Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:09, контрольная работа
Когда обсуждают учение о Вселенной в целом, то его назы¬вают космологией, учением о космосе, где под космосом пони¬мают весь мир, окружающий планету Земля. Желая подчеркнуть единство, общность астрономических явлений, используют тер¬мин «Вселенная». На большинство европейских языков «Вселен¬ная» переводится как «универсум» (от лат. ипшегзаИз — общее). Вселенная — доступная нам часть космоса.
1. Космос и космологические концепции в естествознании. Различные (традиционные и нетрадиционные) подходы к решению космологических проблем.
2. Эволюция Вселенной (Метагалактики) в современной НКМ.
3. Космогонические представления об эволюции звезд и планет.
4. Роль космологических знаний в мировоззрении и практике человечества.
На диаграмме Герцшпрунга—Рессе-ла близкие по своим свойствам звезды занимают обособленные области: низко-температурные гиганты (правый верхний угол), карлики (левый нижний угол) и главная последовательность звезд, простирающаяся из нижнего правого угла диаграммы до левого верхнего угла. Согласно диаграмме Герцшпрунга-Рессела, светимость звезд монотонно возрастает с ростом их температуры. В астрономических трудах как главная, так и побочные последовательно-
132
сти звезд рассматриваются максимально детализированным образом. Это приводит к уточненной классификации звезд (отличают, например, сверхгиганты от ярких гигантов, а сверхгиганты наибольшей светимости от сверхгигантов наименьшей светимости).
Эволюция звезд на диаграмме Герцшпрунга—Рессела выглядит как замысловатая кривая линия, образование светил приводит к их попаданию на главную последовательность звезд, на которой им, однако, не удается удержаться. При переходе к нейтронным звездам и черным дырам понятие звездной величины теряет смысл. Тем самым очерчиваются пределы эффективности диаграммы Герцшпрунга—Рессела.
Образование планетных систем. Согласно современным астрономическим наблюдениям, многие из молодых звезд главной последовательности, равно как и продукты слияния или разрушения тесной двойной звездной системы, происходящих при участии белых карликов, нейтронных звезд или черных дыр, обладают пылевыми оболочками дискообразной формы, которые, согласно расчетам, представляют собой материал образования планетарных систем [30].
Околозвездные пылевые диски обнаруживаются по их спектрам в инфракрасном диапазоне. Дело в том, что пыль поглощает излучение звезды и, нагреваясь, переизлучает его в инфракрасном диапазоне, в основном на длине 100 цт. Процесс слипания пыли приводит к изменению инфракрасного спектра. По этим изменениям судят о состоянии пылевого диска [30, с. 19]. Что касается самих планет, то они обнаруживаются в основном по своему влиянию на скорость движения звезд. Если в спектре звезды наблюдается периодическое смещение спектральных линий, вызванное изменением ее скорости, то это, как правило, указывает на наличие планетарной системы [30, с. 23].
Лет 20—30 тому назад весьма актуальным считался вопрос о самом механизме аккумуляции планет из частиц пыли, которые обычно изобилуют окислами железа и кремния, и так называемых планетезималей размером от миллиметра до метра. Изучался вопрос о самой возможности этого механизма. Не без помощи компьютерного моделирования удалось показать, что условия в пылевых дисках действительно приводят к аккумуляции планет [29, с. 13—27]. Расчеты показывают, что быстрее всего планеты образуются в центральных частях газопылевого диска. Ежегодно открываются новые планеты. Согласно некоторым оценкам, общее число планетных систем в нашей галактике может достигать 1011 [30, с. 23].
133
Итак, мы рассмотрели историю происхождения основных косможителей: излучений, звезд и планет. После всего изложенного читатель, ознакомившись с соответствующей литературой, без труда поймет природу астероидов (малых планет), комет и метеоритов, равно как и любых других членов космического сообщества.
Резюме
• Модель «раздувающейся» Вселенной позволяет непротиво
речиво объяснить непростые для уразумения космологические
факты. В нашем случае пришлось ограничиться качественными
рассуждениями.
• Вселенная представляет собой сложное эволюционное целое,
ее объекты нарождаются и погибают.
• Эволюция Вселенной имеет глобальный характер, она за
хватывает и мельчайшие частицы, и огромные скопления галак
тик.
18. О выдающихся открытиях в современной астрономии
и космологии
В начале 2000 г. в связи с 35-летием журнала «Земля и Вселенная» его редакция обратилась к ряду выдающихся отечественных ученых с вопросом: какие из достижений и открытий в областях, близких к вашей сфере деятельности, вы бы назвали выдающимися за последние 35 лет? Ответы всех ученых на поставленный вопрос оказались в высшей степени информативными и интересными. Не имея возможности воспроизвести содержание всех этих ответов, обратимся к высказываниям трех авторов: академика В.Л.Гинзбурга [27, с. 11—12], доктора физико-математических наук Ю.Н.Ефремова [27, с. 22—26] и доктора философских наук В.В.Казютинского [27, с. 29], весьма существенных в контексте заканчивающейся главы. Итак, речь идет о выдающихся научных достижениях последней трети XX в.
• Открытие пульсаров — вращающихся нейтронных звезд (из
вестно уже более 1000) в 1967-1968 гг. (В.Л.Гинзбург).
• Открытие сверхмощных гамма-всплесков в конце 60-х го
дов, природа которых выясняется (В.Л.Гинзбург).
• Укрепление уверенности в существовании черных дыр
(В.Л.Гинзбург).
134
• Открытие рентгеновских пульсаров (В.Л.Гинзбург).
• Обнаружение (правда, косвенное) излучения гравитацион
ных волн в системе двух нейтронных звезд (В.Л.Гинзбург).
• Развитие инфляционной космологической модели
(В.Л.Гинзбург).
• Доступность наблюдению всего диапазона электромагнит
ного спектра. Рождение звезд наблюдается в инфракрасных лу
чах, пробивающих облака пыли, а рентгеновское и гамма-излу
чение доносит до нас события заключительных стадий жизни
звезд (Ю.Н.Ефремов).
• Нейтринные телескопы и приемники гравитационных
волн — предвестники новой научной революции в астрономии
(Ю.Н.Ефремов).
• Признание благодаря космологическим теориям А.Д.Лин
де множественности вселенных (Ю.Н.Ефремов).
• Осмысление факта, что существование человечества возмож
но лишь в узком интервале макро- и микропараметров физиче
ского мира (Ю.Н.Ефремов). Речь идет об антропном принципе,
устанавливающем нерасторжимую связь человека и Вселенной
(В.В. Казютинский).
• Конец нелепым обвинениям в «идеалистическом» характе
ре теории расширяющейся Вселенной (В.В.Казютинский).
• Взгляд на Вселенную как на «все существующее» с точки
зрения данной теории, а не в каком-то абсолютном смысле
(В.В.Казютинский).
• Смена неясного понятия сингулярности на более ясное по
нятие спонтанной флуктуации вакуума (В.В.Казютинский).
• Понимание относительности пространственной бесконечно
сти, наличие или отсутствие которого зависит, согласно тео
рии, от системы отсчета (В.В.Казютинский). Речь идет о том, что
многие размышляют о пространственной и временной бесконеч
ности вне всяких ссылок на теорию.
Бесспорно, достижения современной астрономии и космологии впечатляют. В этой связи академик В.Л. Гинзбург не без горечи отмечает огромный разрыв между фронтом передовой науки и доминирующим в обществе сознанием. Он полагает, что удел молодых — серьезно задуматься над той ролью, которую играла в прошлом и призвана играть в будущем наука — решающий гарант интеллектуальной зрелости.
135
Резюме
• Современная наука во всеоружии теории и доступных ей эм
пирических приемов и методов способна изучать любые, сколь
бы загадочными они не выглядели на первый взгляд, космиче
ские объекты и явления.
• Огромнейшее значение имеет единство теории и эксперимен
та. Существование многих космических объектов сначала пред
сказывается, а лишь затем они действительно обнаруживаются
(черные дыры, нейтронные звезды). С другой стороны, непред
сказанные, но обнаруженные объекты и явления непременно
должны быть объяснены, в противном случае они остаются за
пределами науки. Но это не случается, ибо излюбленным объек
том научных изысканий как раз и являются самые труднопони
маемые явления. Нет таких явлений, которые были бы непод
властны науке.
• Забвение успехов космологических и астрономических на
ук — явная дань обскурантизму — весьма нелепому, но почему-
то процветающему явлению.
19. Антропный принцип в космологии
Характер космологического знания таков, что он непременно побуждает к постановке кардинальнейших вопросов: ведь речь идет о происхождении Вселенной, а вместе с ней и человека. Способен ли человек познать происхождение Вселенной? Не превышает ли степень экзотичности космологических теорий все допустимые пределы? Возможно ли установление первопричин возникновения нашей и других, если они существуют, вселенных? Эти и им подобные вопросы суммируются в так называемом ант-ропном (от греч. ап1гороз — человек) принципе в космологии [22].
В различных формулировках антропного принципа в космологии речь идет, по сути, о единстве космоса и человека и той роли, которую выполняет последний в этом единстве. Здесь особое внимание привлекают два факта. Во-первых, сама возможность человеческого существования содержится в характере космологических законов и находится в определенной взаимосвязи со значениями физических констант. Малейшие вариации значения последних несовместимы с реальностью человеческой жизни. Во-вторых, в научном отношении человеку доступно лишь то, что он способен познать. Иначе говоря, как существо,
136
способное к пониманию, человек занимает во Вселенной центральное положение, которое не способно поколебать никакая ко-перникианская революция. Таким образом, в соответствии с приведенными выше фактами и состоянием современной науки по крайней мере три суждения не вызывают особых сомнений: 1) человек — существо космическое; 2) человек познает Вселенную доступным ему образом; 3) в качестве познающего существа человек не имеет в космосе альтернативы. Вокруг этих суждений, а именно они, на наш взгляд, и составляют приемлемое содержание антропного принципа, ведутся острейшие дискуссии, подогреваемые нешуточными страстями.
О чем спор? О тех возможных выводах, которые совместимы с суждениями 1, 2, 3 и которые, по определению, позволяют установить наиболее фундаментальные положения космологии, в теоретическом отношения более первичные, чем сами упомянутые суждения. Именно в этой связи появились формулировки так называемого слабого и сильного антропных принципов в космологии (АПК).
Слабый АПК: то, что человек может наблюдать, ограничено условиями его существования.
Сильный АПК: доступная нам Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей.
Довольно часто АПК рассматривается совместно с теистическим (от греч. 1Ъео8 — бог) космологическим принципом (ТКП): Вселенная эволюционизирует согласно рациональному проекту, что свидетельствует о космическом Творце.
Пикантный вопрос: правомерны ли слабый и сильный АПК, равно как и ТКП, и действительно ли они выводят за пределы суждений 1, 2, 3, приоткрывая завесу над таинственностью Вселенной?
Согласно слабому АПК, человек наблюдает то, что ему доступно. В таком понимании слабый АПК фактически совпадает с приведенным выше суждением 2 и, следовательно, не выводит за его пределы. Из слабого АПК как бы следует вывод о возможности существования чего-то такого, например других вселенных, что недоступно человеку из-за его специфической природы. Такой вывод не выдерживает критики: сам вопрос о существовании, об этом свидетельствует практика науки, решается на основании теоретических и экспериментальных данных. Последние не позволяют судить о чем-либо другом, кроме того, что освоено наукой. Желание покинуть науку — это неправедный путь
137
в мистику. Иногда рассуждают так: я, мол, не желаю сидеть в клетке науки. Но образ клетки в высшей степени чужд существу науки. Сравните: именно наука позволяет человеку познавать прошлое, внедряясь в него на миллиарды лет, и обеспечивать свое максимально отдаленное от настоящего будущее.
Сильный АПК настаивает на том, что изучаемый космос должен соответствовать природе наблюдателей. Здесь появляется весьма рискованное выражение «должен», вместе с которым в космологию вносится контекст проектирования. Долженствование — это этический феномен, актуальный там, где имеется возможность выбора или специального проекта. Врач говорит пациенту: «Вы не должны курить, ибо это вредит вашему здоровью». Пациент находится перед выбором: курить или не курить.
Существенно, что для космологии, в отличие от этики, характерен не критерий долженствования, а критерий подтверждаемости. Космология дает картину того, что есть, а не того что должно быть. Если космологическая теория не подтверждается экспериментальными фактами, то она считается несостоятельной. Сторонники сильного АПК не замечают, что они вводят в космологию чуждый ей принцип долженствования. Вселенная такова, каковой она является. Человек не волен изменить ее природу. Над космологической теорией довлеют его величество экспериментальные факты. Именно это обстоятельство детерминирует характер космологического познания. Как познающее существо, человек вынужден «подстраиваться» под природу, содержание Вселенной. Итак, сильный антропный принцип в космологии не является научным положением, он — результат неправомерной подмены характерного для астрономического знания критерия подтверждаемости чуждым этому знанию критерием долженствования.
Что касается теистического космологического принципа, то он, разумеется, также не выдерживает критики. Космологические закономерности свидетельствуют только о космических явлениях. Космология чужда религии, только первая, в отличие от второй, подтверждается фактами. Значение религии как культурного феномена относится к области гуманитаристики, где она, кстати, имеет влиятельных соперниц.