Джон Локк о человеческом познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: выделить и проанализировать основные идеи теории познания Локка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Основные идеи теории познания Д. Локка 5
2. Уровни познания и виды истинности. 13
3. Соотношение первичных и вторичных качеств по Локку 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

     Значит, отрицательным или ограничительным, - итогом всего его исследования будет понимание, что далеко не все вопросы - традиционные вопросы метафизики - под силу человеческому разуму. Зачем мы вообще... – вот, надо понимать это четко – зачем браться за исследование души, за исследование способностей души? Какой смысл это имеет? Можно ответить, конечно, на этот вопрос, что это самоценно – это действительно так, не надо искать никакой другой пользы; просто само по себе важно. Но есть и внешняя польза.

     После того, как мы узнаем, как устроено наше познание, мы автоматически очертим вокруг него некие пределы, за которые наши способности пробираться не в состоянии, - вот это так называемая ограничительная задача.

     Решить  эту задачу можно лишь в результате строгого и тщательного анализа душевных сил. Это положительная сторона. То есть и позитивная часть – собственно анализ устройства души, - и ограничительные выводы, которые из этого вытекают; Локк четко проговаривает вот эти две стороны вопроса. И потом это многократно дублировалось, вот такая структура, в сочинениях новоевропейских авторов: у Юма, например.

     Самый известный пример – это кантовская «Критика чистого разума» - это одновременно исследование трансцендентальных способностей познания, т.е. позитивное некое действие, и ограничение познаваемых объектов. И слово «критика» включает в себя два смысла, и вот в «Критике чистого разума» эти два смысла действительно очень удачно объединяются. Критика – это и некое несогласие, отрицание; и критика – это исследование, если говорить об этимологии слова.

     Вернемся  к Локку. После того, как он завершает  артподготовку, он приступает к выяснению  вопроса, откуда же берутся идеи? Перед  ним два варианта: либо они априорны, то есть уже заранее даны в душе, либо из опыта. Других вариантов нет. Доопытные идеи называются врожденными. Локк доказывает, что таковых нет. Как он это делает? Он использует очень простой и действенный аргумент. Он задает вопрос: «Скажите, вот врожденные идеи – допустим, они есть. Но что значит «врожденная идея»? Это значит, что она исконно присуща человеческой природе; не какому-то конкретному человеку, неважно, где это человек живет, в каких условиях, и т.д. – если идея врожденна, она всегда будет присутствовать в нем. Так? Значит, если у человека есть врожденные идеи, то они должны быть у всех людей; поскольку, если они присущи человеческой природе, то, соответственно, должны быть присущи и всем людям, которые люди именно потому, что они имеют человеческую природу. Итак, если врожденность связана со всеобщностью идей – если они всеобщи, то они должны быть всем понятны сразу же[4,175].

     Локк  говорит о внутреннем чувстве  как одном из источников идей - о  внутреннем опыте. Но что раскрывает нам этот опыт? Он раскрывает нам  устройство собственной души и ее способностей. Значит, предполагается уже, самой фигурой речи предполагается, что есть душа, обладающая определенными способностями, которые присущи ей независимо от внешних предметов. И эти способности мы можем назвать врожденными. Способности врожденными можно назвать. Что Локк и делает.

     Он  признает врожденные способности –  на этот раз уже прямо. Врожденные способности души – это те законы, по которым осуществляется деятельность души и которые находятся, принадлежат  ее природе, а не берутся откуда-то извне. Эти законы можно открыть во внутреннем чувстве. Эти законы, или формы деятельности, в точности соответствуют тому, что Декарт назвал бы «врожденными идеями II класса», как то: мышление, сознание и т.д. То есть и в этом плане различие между Декартом и Локком невелико.

     Итак, если нет врожденного знания в  таком абсолютном смысле, а можно  говорить лишь в условном ключе, то тогда все наше знание берется  из опыта. Опыт бывает, я уже говорил, внешний и внутренний. Идеи внешнего опыта, или внешнего чувства, Локк называет идеями ощущений. Идеи, которые поставляются нам внутренним чувством, он называет идеями рефлексии. Опять-таки, термин «идея» широко им употребляется. Идеей он называет то, что вы сейчас непосредственно ощущаете перед собой – тетрадки, ручки, - это идеи по Локку, а не сами вещи. Он придерживается той же концепции дуплицированного мира, что и Декарт. Идея ощущения, продолжает он, возникает в душе в результате воздействия на нас внешних предметов.

     Далее посмотрим, как Локк различал простые  и сложные идеи[1].

     Простая идея (определение довольно трудное, как и всякое элементарное понятие) – это такой предмет мысли, в котором мы никоим образом не можем обнаружить внутреннюю структуру, часть. К примеру, представление  о цвете: красный цвет – яркий  образец простой идеи. Или какой-нибудь вкус возьмем, запах: никаких частей в запахе нельзя найти - это простая идея. Простые идеи могут объединяться; возникают конгломераты, которые Локк называет сложными идеями. Пример сложной идеи – комок снега. Этот образ объединяет в себе белизну, холод, рассыпчатость и многие другие качества, каждое из которых является простой идеей.

     Простые идеи надо отличать от модусов простых  идей – довольно сложное понятие  локковской философии. Модусы простых  идей возникают при повторении, при размножении одной и той же качественной определенности. Пример – протяжение. Если мы спрашиваем: идея протяжения – простая или сложная идея, то мы оказываемся в несколько двусмысленном положении, по Локку. С одной стороны, протяжение мыслится как однородное что-то. Это говорит за то, что это простая идея. Но с другой стороны, протяжение делимо. А делимость – качество сложной идеи. Локк сочетает эту амбивалентность в термине «модус простой идеи».

     И сами сложные идеи Локк тоже классифицирует[4,92]. Он подразделяет их на три класса: идеи субстанции, идеи модусов (идея субстанции – это, например, человек – вот идея субстанции (какая субстанция здесь не указывается – просто субстанция, неважно, какая); модус (пример сложной идеи (не простого модуса, а сложного) – идея красоты) и идеи отношения (например: причина – коррелятивное понятие). 

2. Уровни познания  и виды истинности 

          Вопрос об истине был понят  Локком как проблема отображения  реальных сущностей в человеческом  познании. Четвертая книга «Опыта о человеческом разумении» посвящена рассмотрению границ познания, природы истины и соотношения разума и веры.

          Философ проводит различие между  видами знания по степени его  очевидности, а очевидность ставит  в зависимость от способа восприятия человеком соответствия и несоответствия идей вещам и друг другу. Локк выделяет три вида (уровня) познания.

          Первый из них, и притом исходный, — это чувственное познание, содержанием  которого оказываются идеи первичных  и вторичных макрокачеств. По убеждению Локка, чувственный опыт доставляет чрезвычайно достоверное, близкое по своей очевидности и бесспорности к безусловной интуиции знание о факте существования внешнего мира. Мы знаем, что очевидность есть в действительности продукт уроков общественно-исторической практики; Локк же, как известно, понятием практики не оперировал. Но он настолько высоко ценил значение непосредственных чувственных констатации, что по сравнению с ними «достоверность», скажем, догматов религиозной веры проигрывает у него по всем статьям. Однако в отношении конкретной полноты знания о вещах ощущения страдают нетвердостью и случайностью, что вытекает из неполной надежности идей вторичных качеств и из устремленности их на единичное. В отличие от Декарта Локк придает определенное значение условному и вероятному познанию, получаемому через эмпирические аналогии и свидетельства других лиц и тем значительнее восполняющему пробелы в истинном познании природы, чем менее противоречит оно уже известной части истины и чем более велико число подтверждающих его лиц.

          Но все же Локк воспринял  от Декарта и Гоббса рационалистическое  убеждение в том, что подлинное  знание должно быть безусловным  и абсолютно достоверным. Это  знание всеобщее, необходимое и  для ума очевидное. Так, «несколько первичных качеств стоят в необходимой взаимной зависимости...» Локк повторил картезианскую критику в адрес неполной индукции, хотя его собственный третий способ образования производных идей в значительной мере слагается из таких же индуктивных приемов и в позитивной разработке проблемы сам он остался в плену узкоиндуктивистских представлений о способах познавательного использования чувственного материала.

          Чувственному виду (уровню) познания  соответствует, по Локку, истинность  отдельных идей. Простые идеи внешнего опыта истинны, если они точно отображают свойства вещей вне нас, и это имеет место в случае ощущения первичных качеств. Здесь истинность состоит в соответствии идей обозначаемым этими идеями свойствам предметов.

          Высшим видом (уровнем) познания Локк считает интуитивное. Здесь налицо прямое влияние «Правил для руководства ума» Декарта. Но Локк решительно отверг врожденные идеи картезианцев, так что перед нами интуиция, но без врожденных идей. Она обращена на идеи опыта, в том числе чувственного. Рассуждая об интуитивном познании, Локк имеет в виду непосредственное восприятие разумом человека соответствия и несоответствия сенситивных или же сравнительно простых, т. е. достаточно «наглядных», рациональных идей друг другу. В наибольшей степени эта умственно-воззрительная деятельность имеет место при втором способе образования сложных идей, т. е. при сопоставлении идей и установлении отношений между ними. Здесь «ясные выводы, так сказать, напрашиваются сами собой» как самоочевидные.

          «Применительно к интуитивному  познанию Локк пользуется понятием  истинности как «соответствия» между идеями. «Соответствие» идей как искомый результат интуиции имеет у Локка несколько значений: интуиция призвана выявить либо фактическое существование, тождество и совместимость между идеями, либо различия, либо, наконец, необходимую, но самую простую дедуктивную связь и вообще элементарные отношения между идеями[5,108]. Можно сказать, что интуитивно устанавливаемое «соответствие» идей означает у Локка ясное выражение простейших - результатов работы рефлексии, а различия в смыслах этого соответствия зависят не только от целей, которые ставит перед собой субъект, но и от того, что имеется в виду под сопоставляемыми в процессе этой работы идеями (вспомним многообразие значений у Локка термина «идея»).

            Когда речь заходит о выявлении  дедуктивных соотношений между  идеями, мы перемещаемся в область  демонстративного, т. е. происходящего  посредством умозаключений, познания. С одной стороны, этот вид (уровень) познания опосредствован интуицией, дающей некоторые отправные пункты и составляющей отдельные звенья, как бы «атомы», самого дедуктивного процесса выяснения истины, «демонстрации». С другой — опосредствован материалом чувственного познания, без которого рефлексия, а значит, и интуиция иссякают и прекращаются. Характеризуя выводное знание, Локк довольно пренебрежительно и не совсем справедливо отзывается о силлогистике (для него она схоластический шаблон, и только) и в качестве подлинных умозаключений, ведущих к истине, указывает на рассуждения, в ходе которых удается продолжить дело интуиции и выявить тождество, равенство и другие связи между понятиями. Неочевидное для интуиции, становится очевидным для «демонстрации». Но до логики отношений науке после Локка предстояло пройти еще долгий путь. Что касается его общей скептической оценки прежней формальной логики, то Лейбниц в «Новых опытах о человеческом разумении» убедительно показал проистекающую от этой науки пользу. Если бы английский философ ознакомился с «Новыми опытами», он, возможно, скорректировал бы свой взгляд[5,78].

          Теперь мы видим, что между  тремя разными определениями  истинности, которые Локк сформулировал  применительно к трем разным  видам (уровням), познания, нет никакого противоречия. Они представляют собой не какой-то эклектический конгломерат, но достаточно стройное единство. Во всех трех случаях речь идет, в конечном счете о содержательном соответствии наших знаний объективному миру. Знания людей «должны быть сообразны вещам». Имена (слова) должны соотноситься с идеями, а те должны сообразовываться с вещами и их свойствами. Затем между идеями должны быть четко установлены определенные отношения, а эти отношения поставлены в ситуацию точного подобия отношениям между свойствами данной вещи, а также между разными вещами (вместе с принадлежащими им свойствами), событиями, процессами и т. д.

           Таков итог учения Джона Локка  об истине и истинности. Это  материалистическое учение. Некоторый  диссонанс в него вносит лишь  тезис о том, что интуитивное познание есть наивысший род знания. Решительное отрицание английским материалистом врожденных идей и здесь приносит огромную пользу теории познания.

          Такова материалистическая теория  познания Локка. Кроме нее в  теоретическую систему английского просветителя входят: онтология, этика и педагогика, философия истории, политическая теория и учение о веротерпимости. Но эти части его системы связаны с его гносеологией посредством ряда сквозных положений. Отметим среди них признание того, что человек имеет свои слабости и заблуждения, но способен преодолеть их, а также тезис о том, что чувственно познаваемый «естественный закон» морали имеет разумную санкцию и действует во всех областях человеческой жизни и деятельности. Постулируемый этим «законом» принцип самосохранения становится отправным пунктом буржуазной философии истории. Локков человек — не только эгоист-собственник, он не лишен и чувства социальной ответственности и жадно поглощает информацию об окружающем его мире. Из взаимодействия этих взаимопротивоположных устремлений возникает Локков стандарт буржуазного «здравого смысла», складываются его ограниченные рассудочные нормы. 

3. Соотношение первичных  и вторичных качеств  по Локку. 

     Наиболее  важным вкладом Локка в метафизику Нового времени явилось его различение первичных и вторичных качеств.

     Термины не им были изобретены, но именно с его  подачи они стали очень популярными  и до сих пор таковыми остаются[2,112]. Локк не только термины изобрел, но и сам предмет, который он так традиционно застолбил – зафиксировал эту позицию в новоевропейской метафизике; связано это с разделением вещей и образов этих вещей.

Информация о работе Джон Локк о человеческом познании