Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:21, курсовая работа
Металловедение - наука, изучающая связи состава, строения и свойств металлов и сплавов, а также закономерности их изменения при тепловых, механических, физико-химических и др. видах воздействия. Металловедение – научная основа изысканий состава, способов изготовления и обработки металлических материалов с разнообразными механическими, физическими и химическими свойствами.
Металловедение
Аносов Павел Николаевич
Бочвар Андрей Анатольевич
Чернов Дмитрий Константинович
Список используемой литературы
В начале 50-х годов академик И. В. Курчатов поручил Андрею Анатольевичу решение одной из сложнейших проблем атомной техники – проблему живучести твэлов промышленных уран-графитовых реакторов – наработчиков кондиционного плутония для производства ядерных зарядов. Под руководством Андрея Анатольевича Бочвара была организована специальная лаборатория, выполнены обширные исследования, результаты которых позволили установить причины низкой живучести твэлов в реакторах и создать научную концепцию решения проблемы. Данные, полученные при изучении структуры и свойств урана в зависимости от химического состава, температуры и условий деформации до, во время и после облучения, послужили основой при разработке специального низколегированного уранового сплава для сердечников твэлов и новых технологических процессов их изготовления. Одновременно под его руководством был создан ряд новых коррозионно-стойких алюминиевых сплавов для оболочек, разработаны современные методы герметизации твэлов и аппаратура контроля их качества.
По инициативе Андрея Анатольевича были выполнены сложные реакторные испытания, позволившие определить допустимые параметры эксплуатации твэлов в проточных и двухцелевых (энергетических) реакторах. Все эти исследования и технологические разработки выполнялись не только во многих лабораториях института, но и в тесном контакте с сотрудниками других институтов и предприятий.
Академик Бочвар непосредственно руководил выполнением исследовательских, технологических и внедренческих разработок коллективами института, предприятий, производящих твэлы, персоналом реакторов, что способствовало успешному решению проблемы живучести и обеспечило многолетнюю (более 30 лет) устойчивую работу промышленных уран-графитовых реакторов на высоких эксплуатационных параметрах.
Под руководством Андрея Анатольевича началась разработка конструкций, материалов и технологий производства твэлов для реакторов АЭС и транспортных установок. Ему принадлежит идея использования в качестве топлива для быстрых реакторов диоксида урана. Правильность такого выбора была подтверждена практикой и впоследствии все зарубежные реакторы также были переведены на оксидное топливо.
Под его руководством были разработаны специальные стали и алюминиевые сплавы и технология производства изделий из этих основных конструкционных материалов атомной промышленности, а также наряду с исследованиями, проводимыми в ВИАМ под руководством Р.С. Амбарцумяна, было начато изучение циркония и его сплавов. В дальнейшем эти направления возглавили такие видные ученые, как члены-корреспонденты АН СССР А.С. Займовский и А.Г. Самойлов, доктор технических наук Н.П. Агапова, академик Ф.Г. Решетников, доктор технических наук И.С. Головнин.
Обширные знания в области металловедения делящихся и конструкционных материалов и воздействия на них облучения обеспечили возможность коллективам лабораторий в кратчайшие сроки и на высоком научном уровне решать постоянно возникающие новые задачи. Так, в 50-х г. на базе результатов исследования сплавов системы уран-молибден Андрей Анатольевич предложил использовать сплав с 9 мас. % молибдена (ОМ - 9) в качестве топлива для Первой в мире атомной электростанции в г. Обнинск, где он и применялся в виде крупки в течение многих лет. К числу таких работ относится создание сложных многокомпонентных сплавов на основе урана и плутония с заданной сложной совокупностью свойств и промышленной технологии изготовления из них ответственных изделий оборонной техники.
Андрей Анатольевич отличался колоссальной эрудицией, чему способствовало знание иностранных языков, четкостью в постановке исследований, огромным трудолюбием, сильной волей и ответственностью при принятии решений. Его научное руководство и постоянный личный анализ новых экспериментальных результатов во многом определяли формирование важнейших научных направлений и способствовали накоплению научных данных, получивших признание и высокую оценку зарубежных специалистов. Он хорошо знал производство, так как постоянно бывал на предприятиях и заводах, скрупулезно вникал в детали технологических процессов.
В отношениях с сотрудниками Андрей Анатольевич Бочвар всегда сохранял определенную дистанцию, но был внимателен к трудностям в работе и личным нуждам и всегда помогал и словом и делом. Все испытывали к нему огромное уважение, к каждой встрече тщательно готовились, а его научный авторитет был непререкаем не только в институте, но и у руководителей отрасли. Очень тепло и с большим уважением относились к А.А. Бочвару Б.П. Ванников, А.П. Завенягин, И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, А.П. Александров, Е.П. Славский.
Особое внимание А. А. Бочвар уделял подготовке научных кадров как в институте, так и на предприятиях. Видные ученые систематически читали лекции по различным специализациям. Андрей Анатольевич также не раз выступал с лекциями и научными докладами. Его опыт преподавателя, манера четко, чрезвычайно сжато и просто излагать материал делали его выступления очень интересными и запоминающимися.
Прекрасной школой для ученых были «оперативки», которые Андрей Анатольевич многие годы регулярно проводил по пятницам с участием ведущих специалистов и молодых ученых. На этих совещаниях детально обсуждались результаты исследований, теоретические выводы, практические предложения и определялись направления дальнейших работ. Большое значение имели также отраслевые конференции и совещания, подготовка к которым всегда была в поле зрения академика Бочвара.
Андрей Анатольевич создал в институте атмосферу требовательности, которая сочеталась с большим доверием к сотрудникам, что способствовало развитию творческой инициативы и активности.
За годы, когда институт возглавлял Андрей Анатольевич Бочвар, многие сотрудники защитили кандидатские и докторские диссертации, стали преподавателями ВУЗов, авторами многих научных статей и книг. Однако защита диссертаций никогда не была самоцелью, а являлась естественным итогом напряженной научной работы. Андрей Анатольевич всегда придавал большое значение самой работе над диссертацией, связанной с глубокой проработкой материала, анализом результатов собственных и зарубежных исследований, определением направлений дальнейших исследований, и категорически возражал против защит по докладам и аннотациям.
Большое внимание Андрей Анатольевич уделял формированию научных коллективов на предприятиях и подготовке для них специалистов. Многие, ставшие впоследствии ведущими специалистами и руководителями предприятий отрасли, первый опыт работы с радиоактивными материалами получили во время стажировки в нашем институте.
Встреча с А.А. Бочваром, замечательным человеком и ученым, во многом определила счастливую творческую судьбу многих молодых сотрудников нашего института.
А. А. Бочвар создал один из крупнейших научно-исследовательских институтов страны и школу высококвалифицированных специалистов в области материаловедения делящихся и конструкционных материалов и технологии промышленного производства ответственных изделий атомной техники. Одновременно были успешно решены сложные научные и практические задачи переработки облученных материалов.
А.А. Бочвар возглавлял институт в течение 32 лет вплоть до своей кончины 18 сентября 1984 г. Это были самые плодотворные и самые напряженные годы, когда институт стал ведущим материаловедческим научным центром отрасли. Его сотрудники внесли значительный вклад в мировую науку, создание ядерной энергетики и укрепление обороноспособности страны.
Деятельность института и личный вклад академика А. А. Бочвара в становление и развитие отечественной атомной промышленности и науки высоко оценило Правительство страны. Институт был награжден высшей наградой - орденом Ленина (рис. 8). Многие сотрудники награждены орденами и медалями, являются лауреатами Ленинских и Государственных премий.
Рис. 8. Орден Ленина
Андрею Анатольевичу Бочвару дважды было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден четырьмя орденами Ленина, другими орденами и медалями, был лауреатом Ленинской премии и четырех Государственных премий. Выдающийся ученый с мировым именем был скромным, интеллигентным человеком, великим тружеником и истинным патриотом своей Родины.
Труды выдающегося отечественного металловеда Андрея Анатольевича Бочвара входят в сокровищницу российской науки. Его научное наследие вызывает восхищение широтой охвата проблем и полнотой их решения. За свою научную жизнь А. А. Бочвар безошибочно и в срок решил не один десяток порученных ему крупных и насущных научных проблем. Он обеспечил создание высококачественных сплавов для авиационной техники, научное руководство по разработке ключевых ядерных материалов, надежных технологий получения ядерных материалов и основных компонентов ядерных и термоядерных зарядов, тепловыделяющих элементов для реакторов различного назначения (ТВЭЛ и ТВС), в том числе для энергетических установок атомного флота страны, функциональных, конструкционных, сверхпроводящих материалов, технологий обращения с РАО и ОЯТ.
Страна высоко оценила заслуги академика А.А. Бочвара. Еще при жизни академика был установлен его бюст – первоначально в скверике, недалеко от родного института. После 1984 г. бюст был торжественно перенесен на территорию ОАО «ВНИИНМ».
После кончины академика А.А. Бочвара его имя было присвоено руководимому им институту - ВНИИНМ, одной из московских улиц в непосредственной близости от института, судну – рефрижератору, покоренной группой альпинистов из ВНИИНМ вершине на Алтае, приуроченному к 100-летнему юбилею академика – «Пик Бочвара». Усилиями и РАН и ВНИИНМ появилась памятная доска на доме №9 на Тверской улице, в котором в последние годы жил академик (рис. 9). Президиум Российской Академии Наук принял решение об учреждении премии РАН имени Бочвара Андрея Анатольевича.
Рис.
9. Памятная доска
Но самое главное – это память об академике Бочваре, которая хранится в сердцах его учеников и последователей. В ОАО «ВНИИНМ» ежегодно проводится «Бочваровский конкурс» со стипендиями для молодых ученых института. Силами ветеранов института были созданы уникальные произведения: документальный видеофильм «Академик А.А. Бочвар» и написаны книги воспоминаний о нем.
Чернов Дмитрий Константинович, русский учёный в области металлургии, металловедения, термической обработки металлов, родился в семье фельдшера (рис. 10).
Рис.
10. Чернов Д.К.
В 1858 г. окончил Петербургский практический технологический институт (рис. 11).
.
Рис.
11. Санкт-Петербургский
государственный
технологический
институт
Затем работал в механическом отделении Петербургского монетного двора. В 1859-66 гг. преподаватель, помощник библиотекаря и хранитель музея Петербургского практического технологического института. С 1866 г. инженер молотового цеха Обуховского сталелитейного завода (рис. 12).
Рис.
12. Обуховский завод в Санкт-Петербурге
В Петербурге, в 1880-84гг. занимался разведкой месторождений каменной соли в Бахмутском районе (Донбасс); найденные им залежи получили промышленное значение. С 1884 г., по возвращении в Петербург, работал в Морском техническом комитете, с 1886 г. (одновременно) главный инспектор Министерства путей сообщения по наблюдению за исполнением заказов на металлургических заводах. С 1889 г. профессор металлургии Михайловской артиллерийской академии.
В 1866-68 гг. в результате практического изучения причин брака при изготовлении орудийных поковок, а также глубокого анализа работ своих предшественников П.П. Аносова, П.М. Обухова, А.С. Лаврова и Н.В. Калакуцкого по вопросам выплавки, разливки и ковки стальных слитков Чернов Д.К. установил зависимость структуры и свойств стали от её горячей механической и термической обработки. Чернов Д.К. открыл критические температуры, при которых в стали в результате её нагревания или охлаждения в твёрдом состоянии происходят фазовые превращения, существенно изменяющие структуру и свойства металла. Эти критические температуры, определённые Черновым по цветам каления стали, были названы точками Чернова. Чернов Д.К. графически изобразил влияние углерода на положение критических точек, создав первый набросок очертания важнейших линий диаграммы состояния "железо-углерод" (рис. 13).