Пространство и время с позиции современного научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является проследить взаимосвязь между понятиями современной физики (пространство и время), показать различные представления о сущности данных понятий, выявить их основные характеристики и показать значение этих понятий для современных наук.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущностные характеристики пространства и времени
с позиции современного научного познания……………………………..4
Межнаучный характер пространственно-временных представлений
в современной науке…………………………………………………….....8
Значение понятий пространства и времени для естественных
и гуманитарных наук……………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………….................19
Список литературы………………………………………………………………20

Содержимое работы - 1 файл

контрольная КСЕ.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

    2. Межнаучный характер пространственно-временных представлений

     в современной науке 

     Основные  свойства пространства и времени (однородность времени и изотропность пространства) связаны с главными законами физики - законами сохранения. Если свойства системы не меняются от преобразования переменных, то ей соответствует определенный закон сохранения. Это – одно из существенных выражений симметрии в мире. Симметрии относительно сдвига времени (однородности времени) соответствует закон сохранения энергии; симметрии относительно пространственного сдвига (однородности пространства) – закон сохранения импульса; симметрии по отношению поворота координатных осей (изотропности пространства) – закон сохранения момента импульса, или углового момента. Из этих свойств вытекает и независимость пространственно-временного интервала, его инвариантность и абсолютность по отношению ко всем система отсчета [Соколова 2008: 378].

     Современная физика оказала влияние почти  на все стороны общественной жизни. Сегодня вряд ли можно найти отрасль промышленности, которая не использует достижения современной физики, однако влияние современной физики затрагивает и культуру в целом, и образ мышления, что выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней. Понятия пространства и время лежат в основе нашего мировоззрения, и при радикальном пересмотре этих понятий, изменяется вся наша картина мира [Касавин 2001: 92-95].

     Перемены, обусловленные современной физикой, широко обсуждались физиками и философами на протяжении последних десятилетий. Проблема времени особенно интересовала философов, но решалась в естественных науках. Внимание к категории времени было обусловлено, прежде всего, необходимостью его измерения. Коренные повороты в движении научной мысли, значительные теоретические достижения в системе естествознания обусловлены принципиальными изменениями в трактовке именно понятий времени и пространства, их углублением, развитием, а каждая эпоха в истории человеческого знания вносит свой вклад в содержание данных понятий [http://www.biblios.newgoo.net/t2953-topic].

        Изучением времени занимались  философы-экзистенциалисты, которые  рассматривали время не с физической, а с духовной, нравственной и  эстетической точек зрения. Известны  работы (Л. Гумилев), в которых  проведено изучение образа и  представлений о времени как одно из концептов языка и культуры, а не как онтологическая проблема. Единый взгляд на время у представителей разного этносов складывался из взаимодействия традиционных представлений о времени  и того, что происходило с развитием науки, культуры, с художественным освоением категории времени в литературе.

        Понятия современной физики нередко  обнаруживают изумительное сходство  с представлениями той или  иной религиозной философией  Дальнего Востока. Все развитие  восточного мистицизма обнаруживает удивительное единство в вопросе о неразделимом пространственно-временном характере действительности, вновь и вновь подчеркивая факт, что пространство и время неразрывно связаны.

     Тесная  связь между пространством и  временем была обнаружена в астрономии задолго до создания теории относительности. Астрономы и астрофизики имеют дело с очень большими расстояниями, и поэтому для них особенно немаловажно понятие время. Все зависит от того, что свету необходимо определенное время, чтобы переместиться от наблюдаемого объекта к наблюдателю.  Поэтому астрономы хорошо знают о важном значении связи пространства и времени.

     К проблемам пространства и времени  относится вопрос о числе измерений. Предполагается, что у нашего пространства может быть, например, дополнительная размерность. Сейчас известны четыре измерения – пространство плюс время. Но может быть и пятая, и шестая размерность, которые настолько малы, что мы их в обычной жизни не замечаем. Так, существует целый спектр физических теорий с размерностями больше четырех, которые предполагают существование «суперсимметрии», например, теория струн. Ученые пытаются получить доказательства существования дополнительных измерений в ходе эксперимента по запуску Большого адронного коллайдера – ускорителя протонов и тяжелых ионов. В случае удачи этого эксперимента предполагается, что ход времени может быть замедлен или повернут вспять, а также создана теория, объединяющая теорию относительности и квантовую теорию поля, которые до сих пор считались несовместимыми друг с другом [Алексеев 2007: 69-72].

     Таким образом,  вся наука, все отрасли научного познания направлены на изучение проблем пространства и времени, именно их изучение отвечает задаче решения вопроса об устройстве мира вокруг нас. 

    3. Значение понятий пространства и времени для естественных

    и гуманитарных наук 

       Гуманитарное познание отличается  от естественнонаучного познания  мира критериями, интерес гуманитарного  познания состоит не в точности  познания, а в глубине проникновения.

        Исследование времени на гуманитарном  уровне не рассматривает время  в обязательном единстве с  пространством. В отличие от  естественнонаучной сферы, на  гуманитарном уровне учитываются  особенности существования времени  в контексте человеческих поступков, его деятельности, истории.

        В современной науке используют  понятия биологического, психологического и социального пространства и времени. Метрические (количественные) и топологические (качественные) свойства пространства и времени в таких объектах могут существенно отличаться.

      Биологическое пространство и время характеризуют особенности пространственно-временных параметров органической материи: биологическое бытие человеческого индивида, смена видов растительных и животных организмов, их жизнь и смерть. В.И. Вернадский связывал специфику биологического пространства с важнейшим отличительным признаком живого - наличием асимметричности пространственной структуры органических молекул [http://www.e-lib.kemtipp.ru/].

     Психологическое время связано с восприятием, ощущением и переживанием времени индивидом. В психике индивида и в его психомоторике формируется обобщенный образ пространства. Этот образ включает совокупность особых метрических и топологических свойств: криволинейность, отсутствие жесткой привязки координат к координатам внешнего физического пространства, относительное безразличие к положению, преобладание топологии над метрикой, отсутствие право-левосторонней симметрии.

     Проблемам изучения психологического пространства и времени посвящены работы Н.А.Бернштейна (теория моторного поля), З.Фрейда (исследование сновидений как основной содержательной структуры психологического пространства), К.Г.Юнга (учение о коллективном бессознательном) [Дубнищева 2006: 190-192].

     Социальное  пространство - один из видов пространства (наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными); совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.

     Философы, социальные философы и социологи под социальным пространством понимают социально освоенную часть природного пространства как среды обитания людей; территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека; характеристики социальной структуры общества с точки зрения расположения социальных групп и слоев, условий, возможностей их развития и т. д.

     Не  используя термин «социальное пространство», по сути, описывают его модели и  этапы конструирования К. Маркс, М. Вебер, Э. О. Райт, Ф. Паркин и др. В социологию категория «социальное пространство» была введена Ф. Теннисом, определившим общую социологию как науку о человеческой витальности, изучающую взаимоотношения людей друг с другом в пространстве и во времени [http://ru.wikipedia.org/wiki/].

     Согласно другим источникам (25 Интернет сайтов, 5 хрестоматий и 8 справочников по социологии) понятие социального пространства ввел Питирим Сорокин для определения совокупности всех социальных статусов общества.

     В своей работе «Социальная мобильность» 1927 г. П. Сорокин, прежде всего, подчеркивал невозможность совмещения или даже сравнения таких понятий, как «геометрическое пространство» и «социальное пространство». По его утверждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуться со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не уменьшит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию [Гараджа 1996: 134].

     Социальное  пространство по Сорокину - трехмерное. Оно описывается тремя осями координат - экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Таким образом, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

     Ситуация, когда индивид, обладая высоким  статусом по одной из осей координат, в тоже время имеет невысокий  статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью.

     Например, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, которое обеспечивает высокий социальный статус вдоль  профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и поэтому будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере «новых русских», которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего «подтягивания» своего экономического статуса [Сорокин 2005: 123].

     Г.Зиммель, написавший отдельную работу «Социология пространства», характеризует социальное пространство как бездейственную в себе форму, существующую лишь благодаря энергии деятельности субъектов. В отличие от него представители структурно-функционального, системного и синергетического подходов анализируют социальное пространство как надиндивидуальную реальность, систему структурированных социальных отношений.

     Субстанционалисты понимают социальное пространство как  совокупность субстанций (индивидов, групп), соединенных социальными связями. П. А. Сорокин рассматривает социальное пространство в контексте теории социальной стратификации и социальной мобильности. Т. Парсонс вводит понятия «территориальность» и «резидентное размещение».

       П. Бурдьё представляет социальное пространство как рационально сконструированную диаграмму, поля властного взаимодействия, движения различных видов капитала (символического и проч.). Глобалисты выделяют понятие «большое пространство». Последователи активистского подхода рассматривают пространство человеческой деятельности, динамического состояния общества, социальной процессуальности.

     Социальное  пространство «скрепляется» социальной структурой – совокупностью взаимосвязанных  и взаимодействующих социальных общностей (демографических, национальных, территориальных, профессиональных и т. п.), иерархически упорядоченных между собой, что предполагает наличие «верхних», «средних» и «нижних» слоев, вертикальных и горизонтальных каналов социального перемещения и т. д. Посредством расчленения социального пространства на структурные элементы-позиции в конкретной точке пространства можно находить и оценивать различных социальных субъектов, их статусные позиции.  

     Динамически социальные формы в социальном пространстве реализуются в конкретных процессах, потоках человеческой активности. П. Штомпка, акцентируясь на деятельностной сущности социальных агентов, описывает модель «поля взаимоотношений», объединяющего четыре уровня: идей, верований, дефиниций; норм, предписаний; интеракций; возможностей, или ресурсов [http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_пространство].

     Социальное  пространство-время сводится к физическому, естественному пространству-времени или подменяется им. Конечно, социальное пространство-время включает в себя физическое, базируется на нем, но не сводится к нему.

     По  мнению М.Кастельс, социальное пространство не есть отражение, фотокопия общества, «оно и есть общество». То же самое можно утверждать и относительно социального времени. Конструирование социального пространства-времени есть одновременно моделирование социального мира на всех уровнях от миросистемного до микроиндивидуального.

     Анализируя  этот феномен, К. Ясперс выделяет понятие «осевого времени». Этот исторический период он связывает с формирование духовных начал человечества в период 8 – 2 вв. до н.э. параллельно и независимо у «осевых народов», к которым относятся китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки. Одновременно происходит сближение этих духовных центров и формирование человека такого исторического типа, который существует и в настоящее время [Ратникова 2004: 58-59].

Информация о работе Пространство и время с позиции современного научного познания