Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:01, реферат
В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки.
Становление музыкального искусства
В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки.
В рамках первобытного синкретического и
В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмическом порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психофизиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением; благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуалы (народная музыка). Постоянство этих связей, формирующее первичные музыкальные жанры, приводит к стабилизации высот (и, как следствие, к их закреплению в определённом строе).
Тем самым, в общественном
музыкальном сознании высота
звука отделяется
от тембра голоса и речевой арт
В профессиональном творчестве
зрелых музыкальных культур
[править]Специфика музыки
Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношении прикладных и художественных целей творчества. Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизированных выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (к примеру, салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутренней цельности произведения.
Особый аспект специфики
музыкального искусства — соотношение
его временной природы (любое музыкальное
явление существует как необратимая последовательность
интонаций и интонационных комплексов)
и художественно-смысловой целостности.
Первичный тип целостности в музыке представлен импровизацией — процессом музицирования,
не имеющим функционально различимых
средств для обозначения начала и конца
пьесы. Впечатление целостности в этом
случае создаётся благодаря тому, что
элементы, составляющие импровизацию,
интонационно родственны друг другу, будучи
вариантами исходной мелодической, ритмической,
гармонической модели. Близка импровизации вариационная
форма, в которой,
однако, различаются функции начала и
конца (тема и её вариации, иногда завершаемые
возвращением темы). Наиболее сложный
тип музыкальной целостности представлен
завершёнными музыкальными формами, в
которых функции начала, развития и завершения
выражены специальными музыкальными средствами
(например, экспозиция, разрабо
О музыкальном искусстве
говорят как о «наиболее
В то же время, по традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщённым, абстрактным искусством — художественным эквивалентом философии и математики.[1] Кардинал эпохи Возрождения Николай Кузанский видел в музыке инструмент создания Вселенной.