Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:46, курсовая работа
Фортепиано появившись в начале восемнадцатого века, постоянно совершенствовалось, а в двадцатом веке появились электромузыкальные клавишные инструменты, по некоторым качествам превосходящие фортепиано. Но это не значит, что фортепиано устарело. И подтверждение этому находится в том, что столько людей стремится учиться игре на фортепиано, что тысячи и десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки, слушают записи, не пропускают выступлений пианистов по телевидению. Это значит, что фортепиано с его удивительным богатством и многообразием звуковых красок и оттенков, по – прежнему, любимый музыкальный инструмент. Ни один инструмент не сравнится сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется фортепиано в нашей жизни. Солист и аккомпаниатор, постоянный участник оркестра, ансамблей, театра. Умение играть на фортепиано, как «межинструментальный» музыкальный язык, стало необходимо для скрипачей и флейтистов, певцов и виолончелистов – для музыкантов всех специальностей.
Великая музыка, написанная для фортепиано композиторами двадцатого века – Дебюсси, Равелем, Прокофьевым, Шостаковичем (как и произведения Бетховена, Шопена, Рахманинова), выражает богатый спектр человеческих чувств, настроений, используя все многообразие возможностей этого удивительного музыкального инструмента.
Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные ин-струменты, первые фортепиано. Но и сегодня, присутствуя на концерте, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садится за рояль, и зал замирает; и, повинуясь пальцам артиста, из фортепиано начинают доноситься звуки музыки, на глазах у всех совершается таинство – рождается искусство.
2. Рождение органа. Строение, система управления стр. 3
3. Клавикорд и клавесин. Особенности этих инструментов стр.5
4. Фортепиано. Создание, конструкция, звукоизвлечение стр. 9
5. Пианино и рояль. Особенности конструкции стр. 11
6. Фортепиано
и электричество
7. Заключение
8. Список литературы
МОНОХОРД – ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ КЛАВИШНО - СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Первым типом струнного музыкального прибора, который может считаться одним из предшественников струнных клавишных инструментов, является монохорд, известный еще со времен античной Греции. Его изобретение приписывают философу Пифагору (571 – 497 годы до нашей эры), который применил его для установления музыкальных ладов и изучения теории музыки.
В своем первоначальном виде монохорд имел одну струну, натянутую над доской, служащей опорой и одновременно декой для усиления звука. На концах доски или ящика монохорда имелись две подставки, ограничивающие действующую длину струны. Третью, передвижную подставку можно устанавливать под любой точкой струны и делить ее на две части, изменяя высоту звука.
Такой примитивный монохорд, который употреблялся вначале для теоретических музыкальных и акустических исследований, существовал во времена Пифагора и последующих греческих теоретиков. Однако уже сравнительно скоро он был несколько усовершенствован: ящик стал плоским, его делали таким для того, чтобы во время игры было удобнее держать на коленях. Дерево для ящика стали подбирать придирчивее, стремясь к красоте звука. Постепенно прибавляли струны – их стало две, потом три, четыре, их звук служил для получения новых интервалов, большего числа тонов и комбинаций. В таком усовершенствованном виде он описывается римским теоретиком Аристидом Квинтилианом под названием геликон.
Этот инструмент употреблялся на протяжении всего раннего средневековья для школьной практики и при обучении пению. Позже мастера и конструкторы монохордов стали натягивать все больше струн, ящик был уже не только прямоугольным, а треугольным или трапециевидным. Инструменты украшались инкрустацией или резьбой.
Для извлечения разнообразных по высоте звуков из многочисленных струн, под ними стали применять передвижные подставки, которые позволяли быстрее переходить от одного тона к другому. Но все же манипуляция с таким инструментом, по мере усложнения фактуры произведений, становилась все более трудной и требовала от музыкантов особого искусства и ловкости.
Играли на нем по-разному. Чаще всего защипывали струны пальцами. Иногда на пальцы надевали специальные полукольца с металлическими перышками – плектры. Звук при игре плектрами получался громче. Также играли деревянными молоточками или палочками, концы которых были обтянуты кожей. Теперь уже инструмент перестал соответствовать прежнему наименованию. Многострунный инструмент, разошедшийся по разным народам, у каждого из них получил собственное название. Например, у русских – гусли, у армян – канон, у карелов – кантеле. Но у всех этих инструментов сохранились основные черты прародителя: ящик, а над ним струны.
РОЖДЕНИЕ ОРГАНА. СТРОЕНИЕ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.
Обратимся к одному из предшественников фортепиано – органу. Он обязан своим рождением древнему музыканту (играющему на флейте Пану), который хотел усовершенствовать свой инструмент. Как только у музыканта появилась возможность извлекать звук с помощью машины, а не собственного дыхания, он начал прибавлять новые трубы. Очень скоро орган стал насчитывать их несколько десятков. Ряд труб начинался с больших и заканчивался маленькими, как бы оставшимися от флейты. Теперь инструмент стал обладать обширным диапазоном и обрел многоголосие, то есть мог издавать одновременно несколько звуков. Чтобы разнообразить тембр, стали оснащать его двумя рядами труб – один состоял из деревянных, другой из медных. Со временем появилось три ряда, четыре, и даже сто. Их стали называть регистрами, и каждый обладал собственным голосом.
Металлические трубы органов делаются из сложных сплавов, в основу которых положены олово и свинец, но добавлены и другие металлы. Изменяя в сплаве содержание разных его компонентов, можно варьировать тембр. Разной бывает и форма труб: цилиндр, конус, двойной конус, сочетание цилиндра с конусом и т.д. Это тоже позволяет разнообразить тембр.
Зависит характер звучания и от того, открыт верхний конец трубы или закрыт. Так же тембр зависит от способа возбуждения звука в трубе. Одни трубы имеют в боку так называемую лабиальную щель, подаваемый машиной воздух рассекается острым краем этой щели, образует колебания и заставляет звучать воздушный столб в трубе. В других трубах воздух подается на металлический язычок и колеблет его.
Каждый регистр органа имеет свое название, которое чаще всего образуется от длины его самой большой трубы: шестнадцатифутовый регистр, четырехфутовый регистр. Есть и характерные названия, например бурдон. Регистр, в котором каждый звук создается несколькими трубами, называется микстурой, что по – латыни значит «смесь». Регистры, имитирующие звучание других инструментов, так и называются – кларнет, флейта, фагот.
Первую воздуходувную машину, которая заменила легкие музыкантов, сконструировал греческий механик Ктезибий, присоединив к флейте Пана поршневой насос. Работая рывками, он выдавал только прерывистые звуки. Устраняя этот недостаток, Ктезибий стал использовать два насоса и резервуар, размещенный в ванне с водой. Воздух из насосов подавался через верхнюю часть резервуара прямо к трубам.
Изобретение Ктезебия получило название гидравлос, то есть «водяная флейта». Позже поршневые насосы заменили мехами, а вместо водяного резервуара тоже установили мех, который сам не качал воздух, а только выравнивал его давление. Количество труб в органах росло, поэтому увеличивалось количество мехов и их размеры. Обслуживать такие органы приходилось большому количеству людей (до семидесяти человек).
Позже
был изобретен
Несколько веков назад был придуман еще один способ управления – пневматический. К клавиатуре были подведены тонкие трубопроводы. Музыкант, нажимая клавишу, открывал трубопровод, воздух шел по нему и приводил в действие клапан соответствующей трубы. Пневматический способ управления развивался параллельно с механическим, и тоже дожил до наших дней.
Самый современный способ –
электромеханический. Нажимая
Внедрение электромеханической системы управления упростило проблему, но механизмы не стали проще.
КЛАВИКОРД И КЛАВЕСИН. ОСОБЕННОСТИ ЭТИХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Первый инструмент, у которого была клавиатура (помимо органа) - клавикорд. Перевести это название можно как «клавишеструнник» - инструмент, в котором клавиши управляли струнами. Это замечательный инструмент, обладающий нежным серебристым звучанием. Его устройство было очень простым. К каждой клавише на противоположном конце крепился вертикально стоящий латунный стержень – тангент. Верхний конец тангента был чуть расплющен. Когда происходило нажатие на клавишу, он поднимался, ударял струну снизу и оставался прижатым к ней все время, пока клавиша была нажата. Стоило отпустить клавишу, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение.
Все струны клавикорда поначалу были совершенно одинаковыми. Даже настраивались одинаково, что очень облегчало настройку. Разные звуки от разных клавиш получались таким образом: тангент, извлекая звук, одновременно делил струну на две части – звучащую и незвучащую. Звучащая часть, естественно, оставалась свободной, а незвучащая приглушалась. Соотношение этих частей при нажатии разных клавиш было неодинаковым, поэтому и звуки получались разными по высоте: чем короче звучащая часть, тем выше звук. Механизм приглушения незвучащих частей струн был очень не сложным, их оплетали вблизи колков суконной полоской или каким – нибудь другим приглушающим материалом. Когда клавиша отпускалась, и тангент отделялся от струны, глушитель сразу же распространял свое влияние на всю ее длину, и струна умолкала.
Чтобы сделать инструмент компактнее, мастера, которые строили клавикорды, шли на некоторую хитрость: использовали одну струну для двух или трех клавиш. Тангенты этих клавиш ударяли струну в разных ее местах, и звуки тоже получались разными. Однако такая конструкция ограничивала волю музыканта.
Клавикорд – инструмент многоголосный, то есть способный одновременно издавать несколько разных звуков. Но если каждая струна предназначена для трех клавиш, то при одной нажатой две другие уже обречены на бездействие до тех пор, пока струна занята. Многоголосие получалось не вполне свободным, и в конце семнадцатого века стали делать клавикорды, в которых количество струн было равно количеству клавиш. Появилась возможность варьировать в одном инструменте длину, толщину и материал струн, подбирая для каждого звука наиболее подходящую струну. На первых клавикордах были латунные струны, а позже появились стальные.
Внешне клавикорд представлял собой поначалу невысокий ящик, который во время игры ставили на колени. Потом клавикорд стал настольным – при игре его устанавливали на столе или на специальной подставке. А еще позже инструмент обрел собственные ножки.
Но до самого последнего времени существования клавикорда можно было встретить инструменты очень разных размеров. Самые маленькие были величиной с книгу, они обладали диапазоном в одну октаву, и этого хватало для не сложных мелодий. А большие комнатные инструменты имели обширный диапазон – до четырех с половиной октав. Клавикорды украшались росписью, инкрустацией, рельефной или ажурной резьбой, мозаичным орнаментом.
От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался главным образом своим звучанием. Еще одно отличие - музыкант не терял связи со струной, после того как клавиша была нажата, можно было покачать ее чуть-чуть, отчего тангент скользил по звучащей струне, придавая ее голосу вибрирующий оттенок. Можно было ослабить нажим и вновь нажать сильнее – от этого тоже менялся характер звучания. Если у клавикорда не был бы слишком тихий звук, то он, возможно, жил бы до сих пор. На смену клавикорду пришел клавесин. Уже на первых порах, в пятнадцатом и шестнадцатом веках, он сильно отличался от клавикорда. Вместо латунных тангентов, на задних концах клавиш устанавливали вертикальные деревянные брусочки с перышками вверху. Перышки заставляли звучать струну уже не ударом, а щипком, инструмент стал обладателем более громкого голоса. Изменился и характер звучания, каждая клавиша имела собственную струну.
Первые клавесины были несовершенными, у них насчитывалось много недостатков: звук был суховат и грубоват, сразу после нажатия терялась связь со струной, дальше она звучала сама по себе. Постепенно выявилось основное его достоинство - способность выступать в большом зале, поэтому в шестнадцатом веке клавесин уже широко распространился во многих европейских странах.