороны профессиональных экономистов остается весьма критическим [1].
1. Александров Н.Н. Философия экономики. Рыночный период.−М., 2011.
4. Асмус В.Ф. Античная философия: Уч. пособие. 2-е изд.−М., 1976.
5. Булгаков С.Н. Философия хозяйства/Соч. в 2-х т.−
М., 1993.
6. Гребнев Л.С. Философия экономики / Учебник. Под ред.
В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.−М., 1996.
7. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 2. Человек. Общество. Культура.−М., 1991.
8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. СПб., 1994; Т. 2. Средневековье. СПб., 1995; Т. 3. Новое время. СПб., 1996.
9. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Уч. хрестоматия. 2-е изд.−М., 1996.
10. Хрестоматия по философии: Уч. пособие / Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин.−М., 2009.
11. Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета): Справочник
по философии Запада XX века.−М., 1994.
12. Шумпетер Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса.−М.,2011.
11
[*] Любопытно, что автор в первой главе книги замечает: «…философии чего-то не бывает. Но авторитет философии так велик, что в англоязычной периодике можно встретить даже «философию унитаза», в искусстве – «философию борделя» и т.д. Над этим стремлением унизить философию можно и посмеяться и погрустить…».