Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:41, доклад
Преимущество налога на прибыль — это сохранение некоторого уровня прибыльности, стимулов для поддержания и развития отрасли. Основной недостаток – высокие требования к администрированию: необходим сбор и анализ информации о ценах, объемах реализованной продукции, издержках и их изменении и т.п. В случае низкой эффективности налогового администрирования единственным результатом налога на сверхприбыль нефтяных компаний станет рост активности нефтяных компаний по уходу от налогообложения
Изъятие ренты
Инструменты изъятия
Необходимость выполнения функции изъятия природной ренты требует создания специального налогового режима для добывающих отраслей. В большинстве стран используется несколько механизмов изъятия, так как использование только одного вида налога или платежа не обеспечивает оптимального изъятия сверхприбыли. В обобщенном виде налоговыми инструментами изъятия природной ренты
являются:
• налоги на прибыль;
• налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы;
• бонусы и плата за пользование месторождением (ренталс).
Налоги на прибыль связаны с прогрессивным налогообложением прибыли нефтедобывающих компаний. Повышенным налогом может облагаться вся прибыль, или же только «сверхприбыль» от производства нефти и нефтепродуктов (в этом случае часто говорят о «налогах на дополнительный доход»).
При этом уровень налогообложения прибыли весьма значителен: ставки обычного налога на прибыль колеблются от 0 до почти 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, от 50 до 80% (в большинстве стран ОПЕК)
Преимущество налога на прибыль — это сохранение некоторого уровня прибыльности, стимулов для поддержания и развития отрасли. Основной недостаток – высокие требования к администрированию: необходим сбор и анализ информации о ценах, объемах реализованной продукции, издержках и их изменении и т.п. В случае низкой эффективности налогового администрирования единственным результатом налога на сверхприбыль нефтяных компаний станет рост активности нефтяных компаний по уходу от налогообложения.
Налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы зависят от выручки или объ-
емов реализации. Преимуществом данных налогов является простота их администрирования, а также относительно «раннее» получение дохода государством в случае с налогом на добычу: налогом облагается факт производства, а не факт получения прибыли. Как следствие, роялти является одним из наиболее распространенных инструментов изъятия ренты в мире. По расчетам А.Конопляника4, в середине 80-х годов прошлого века максимальная ставка роялти в различных странах составляла в среднем 12,2%, а с учетом различий в объемах добычи – 17,2%. Проблема классических налогов на производство или выручку — в недостаточном учете прибыльности компании, снижении доли налога при росте прибыли компании (и, соответственно, росте доли при снижении прибыли). Таким образом, налоги на доход изымают высокую долю малой и низкую — большой ренты.
Бонусы представляют собой платежи за получение и реализацию права на использование природных ресурсов. Простейший пример бонуса — плата за лицензию на разработку месторождения. Преимущество бонусов в том, что они близки к рыночной цене. В процессе конкуренции нефтяных компаний за право разработки месторождения будет выявлена та цена, которую готова заплатить нефтяная отрасль за данное месторождение. Недостатки бонусов связаны с необходимостью формулирования и лицензионных условий и контроля за их исполнением, а также с зависимостью цены бонуса от стабильности и предсказуемости экономики. Чем более непредсказуемыми являются будущие доходы, тем более низким окажется уплачиваемый нефтяной компанией бонус. При этом неожиданный рост цен на нефть приведет к получению сверхприбыли, так как этот рост не был учтен в стоимости месторождения. Регулярные платежи за пользование месторождением (ренталс), индивидуально устанавливаемые при выдаче лицензии, также как и бонусы, не зависят от фактической прибыльности месторождения или объемов добычи, и могут представлять собой оценку ожидаемой прибыльности месторождения. В дополнение к налогам, можно выделить специальные инструменты, способствующие большему изъятию ренты:
• индикаторы, применяемые для корректировки налоговых ставок;
• регулирование себестоимости и возмещения затрат;
• соглашения о разделе продукции.
Индикаторы для корректировки налоговых ставок. Корректировка налоговых ставок в зависимости от тех или иных экономических показателей — распространенный способ обеспечения прогрессивного налогообложения, увеличения доли изымаемой ренты при росте ее объема. Механизмы гибкого налогообложения могут включать следующие показатели:
• характеристики месторождения: размещение (например, шельф/материк),
уровень истощения месторождения, сложность добычи и т.п.;
• уровень цен;
• объем добычи;
• уровень издержек.
Все эти индикаторы так или иначе являются заменителями (proxy) показателей прибыльности предприятия. В соответствии с информацией Всемирного Банка, практика использования гибких систем налогообложения показала, что лишь в немногих случаях такие системы эффективно выполняли задачу обеспечения прогрессивности. Причина этого — в недостаточной зависимости между индикаторами, прибыльностью и ставками налогообложения.
Регулирование возмещения затрат. Законодательное определение видов расходов, подлежащих включению в себестоимость, ориентировано на максимально точное определение ренты, получаемой от нефтедобычи, и направлений ее использования. В случае с нефтяной промышленностью, корректное
определение себестоимости является критическим фактором эффективного изъятия значительной части ренты посредством налогообложения прибыли.
Соглашения о разделе продукции (СРП). В рамках СРП в качестве платы за пользование месторождениями государству передается часть добытых полезных ископаемых. Преимуществом СРП является получение государством полной стоимости определенной части полезных ископаемых. Недостатки соглашения о разделе продукции напрямую связаны с его преимуществами. Во-первых, стоимость получаемых полезных ископаемых зависит от цен на них, во вторых, рента от полезных ископаемых, оставшихся в распоряжении добывающей компании, не изымается, или изымается лишь в размере величины издержек на производство продукции, переданной государству в рамках СРП. Поэтому соглашения о разделе продукции как правило не заменяют налогообложения природных ресурсов, остающихся у компании.