Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:36, реферат
Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории – важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее
Введение………………………………………………………………………3
Гегелевская диалектика……………………………………………………...4
Заключение…………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»
Кафедра философии и религиоведения
Реферат
по дисциплине
«Философия»
на тему: «Диалектика Гегеля»
Владимир 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Гегелевская диалектика……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….16
Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории – важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее. Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой – это, например, система реальных наук философии или энциклопедическая система. Но это – не система (всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно.
Кроме того, понимать систему философии Гегеля, как систему, значит отрывать познание философии Гегеля от объективной совокупности знаний, от системы всеобщих знаний, изложенных конкретным образом Гегелем, т.е. от {системы (знаний) философии}, изложенной Гегелем, что есть недопонимание кем-то самого существа знаний или даже преднамеренная акция в целях умаления значения философии Гегеля.
И еще один момент. Если ограничить систему философии Гегеля только Энциклопедией, то его известная фраза из «Науки логики»: «Бытие есть неопределенное непосредственное», устанавливает либо определение бытия из себя, чего не может быть в силу его данной неопределенности, либо наличие чего-то внешнего к бытию, что не входит в Энциклопедию, но не может не входить в систему философии Гегеля. Поэтому Энциклопедию, и то при великом желании, можно назвать только частной системой, подсистемой философии Гегеля.
Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.
Диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия, используя известное определение Гегеля относительно бытия и ничто, суть одно и то же, но они различны, ибо непрестанно соотносятся друг с другом, создавая новые знания в Новейшей философии (поэтому она отлична от философии Гегеля).
Диалектическая философия
Гегеля и современная диалектическая
философия одинаковы в
- определяют, что религия
– высшее представление
- понимают Логику, как царство чистой мысли,
- обладают элементами наддействительных знаний.
- являются, как диалектическая
философия, разумной защитой
Но современная диалектическая философия имеет коренное отличие от диалектической философии Гегеля, определяющееся в смысле уровня движения познания: современное движение познания осуществляется на более высокой ступени (о чем писал сам Гегель; см. ниже); если диалектическая философия Гегеля определена постижением духом себя (феноменология духа), то процесс ее развития, продолжение философии великого мыслителя, определяется противоречием себя идеи.
Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» - абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество - в качество, причина - в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий - формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т.п.
И первое бытие (см. начало труда Гегеля «Наука логики») вошло в противоречие с природой, можно сказать, что оно стало тесно и природе, и идее; расширение – неизбежно. И идее придется, определяя словами К. Маркса, проделать весь процесс абстракции (заново или в продолжении: на кругах), для чего следует, по меньшей мере, пойти дальше. И это – так, ибо, по определению самого Гегеля, чистая истина, как последний результат, становится также и началом некоторой другой сферы.2
Более того, изнутри себя также и бытие обрекает идею на ее изменение, ей приходится переосознавать себя, ибо (начавшаяся несобственная) субъективность в бытии довлеет в нем и («теперь») над идеей, причем в ее случае более чем объективное и ее собственное. Для идеи наступило в себе отрицание, что и стало объективным для либо нового процесса ее абстракции, либо продолжения процесса ее абстракции.
Таким образом, идея переходит на другой круг своей абстракции, своего развития, что есть задействование новой (современной) актуализации диалектической философии и диалектического познания в целом – Новейшая философия, главным отличием которого является преодоление ограниченности процесса в себе объективно сущей идеи.
Поэтому в современной диалектической философии определяется тотальное постижение, существенное в духе, но в движении в новой сфере, когда определяется процесс утверждения и развития умозаключения о духе, в котором наука проявляется как объективное познание и сызнова движущееся познание, предпосылкой которого является всеобщность и внеположенность, в качестве процесса для себя объективно сущей идеи, теперь уже неотрывной для нас от процесса миросоздания (поэтому в Новейшей философии преодолена субъективность познания и ограниченность процесса в себе объективно сущей идеи).
Поэтому если для диалектической философии Гегеля существенна была феноменология духа, то для современной диалектической философии актуальными оказываются феноменологии идеи. 3
Различение феноменологии духа (раскрытой Гегелем) и феноменологий идеи (раскрываемых в современной диалектической философии), а также развитие познания в различных сферах (в силу движения идеи и осознания себя идеей) определяют развитие диалектической философии Гегеля и ее отличие от современной диалектической философии (соответственно, различие философии Гегеля и Новейшей философии).
Таким образом, современная диалектическая философия отличается от диалектической философии Гегеля наличествующим привнесенным противоречием себя идеи и последующим развитием духа, т.е. познанием на более высокой ступени. Относительно этого сам Гегель написал следующее. «В своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие – прежнее, но вновь рожденное из знания – есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился из опыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени более высокой».
Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения и переходы таких «парных категорий». Для него категории и по форме и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убежденным в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики»4.
Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера - это качественное количество или количественное качество», «действительность - единство сущности и существования», «случайность - то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.
Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.
Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания. Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество - это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.
Другой закон - взаимопроникновение противоположностей - позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.
Наконец, закон отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.
Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина - это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.
Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий - это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.5
Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма.
Система Гегеля представляла
своего рода законченную философскую
систему. Уже этими своими чертами
она детерминировала
Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи, или ее отчуждения.