Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:36, контрольная работа
Открытие космических лучей, подобно многим открытиям, было сделано случайно в процессе изучения другого явления. В 1911 году молодой австрийский физик Виктор Гесс поднял ионизационную камеру на воздушном шаре с целью измерения коэффициента поглощения гамма-излучения, испускаемого земной корой. Вопреки ожиданиям скорость ионизации с удалением от земной поверхности не только не уменьшилась, как ожидал Гесс, а даже увеличилась.
Космические лучи и реликтовое излучение во вселенной…………………3
О происхождении космических лучей.......................................................6
2. Атмосфера земли - защитный экран и детектор космических лучей сверхвысокой энергии ………………………………………………………..….7
3. О распространении космических лучей сверхвысокой энергии от источника до солнечной системы.........................................................................8
4. Эффект Грейзена, Зацепина и Кузьмина и форма энергетического спектра космических лучей в области сверхвысокой энергии ……………………........9
Список литературы…………………………………………………………...13
Содержание:
Космические лучи и реликтовое излучение во вселенной…………………3
2. Атмосфера земли - защитный экран и детектор космических лучей сверхвысокой энергии ………………………………………………………..….7
3. О
распространении космических лучей сверхвысокой
энергии от источника до солнечной системы.......................
4. Эффект Грейзена, Зацепина и Кузьмина и форма энергетического спектра космических лучей в области сверхвысокой энергии ……………………........9
Список литературы…………………………………
Космические
лучи и реликтовое излучение
во вселенной
Открытие космических лучей, подобно многим открытиям, было сделано случайно в процессе изучения другого явления. В 1911 году молодой австрийский физик Виктор Гесс поднял ионизационную камеру на воздушном шаре с целью измерения коэффициента поглощения гамма-излучения, испускаемого земной корой. Вопреки ожиданиям скорость ионизации с удалением от земной поверхности не только не уменьшилась, как ожидал Гесс, а даже увеличилась. В 1912 году Гесс совершил еще семь полетов на воздушных шарах. Первый из них был 17 апреля 1912 года во время частичного солнечного затмения. Уменьшения скорости ионизации не было, и Гесс заключил, что Солнце не является источником ионизации. Седьмой знаменитый полет начался 7 августа 1912 года в 6 ч 12 мин утра около города Ауссита (Австрия). Была достигнута рекордная высота 5350 м. При подъеме до 1000 м было небольшое уменьшение скорости ионизации, обусловленной поглощением гамма-излучения радиоактивных веществ, находящихся в земной коре. После этого ионизация окружающего воздуха стала увеличиваться с высотой. Таким образом, шар приближался к источнику ионизации, а не удалялся от него. Гесс установил, что на высоте 5 км скорость ионизации была уже в четыре раза больше, чем на уровне моря.
В результате тщательного анализа полученных данных Гесс пришел к выводу, что излучение большой проникающей способности входит в атмосферу сверху. Открытое излучение Гесс назвал ультра-гамма-излучением. В 1925 году американский физик Роберт Милликен предложил переименовать это излучение в космические лучи. Нобелевскую премию Гесс получил в 1936 году, то есть через 24 года после открытия космических лучей. По определению, Нобелевская премия должна присуждаться за новейшие достижения. Задержка была обусловлена как наличием сомнений в существовании космических лучей, так и необходимостью понимания важности этого нового явления для физики и астрофизики.
В 20-е годы Р. Милликен и В. Кольхерстер, интенсивно занимающиеся космическими лучами, изучали, как они поглощаются в атмосфере Земли, воде и других веществах. Но что собой представляли эти лучи, никто не знал. Не было в руках ученых, исследующих космические лучи, прибора, пригодного для изучения этого явления, хотя он уже и существовал. Это была камера Вильсона - один из самых замечательных физических приборов, впервые позволивший осуществить то, что любой физик мог бы посчитать несбыточной фантазией: увидеть треки отдельных элементарных частиц.
В 1923 году Д.В. Скобельцын начинает заниматься эффектом Комптона, то есть изучением характеристик электронов, выбиваемых гамма-лучами радиоактивных веществ, в лаборатории, которой руководил его отец в Ленинградском политехническом институте, а также в Физико-техническом институте, где он тогда работал. Для этой цели он решил использовать камеру Вильсона, помещенную в магнитное поле. По современным масштабам магнитное поле было слабым, всего 1000 эрстед, но этого было вполне достаточно для изучения эффекта Комптона. С помощью разработанной им методики Д.В. Скобельцыну впервые удалось непосредственно наблюдать и фотографировать пути электронов отдачи, получающиеся в результате столкновения гамма-квантов с электронами атомов газа, наполнявшего камеру. Энергия электронов измерялась по отклонению их треков в магнитном поле.
Такие исследования не только подтвердили гипотезу о квантовой природе эффекта Комптона, но и позволили эффективно применять это явление для спектроскопии гамма-лучей. В ходе работ было сделано одно интересное наблюдение, которое никак нельзя было объяснить за счет радиоактивных веществ. Среди следов в камере были и такие, которые принадлежали частицам, значительно превосходящим по энергии все остальные. И самое главное, что они появлялись группами. Проанализировав треки этих частиц, Д.В. Скобельцын пришел к заключению, что подобные частицы могут создавать как раз такую ионизацию, которую создают космические лучи.
Для того чтобы обнаружить такое редкое явление, как появление в камере космической частицы на фоне многих следов других частиц, требовалось большое экспериментальное искусство. И только необычно точные измерения импульсов частиц позволили надежно отделить следы частиц космических лучей от следов электронов отдачи. Таким образом, только через 15 лет после работ Гесса и Кольхерстера были установлены виновники ионизации молекул атмосферы Земли - космические частицы. Но Д.В. Скобельцын открыл не только заряженные частицы, приходящие из Космоса, но и то, что они приходят к поверхности Земли группами - ливнями. И сейчас, через 70 лет, можно сказать, что физика высоких энергий ведет свое начало именно от этих работ.
Результаты исследований Д.В. Скобельцына вызвали большой резонанс в научном мире того времени. Один из создателей квантовой механики - В. Гейзенберг детально обсуждал результаты Д.В. Скобельцына в одной из своих развернутых статей и строил на их основе новые гипотезы. Космические лучи, генерированные в естественных ускорителях частиц, сыграли решающую роль в развитии физики высоких энергий и элементарных частиц. Даже сейчас, при наличии могучей армии ускорителей частиц, космические лучи не оказались "безработными". Более того, естественные ускорители частиц, позволяющие диагностировать физические процессы при ультравысокой энергии и на ультрадалеких расстояниях, регулярно преподносят сюрпризы и загадки в физике и астрофизике. Ниже будет уделено основное внимание космическим лучам ультравысокой энергии (Е > 1020 эВ), которые в рамках современных представлений не должны были дойти до земной атмосферы. Но они дошли. Почему?
1. О
происхождении космических
лучей
В
настоящее время нет
1. Плотность энергии космических лучей составляет 1 эВ в 1 см3. Эта величина сравнима с плотностью энергии света звезд, чернотельного излучения, турбулентного движения межзвездного газа, магнитного поля в Космосе. Таким образом, космические лучи являются равноправными партнерами в космическом сообществе и соответственно их вклад в динамику космических явлений является весомым.
2.
Дифференциальный
3.
Вплоть до очень высоких
4.
Поток галактических
5.
Наиболее вероятным источником галактических
космических лучей являются взрывы сверхновых
звезд. Основа такого заключения - энергетические
соображения. Основополагающие идеи и
конкретные теоретические разработки
принадлежат В.Л. Гинзбургу.
2.
Атмосфера земли - защитный
экран и детектор космических
лучей сверхвысокой
энергии
Земная атмосфера выполняет две важные функции. Во-первых, она берет удар на себя и спасает людей от облучения космическими лучами. Известно, что люди, живущие в горных районах или часто летающие самолетом, получают значительную дозу радиации. Во-вторых, атмосфера трансформирует космические лучи высокой и сверхвысокой энергии в частицы и излучения низких энергий, которые регистрируются традиционными наземными детекторами.
Теория
прохождения космического излучения
через атмосферу Земли
Систематические
экспериментальные исследования космических
лучей сверхвысокой энергии начались
в конце 50-х годов XX столетия после запуска
больших установок по измерению ШАЛ в
Волкано-Рэнч (США) и Москве (установка
МГУ). Выполненные на этих установках измерения
выявили частицы с энергией 1017-1018 эВ в
составе космических лучей и их крутой
энергетический спектр. Впоследствии
были введены новые большие установки
в различных странах мира, что позволило
получить детальную информацию о спектре
космических лучей сверхвысокой энергии
и их анизотропии. Космические лучи сверхвысокой
энергии Е > 1017 эВ, скорее всего,
имеют внегалактическую природу из-за
трудности их удержания галактическими
магнитными полями.
3.
О распространении
космических лучей
сверхвысокой энергии
от источника до
солнечной системы
В 1961 году Бруно Понтекорво и Я.А. Смородинский сформулировали гипотезу о том, что вещество образовалось на плотном фоне нейтрино и антинейтрино. Во время флуктуации плотность энергии нейтрино должна была быть намного больше плотности энергии возникшего вещества. Это означает, что в настоящее время во Вселенной должны находиться остатки фона. Кроме того, нейтрино, непрерывно образующиеся за счет различных ядерных реакций, накапливаются, так как во Вселенной они практически не поглощаются. Нейтрино, как и любая материя, должны создавать вокруг себя гравитационное поле, искривлять пространство и влиять на динамику развития Вселенной. Я.Б. Зельдович и Я.А. Смородинский в 1961 году предложили метод оценки плотности энергии, заключающийся в том, что при известном современном состоянии Вселенной плотность всех видов материи определяет прошлое Вселенной.
Различные
проявления нейтринного моря очень
активно обсуждались в начале
60-х годов. В частности, Б.П. Константинов
и автор настоящих строк пришли
к выводу о возможном обрыве формы
энергетического спектра космических
лучей сверхвысокой энергии (больше 1017
эВ) за счет взаимодействия с нейтринным
морем во Вселенной. Вскоре был обнаружен
реликтовый фон фотонов во Вселенной и
стало ясно, что спектр космических лучей
сверхвысокой энергии должен сильно обрываться
именно за счет взаимодействия с фотонами,
если источник космических лучей находится
достаточно далеко. Возможность искажения
спектра космических лучей за счет взаимодействия
с нейтринным фоном упомянута в данной
статье не только с точки зрения истории
развития обсуждаемой проблемы о космических
лучах сверхвысокой энергии. Как будет
показано ниже, нейтринное излучение претендует
на "монополию над космическими лучами
сверхвысокой энергии". Сейчас уже обсуждается
идея о том, что не протоны являются представителями
космических лучей сверхвысокой энергии,
а именно нейтринное излучение. Эта далеко
не стандартная идея была предложена еще
в 1968 году В.С. Березинским и Г.Т. Зацепиным.
Здесь же хочется отметить также, что Г.Т.
Зацепин первым (в 1951 году) сформулировал
идею о том, что космические лучи сверхвысокой
энергии должны терять энергию при взаимодействии
с фотонами низких энергий (на примере
фотонов солнечного излучения).
4.
Эффект Грейзена,
Зацепина и Кузьмина
и форма энергетического
спектра космических
лучей в области сверхвысокой
энергии
Вскоре после обнаружения фона реликтовых фотонов Г.Т. Зацепин и В.А. Кузьмин и К. Грейзен показали, что наличие реликтовых фотонов должно привести к дефициту потоков космических лучей в области сверхвысокой энергии (Е > 1019 эВ). Эта фундаментальная идея базируется на том, что ускорять частицы столь высокой энергии в Галактике чрезвычайно трудно, а в радиогалактиках и квазарах такие энергии сравнительно легко достижимы. Однако возникает трудность в распространении таких частиц в межгалактическом пространстве. Из-за столкновений протонов с реликтовым излучением (Т = 2,7 К) частицы сверхвысокой энергии должны тормозиться, то есть энергетический спектр должен становиться более крутым при энергии более 1019 эВ. Зарегистрированные протоны с энергией выше 3 · 1020 эВ не могут иметь возраст более 108 лет, то есть источник должен находиться не далее 1026 см. Поскольку частицы с такой большой энергией практически не отклоняются в галактических и межгалактических магнитных полях, направление на источник известно. Однако подходящего источника в таком направлении нет.