Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:04, контрольная работа
Как известно, центральное место в творчестве П. Прудона, которого наряду с С. Сисмонди принято относить к числу родоначальников экономического романтизма, занимает идея создания государства анархии, то есть государства, где функции центральной власти были бы заменены местной самоорганизацией населения, поскольку, на его взгляд, даже при самой совершенной демократии можно «не быть свободным», а институт собственности, который предстоит ликвидировать, является «творением разума невежественного».
Введение 2 стр.
П.Ж.Прудон как личность 4 стр.
Метод научных изысканий Прудона 6 стр.
Прудон и революция 1848 года 7 стр.
Экономическая концепция Прудона 8 стр.
Теория реформ 15 стр.
Заключение 18 стр.
Список литературы 20 стр.
Содержание:
Как
известно, центральное место в
творчестве П. Прудона, которого наряду
с С. Сисмонди принято относить к
числу родоначальников
Долгое время термин «анархия» использовался как бранный для обозначения общественного хаоса. Первым термин «анархия» в положительном значении употребил французский публицист и социолог П. Ж. Прудон в работе «Что такое собственность?» Особую известность Прудону принесла книга «Система экономических противоречий, или философия нищеты», поставившая его в ряд ведущих теоретиков социализма. Окончательно анархическая концепция Прудона сложилась в результате анализа опыта французской революции 1848 и была развита им в работе «Федеративный принцип» (1863). Несмотря на то, что сам Прудон упорно отказывался считать себя основателем какого-либо определенного учения или партии, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. вожди анархизма видели в нем своего непосредственного предшественника. Основными элементами доктрины Прудона были мютюэлизм, федерализм и тактика прямого действия. Мютюэлизм означал организацию общества на принципах равенства и взаимности. Считая, что «собственность есть кража», Прудон отвергал использование собственности для эксплуатации чужого труда, но рассматривал «владение» - право рабочего или групп рабочих распоряжаться землей и орудиями труда, необходимыми в процессе производства, - как главное основание свободы. В идеале ему рисовалось общество, состоящее из независимых крестьян и ремесленников, где фабрики и заводы находятся в собственности рабочих ассоциаций, а весь общественный механизм объединяется системой взаимного кредита на основе народных банков. Централизованное государство Прудон предлагал заменить федерацией автономных местных общин и промышленных ассоциаций, связанных договорными отношениями; суд заменялся арбитражем; бюрократия - рабочим контролем, а академическое образование - общим образованием. Последователи Прудона не пользовались термином анархизм и предпочитали именовать себя мютюэлистами. В 1864 группы мютюэлистов, соединившись с английскими тред-юнионистами и европейскими социалистами, создали в Лондоне «Международное товарищество рабочих» (I Интернационал Идеями Прудона руководствовалось движение анархо-синдикализма.
Учитывая
эти особенности теоретико-
Пьер Жозеф Прудон (15.1.1809— 19.1.1865), французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. Родился в бедной крестьянской семье. Не имея возможности получить систематического образования, занялся самостоятельно изучением истории, политической экономии и философии. В 1838 сдал экзамены на бакалавра.
Будучи сначала корректором в типографии, а потом типографщиком, он весь досуг свой посвящал чтению книг, на которые набрасывался без всякого разбора, побуждаемый лишь необузданной жаждой знаний. На средства компаньона содержал небольшую типографию. Зрелище социальных зол живо поражало его душу. Он принялся за изучение экономических вопросов со всем пылом молодости, со всем энтузиазмом человека из народа, говорящего от имени своих братьев, и со всей безграничной верой своего удивительно искреннего сердца в победоносную силу логики и здравого смысла. Все это отразилось в его произведениях, блещущих образным стилем и полным “вызывающей дерзости”.
Прудон приобрёл известность, сочинив "Что такое собственность?" в 1840 году, где доказывал, что "собственность — это кража".
В 1844-45гг. Прудон познакомился в Париже с немецкими эмигрантами-младогегельянцами, а также с К. Марксом. В беседах и спорах с Прудоном Маркс пытался разъяснить ему принципы материалистической диалектики и научного коммунизма, однако Прудон остался на позициях утопического мелкобуржуазного реформаторства. К. Маркс писал: “Господин Прудон - с головы до ног философ, экономист мелкой буржуазии. Мелкий буржуа в развитом обществе в силу самого своего положения, с одной стороны, делается социалистом, а с другой - экономистом, то есть он ослеплен великолепием крупной буржуазии и сочувствует страданиям народа. Он в одно и то же время и буржуа и народ”.
В 1845-46гг. Прудон изложил свои идеи о мирном переустройстве общества посредством реформы кредита и обращения в сочинении "Система экономических противоречий, или Философия нищеты", в котором он выступил также против коммунизма и рабочего движения.
Маркс дал критику идей Прудона в своей книге "Нищета философии" (1847г.). В период революции 1848 Прудон вел активную политическую деятельность, был избран депутатом Учредительного собрания. В книгах "Исповедь революционера" и "Общая идея революции XIX века..." выступил как анархист, выдвинувший план "социальной ликвидации" - замены государства договорными отношениями между индивидуумами, общинами и группами производителей сотрудничающими в эквивалентном обмене. В 1841г. Прудон сделал попытку основать для осуществления своих проектов "Народный банк". В 1849-52 находился в тюрьме за резкие статьи против Луи Наполеона. В бонапартистском перевороте 2 декабря 1851 Прудон усмотрел своеобразную "социальную революцию". В годы Второй империи Прудон отошёл от этих иллюзий, критиковал бонапартистскую диктатуру за ее поддержку крупной буржуазии, финансистов и биржевиков, одновременно проповедовал аполитизм, тормозя рост политической активности пролетариата. В 1858 Прудон за антиклерикальное сочинение "О справедливости в революции и в церкви" был приговорён к тюремному заключению, которого избежал, эмигрировав в Бельгию. В сочинении "Война и мир" выступил с апологией войны как "источника права". После амнистии в 1862 Прудон вернулся во Францию. В работе "О федеративном принципе" лозунг "ликвидации государства" заменил планом раздробления современного централизованного государства на мелкие автономные области. В своём предсмертном сочинении "О политических способностях рабочего класса" Прудон разработал программу "мютюэлизма" - освобождения пролетариата с помощью производственных, кредитных и потребительских, ассоциаций, основанных на принципе "взаимопомощи".
Для
Прудона характерны идеализм и эклектизм.
Прудон пытался построить свое учение,
в основе которого лежит мистическая
идея абсолютного разума, управляющего
миром и осуществляющего "вечные
законы справедливости". Эта идеалистическая
основа воззрений Прудона впитала в
себя разнообразные влияния буржуазной
политэкономии, утопического социализма
и философии. По существу, разделяя "догму
Смита", определявшего стоимость доходами,
Прудон давал её мелкобуржуазного трактовку.
Считал, что стоимость равна заработной
плате, к которой относил и прибыль. Разделял
ошибочный тезис С. Сисмонди о невозможности
реализации прибавочной стоимости (последнюю
он сводил к проценту) без "третьих лиц".
На выработку анархических идей Прудона
повлияла критика Ш. Фурье политической
борьбы и фальши буржуазной цивилизации,
критика свободной конкуренции и порождаемой
ею монополии. В формировании взглядов
Прудон играли роль "экономизм" и
представления о важнейшем реформаторском
значении банков и кредита, свойственные
сенсимонизму. "Социальная наука",
которую Прудон провозглашал в противовес
социалистическому "утопизму", истолковывалась
им как "борьба за справедливость".
Свои идеалы "вечной справедливости"
Прудон черпал, как показал Маркс, "...из
юридических отношений соответствующих
товарному производству...". Прудон признавал,
что возврата к феодализму нет. Он предлагал
сохранить мелкое производство. Вся система
взглядов Прудона проникнута реформизмом,
враждебным рабочему классу. Прудон - противник
борьбы пролетариата за свои политические
и экономические интересы. Стачки рабочих
объявлены им противозаконными. Прудон
поддерживал мелкобуржуазную теорию о
возможности мирного переустройства общества.
Для
теоретических конструкций
Экономические категории трактовались им лишь как самопроизвольные мысли, оторванные от производственных отношений. Реальную действительность он рассматривал как воплощение тех категорий, которые дремлют в сознании критически мыслящей личности. В экономических категориях игнорируется их объективное, исторически сложившееся содержание. Игнорируя в экономических категориях их объективное содержание, Прудон полагал, что нет необходимости изменять основы экономических явлений. Всеобщее благополучие, считает он, возможно, если “экономические силы” находятся в равновесии. Игнорируя производственные отношения, Прудон ограничивает свой интерес идеей реформирования обмена, которое рассматривается вне связи с производством.
Для Прудона диалектическое движение состоит лишь в догматическом различении хорошего и дурного, а категория - это механическое соединение противоречивых свойств - дурного и хорошего. Поэтому задача сводится к тому, чтобы сохранить хорошую сторону, устраняя дурную. Прудон попытался доказать, что, устраняя отрицательные (дурные) стороны и сохраняя хорошие, возможно “улучшить”, “очистить” капитализм. Такая чисто реформистская и реакционно-утопическая в своей сущности трактовка экономических категорий выступает при анализе вопросов о разделении труда, собственности, стоимости, кредита и др.
Разделение труда, по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную (ведет к росту бедности, нищеты, безработицы). Задача состоит в том, чтобы устранить дурную и “улучшить” капиталистическое товарное хозяйство.
Прудон отмечал, что частная собственность, имеет хорошую (обеспечивает независимость, самостоятельность, свободу) и отрицательную (нарушает равенство) стороны.
4. Прудон
и революция 1848 года
Рассмотрим теперь какое место занимает Прудон в истории экономических учений. Как и у всех социалистов, у него исходным пунктом является критика права собственности. Экономисты старательно воздерживались подвергать дискуссии это право, превращая таким образом политическую экономию в простую сводку “хозяйственно-рутинных навыков”. Однако и в их глазах право частной собственности есть основа нашей социальной системы и причина всех несправедливостей. Прудон и начинает с нападок на собственность и ее защитников - экономистов.
Но как реформировать современную систему? Чем ее заменить? В этом вся трудность. Родись на 20 лет раньше, Прудон подобно многим другим, может быть, создал бы какую-нибудь утопию. Но то, что было возможно в 1820 году, стало невозможным 25 лет спустя. Общественное мнение было уже занято самыми разнообразными социалистическими системами. Оуэн, сенсимонисты, Фурье, Кабе, Луи Блан - все они предлагали свои средства: почти все новые пути, доступные фантазии реформаторов, были испробованы раньше него. Прудон знает обо всех этих попытках, проверяет их и заключает, что все они приводят в тупик. И вот таким образом к критике экономистов присоединяется критика социализма.
В том- то и дело, как найти выход, исправить пороки частной собственности и то же время не впасть в то, что Прудон называет “неизлечимой глупостью” социализма. Он питает инстинктивное отвращение к утопиям и не любит тех изобретателей, которые, смотря на общество как на машину, думают, что достаточно открыть какой-нибудь остроумный “трюк”, чтобы исправить все шероховатости в машине и пустить ее в ход. У него социальная жизнь есть беспрерывный прогресс. Он знает, что нужно время для примирения сталкивающихся в обществе противоположных сил. Разрешением этой трудной задачи был занят Прудон, в то время как он готовился вступить на путь активной практической пропаганды своих идей в газетах, когда вспыхнула революция 1848 года, которая вовлекла его в гущу партийной борьбы и поторопила его обнародовать свои идеи.
Революция не застала Прудона врасплох. Но она пришла, по его мнению, слишком рано. Он очень хорошо отдавал себе отчет, что основная проблема, которую ей предстояла решить, была скорее экономического характера, чем политического. Но он не скрывал от себя, что массы народа не достаточно воспитаны, чтобы допустить мирного разрешения ее. Ведь Прудон, уподобляясь в этом отношении всем французским социалистам своего времени, грезил о мирном разрешении социального вопроса. Он называет февральскую революцию “недоношенным ребенком”. И в одном блестящем месте в газете “Le Peuple” (“Народ”) Прудон изложил свои сетования, когда, предчувствуя приближение революции, он отдавал себе отчет в том, что ни у кого нет “ни ключа, ни здания”.
Но
раз революция свершилась, Прудон
не чувствовал за собой права отставать.
Он критиковал резко, как никто, существующий
строй. Он почитал своим долгом помочь
практическому решению вопросов, неожиданно
поставленных перед обществом. В качестве
журналиста он бросается в гущу борьбы.
До тех пор он ограничивался указанием
в неопределенных выражениях, в каком
направлении он видит выход из создавшегося
положения. Отдавшись революционной деятельности
Прудон почувствовал необходимость облечь
свои идеи в конкретную, обязательную
форму. Критика должна быть творческим
началом, и он в свою очередь почти вопреки
своей воле выковыривает утопию - банк
обмена.
5. Экономическая
концепция Прудона
Французский мелкобуржуазный экономист и социолог Прудон, так же как и Сисмонди, выражал интересы мелких производителей. Однако система взглядов Прудона - прудонизм - отличается от сисмондизма.