Апологетика и патристика как основные направления религиозной философии раннего средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:18, доклад

Краткое описание

Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв. Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников.

Содержимое работы - 1 файл

Философия, Апологетика патристика.docx

— 71.20 Кб (Скачать файл)

 

Министерство общего и  профессионального образования  Ростовской Области

ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по учебной дисциплине

«Философия»

на тему: «Апологетика и патристика как основные направления религиозной философии раннего средневековья»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 2ю9

Донченко С.С.

 

Г. Миллерово

2012г.

 

Апологетика и патристика

Апологетикой называется течение  в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского  вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв. Собственно философские идеи в первую очередь  можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом  и верой, языческой философией и  христианским вероучением.

Наибольший интерес в истории  философии вызывает автор приписываемого ему знаменитого парадокса «верю, потому что абсурдно», хотя именно такой  формулировки в его текстах нет. Это был Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160— после 220 н. э.). Он известен как латиноязычный апологет, который поначалу получил прекрасное античное образование в городе Карфагене, занимался адвокатской практикой в Риме и в это время был язычником. Впоследствии он принял христианство и стал священником.

Тертуллиан уже нападает на языческую философскую мудрость, утверждая, что не только античный разум, но и вся античная культура извращает  человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям. Тертуллиан —  противник изощренной философии, изнеженного  искусства и развратных культов, существующих в языческом Риме. Вступив  на этот путь, язычники, по мнению Тертуллиана, отказались от естественного образа жизни, подавили естественные человеческие стремления, а среди них и веру в Бога в ее чистом и неискаженном разумом виде. Если неискушенная душа приемлет христианскую веру сразу и  безо всяких доказательств, то человеку, развращенному культурой, необходимо пройти путь опрощения и аскетизма. Естественным состоянием человека Тертуллиан считает здравый смысл, искренние  желания и чистую, искреннюю веру. Все это можно обнаружить в  глубинах души, освобождаясь от культуры как тяжелой болезни. Такого рода самопознание, согласно Тертуллиану, есть путь к истинной вере, который прошел он сам, будучи поначалу язычником.

Итак, у Тертуллиана вера — антипод разума. А в результате он не допускает разум в святая святых и противится исследованию основ христианского вероучения. Не стоит искать логику в том, считает Тертуллиан, что кажется нам абсурдным. Тем более, не нужно искать скрытые смыслы в том, что должно пониматься буквально. Для того и дана человеку вера, утверждает он, чтобы воспринимать буквально то, что выше человеческого разумения. А потому, чем абсурднее то, что сказано в Писании, чем оно непостижимее и невероятнее, тем больше у нас оснований для веры в его божественное происхождение и смысл.

Бог является человеку, доказывает Тертуллиан, самым невероятным и  неразумным способом. Именно так являлся  людям Христос. Он предстал перед  иудеями в качестве униженного и  смертного Бога, и иудеи не приняли  его. Но для христианской души, утверждает Тертуллиан, в этом абсурде заключены метафизическая тайна и высший смысл. Широко известны рассуждения Тертуллиана о том, что унижение Христа не является постыдным, ибо достойно стыда. Смерть Сына Божьего достоверна, так как нелепа. Его Воскресение несомненно, ибо невозможно. Впоследствии Тертуллиану будет приписана формула: «Верую, ибо абсурдно». Справедливости ради отметим, что подобного утверждения в сочинениях Тертуллиана нет. Но общий пафос его творчества в этой формуле выражен верно. И надо сказать, что его страстная проповедь чистой веры, несовместимой с разумом, оказала влияние на многих христианских мыслителей. Но хотя Тертуллиан отказывает разуму в исследовании основ вероучения, он говорит о том, что его можно использовать в деле защиты христианства от нападок.

Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов,чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики – III – VIII вв.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:

троичность Бога и соотношение  между божественными ипостасями («споры о Троице»);

природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);

соотношение свободы и  благодати;

отношение веры и разума.

Наиболее ярким представителем патристики был Августин Блаженный (354 – 430).

Он родился в городе Тагасте в Северной Африке в семье язычника и христианки. Поначалу Августин, получив образование, избрал для себя светское поприще ритора и адвоката. Причем в юности он увлекался манихейством — учением, близким к гностицизму. Но под влиянием Амвросия, епископа г. Медиолана (совр. Милан), Августин становится христианином. Вернувшись из Рима в Африку, он принял сан священника и с 395 года до конца жизни был епископом в приморском городе Гиппоне. Августин умер, когда город Гиппон осаждали вандалы, пришедшие с моря. В последние часы он умолял Бога послать ему смерть раньше, чем вандалы возьмут город. Приближалось время крушения Римской империи. Не прошло и полувека, как в 476 году, захватив город Рим, вождь варваров Одоакр объявил себя королем Италии.

Но и в период своего заката Римская империя рождала  выдающиеся духовные авторитеты, подобные Амвросию и Августину. Если Амвросий славился прежде всего как талантливый проповедник, то Августин, будучи священником, оставил обширное теологическое наследие. Причем в своем творчестве он сумел дать оригинальные ответы на большинство вопросов христианского вероучения, начиная с космологии и заканчивая устройством церковной организации. Именно Августин обосновал в своем сочинении «О граде Божьем» необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими. Он же провозгласил, что церковь является самой высшей инстанцией в деле толкования божественной истины. А потому содержание божественного откровения, доказывает Августин, нельзя искать в священных текстах вне церковной опеки. «Град Божий» толкуется Августином как общность, основанная на «любви к Богу», доведенной до «презрения к себе». «Град земной», в противоположность «Граду Божьему», основан на «любви к себе», доведенной до «презрения к Богу». Этим, согласно Августину, отличается церковь от государства.

Влияние Августина на дальнейшее развитие философии определяется по большому счету тем, что он вновь  обращается к центральным проблемам  античной философии, и прежде всего  к вопросу о свободе воли. Надо сказать, что в христианстве эта  проблема обостряется тем обстоятельством, что свобода воли человека противоречит догмату о всемогуществе Бога, согласно которому все происходит с  его соизволения. Августин решает эту  проблему, толкуя подлинную свободу  как осознанное следование необходимости, которое состоит в служении Христу. В данном вопросе он присоединяется к стоикам. Но человек, согласно Августину, может отклоняться от истинного  пути, когда по своей собственной  воле делает ложный выбор. Таким образом, свобода воли, которой человека наделил  Господь, способна привести его как  к подлинной свободе, так и  к произволу. Последнее произошло  с Адамом и Евой, считает Августин, когда они впали в первородный  грех. Возможность произвола Августин связывает с наличием Зла, которое, несмотря на его роль в нашем мире, самостоятельной основы и питающего  его источника не имеет. Зло, по убеждению  Августина, является отсутствием или  неполнотой Добра, нарушением установленного Богом порядка. Физическое зло выглядит как порок, а нравственное зло  имеет форму греха. Но во всех проявлениях  оно проистекает из того, что Бог  творил мир «из ничего», т. е. из небытия. А потому без постоянной опеки  со стороны Всевышнего все им сотворенное, включая человека и ангелов, один из которых, как известно, пал и  стал Сатаной, имеет тенденцию к  разрушению, т. е. к возвращению в  небытие.

Что касается собственно философской  стороны вопроса, то, пытаясь совместить свободу воли и предопределение, Августин первым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и  о том внутреннем психологическом  измерении души, феномен которого стал явным как раз в эпоху  христианства. Дело в том, что главные  истины, включая убежденность в бытии  Бога, человек у Августина, как  в свое время у Тертуллиана, извлекает  из глубин души в акте самопознания. Но прежде, чем человек доходит  до этих истин, он, по мнению Августина, должен пережить ситуацию тотального сомнения во всем и вся. И выход  из этой ситуации Августин увязывает  с формулой «Я сомневаюсь, следовательно, существую». Тем самым Августин предваряет методологический ход рационалиста XVII века Р. Декарта, у которого из тотального сомнения рождается вывод «Я мыслю, следовательно, существую...».

На пути самопознания мы узнаем также то, что душа человека не имеет пространственной конфигурации, но зато обладает ориентацией во времени. Таким образом, Августин открывает  субъективную форму времени, которая  является способом организации души человека. Именно в этом измерении, согласно Августину, происходит становление  личной веры, и этот процесс он детально изображает в своей знаменитой автобиографической «Исповеди». В связи с «Исповедью»  Августина принято считать автором  жанра психологической автобиографии.

Надо сказать, что разговор о душе, имеющей временные, но не имеющей пространственных параметров, был начат неоплатониками. Но у Августина существование души во времени обретает ту индивидуально-психологическую окраску, которая была невозможна в языческой философии и возможна только в христианстве. Еще в молодые годы, проведенные в Риме и Медиолане, Августин познакомился с сочинениями неоплатоников. Но их теологические идеи оказались подчинены у Августина идее личности и ее индивидуального восхождения к Богу. В связи с этим он различает в человеческой душе такие способности как воля, разум и память. Согласно Августину, волевое начало души в форме произвола способно уводить человека в мир страстей и плотских желаний. Но та же самая воля, став подлинно свободной, превращается в акт веры. Следовательно, веру Августин связывает с волевой способностью человека. Вера — это высший акт воли. Но в дальнейшем вера нуждается в помощи разума, поднимающего нас к пониманию Божественной сути. Таким образом, Августин выступает с позиции гармонии веры и разума. Его формула «Верую, чтобы понимать» открывает дорогу средневековому рационализму.

 

 

 

 

 


Информация о работе Апологетика и патристика как основные направления религиозной философии раннего средневековья