Неврозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:01, реферат

Краткое описание

Выделяют основные формы неврозов:


неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Заболевания типа неврозов, вызванные соматическими болезнями, сосудистыми поражениями мозга и другими причинами, называют неврозоподобными. В таких случаях следует прежде всего лечить основное заболевание.

Содержание работы

Вступление.

Формы неврозов.

Невротическая реакция.

Невротическое состояние.

Невротическое формирование характера.

Виды неврозов.

Астенический невроз.

Невроз навязчивых состояний.

Истерический невроз.

Невротическая депрессия.

Специфическая депрессия.

Психогенный мутизм.

Логоневроз.

Неврозоподобный энурез.

4.Заключение - рассуждение, взгляд и простой совет.

Содержимое работы - 1 файл

Неврозы.rtf

— 365.48 Кб (Скачать файл)

     1.Если мутизм постоянный, его называют тотальным.  

      2.Если он проявляется лишь в определённых ситуациях, то именуется   избирательным.

     Причины психогенного мутизма - неблагоприятные психические      воздействия: хронические, субшоковые, шоковые. Механизмы же различны. В одних случаях мутизм вызван реакциями пассивного протеста (мы называем его патохарактерологическим мутизмом). В других он обусловлен механизмами, неоднородными по своему характеру. Есть два главных невротических механизма мутизма:

     ИСТЕРИЧЕСКИЙ

     ФОБИЧЕСКИЙ

     Первый проявляется, когда от психической травмы шокового характера речь парализуется и отнимается.

     Второй - результат страха речи (логофобия). Он всегда избирателен: в психотравмирующей ситуации ребёнок молчит, в других говорит нормально. Бывает и смешанным мутизм: и истерический и фобический одновременно.

     МУТИЗМ - расстройство преимущественно школьного возраста. У взрослых он встречается редко. Формирующаяся речь ребёнка - самая молодая функция психики. Поэтому она чаще всего и ломается под влиянием самых разнообразных вредных факторов. Оттого так распространены в школьном возрасте  заикания и мутизмы (они часто сочетаются). Прогноз этого расстройства обычно хороший, нужно только вовремя начать его лечить. Однако это лечение будет неэффективным, если медикам не будут помогать родители и педагоги. Мы уже привели примеры, как неправильное поведение родителей и школы приводит к мутизму, а таких примеров можно привести очень много.

     Есть в современной  психотерапии два понятия: психотерапия среды и психотерапия средой. Что это такое? Под психотерапией среды понимают улучшение психологического климата в семье, классе и школе, где учится пациент, ведь болезнь просто так не появляется, она всегда результат неблагоприятных воздействий и конфликтов среди людей, окружающих человека. Дети чаще всего и являются жертвой неправильного поведения взрослых. В некоторых случаях изменить микросоциальную среду не удается. Тогда нужно изъять ребенка из этой среды: перевести в другой класс, детский сад, пионерский лагерь, санаторий. Это и называется психотерапией средой. Порой и бывает так, что ребенка изъяли из ненормальной среды и мутизм прекращается безо всякого медикаментозного воздействия. Дети с мутизмом  нуждаются в бережном отношении. Их не нужно наказывать и требовать от них речи. Известны случаи, когда детей с мутизмом сурово высмеивали, ругали, оскорбляли, унижали, в первые минуты урока вызывали к доске и не отпускали до конца урока (« пока не заговорит») - всё это только ожесточает ребенка, усугубляет его состояние. Особенно нужно быть деликатным и осторожным в отношении детей с лишком чувствительных, обидчивых, ранимых - в силу своих индивидуальных свойств они предрасположены к невротическим расстройствам и реакциям протеста. Встречаются и другие виды мутизма.Эти малоразговорчивые ребята отличаются своей удивительной спосбностью замыкаться в себе под воздействием самых незначительных причин. Потерял марку, о чем-то прочитал, кто-то на него косо посмотрел - и такой ребенок и без этого отличающийся малой разговорчивостью, умолкает, и ничто  не может его побудить к речи. Предусмотреть все случаи которые могут быть для такого ребёнка психотравмирующими,  невозможна. Сами по себе неблагоприятные воздействия являются не причиной а предлогом усиления в таком индивиде его природной молчаливости. Этот вид мутизма называется

     АУТИСТИЧЕСКИМ. 

     Реже встречается мутизм  в рамках тяжелых душевных заболеваний, но в таких случаях тяжесть расстройства столь велика а странности в поведении ребенка  столь заметны что пациента немедля ведут к специалисту. Одно из самых на земле расстройств - заикание заключается в нарушении координации речедвигательных актов. Поэтому человек либо не может начать слово, либо судорога возникает вовремя произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются. Заикание встречается в основном в школьном возрасте. У взрослых людей оно почти всегда продолжает заикание, начавшееся в 2-3 летнем возрасте, т.е. в момент становления речи. Прежде заикание рассматривалось как однородное расстройства: дескать, существует такая болезнь под названием заикание. Если и делили заикание на формы, то в зависимости от того каков характер судорог речевой мускулатуры. Так как заикание считали единым заболеванием, то всех заикающихся и лечили одинаково. В 1973 году в первые были выделены две основные формы этой патологии (М.И. Буянов с соавторами) появилось множество работ показывающих неоднородность заикания, его различное клиническое содержание, прогноз и т.д. Естественно, что роль семьи и школы в отношении разных форм заикания. Заикание- это симптом разных расстройств и тактика в отношении этого  симптома в каждом конкретном случае должна быть различной. Заикание может возникать в рамках самых разнообразных заболеваний, но чаще всего оно встречается при логоневрозе и неврозоподобном речевом синдроме.

 

      ЛОГОНЕВРОЗ - ЭТО НЕВРОЗ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ПОРАЖЕНИЕМ РЕЧИ Т.Е. ЭТО ОСОБАЯ БОЛЕЗНЬ.  

     Часто неврозы повторяются у детей и подростков. В силу незрелости и хрупкости их психики  несформированности систем защиты от психических нагрузок, стрессов, дети и подростки легче поддаются тем воздействиям которые для более зрелых и взрослых людей проходят бесследно. В одних случаях под влиянием психической травмы ( обычно шоковой или субшоковой ) речь в начале отнимается а потом восстанавливается, но уже с заиканием. В других - под влиянием психической травматизации ( в основном хронической ) постепенно формируется страх речи, а вследствие его и заикание. Поэтому, когда ребёнок волнуется, боится говорить, он заикается; если не волнуется говорит превосходно. Стало быть, заикание психогенного происхождения всегда не постоянна, оно возникает лишь при волнении, связанном с речью, и может достигать такой степени что ребенок умолкает,это, как уже отмечалось называется мутизмом. Логоневроз складывается из разных по происхождению психогенных видов заикания, страха речи ( логофобия ), мутизма и других симптомов. Обычно к признакам невротического поражения речи примыкают и невротические нарушения сна, аппетита, настроения, общее чувство дискомфорта и т.д. Логоневроз сказывается и на развитии личности школьника. У одних детей под влиянием длительного невроза речи нарастают робость, нерешительность. Застенчивость и другие астенические черты. У других - усиливается отгороженность, молчаливость, стремление избегать общения - это псевдошизоидные свойства личности. Третьи становятся очень возбудимыми, раздражительными, драчливыми, злобными - это возбудимый вариант невротического формирования личности. Четвертые переполняются навязчивыми сомнениями, тревожной мнительностью, чувством незавершенности действий и другими симптомами тревожно - мнительного варианта затянувшегося невроза.

     НАПРИМЕР:

     В 4 года девочку покусала собака. За это время девочка заболела неврозом. Дело осложнялось тем, что бабушка и мать постоянно внушали девочке, чтобы она меньше общалась с собаками, т.к. они «бешеные». Эти знания в данной ситуации принесли вред. После укуса собаки девочка стала жить одним тревожным ожиданием: придется ли ей принимать уколы от бешенства? От потрясения у девочки отнялась речь, исчез сон она постоянна плакала выглядела грустной, почти ничего не ела и молчала. Затем  она стала говорить, но говорила с сильным заиканием. Через 2-3 недели острота переживаний уменьшилась, нормализовались сон и аппетит, улучшилось настроение. Девочка была бы уже здоровой. Если бы не заикание. Оно было очень непостоянным: то пропадало, то возникало. Как ив дошкольном возрасте. Заикание сопровождалось плохим настроением, страхом речи, чувством общего эмоционального напряжения. Чем больше девочка думала о своей речи, тем сильнее было заикание. Чем больше отвлекалась от печальных дум, тем меньше заикание проявлялось, а временами вообще исчезало. Когда девочку спрашивали где у неё возникали судороги, она всегда показывала на горло: в этом месте будто перехватывало дыхание, будто комок подкатывался, нечем было дышать от страха и от тревоги. В состоянии затянувшегося невроза с преимущественным поражением речи больная была консультирована нами. Мы диагностировали у неё невротическое формирование личности, требующее стационарного лечения. Пройдя курс терапии, девочка выздоровела. Как же её лечили? Её отвлекали от дефекта речи, проводились сеансы внушения в бодрствующем и  гипнотическом состоянии, внушали веру в себя, веру в излечение. Лечение носило характер коллективной психотерапии (о психотерапии мы расскажем позже). Совершенно иной подход к детям с неврозоподобным речевым синдромом (иначе неврозоподобным логосиндромом). В 17 летнем возрасте пациент влюбился. Его подруга твердо заявила парню: « мне стыдно с тобой ходить в гости, ты говоришь очень невнятно, давай-ка

      избавляться от заикания ». Эти слова произвели на юношу куда более сильное впечатление, чем уговоры всех родственников и педагогов, вместе взятых: он обратился к логопеду, принялся усиленно заниматься и уже через 2-3 недели говорил вполне прилично.

     Таким образом, общим для пациентов с неврозоподобным речевым синдромом является не психогенный характер паталогии и речи, это не невроз (невроз всегда психогенен), а нечто похожее на невроз-неврозоподобное расстройство. Все лица с подобными нарушениями не переживают свой дефект, они относятся к нему равнодушно. Конечно, если их спросить, хотят ли они избавиться от заикания, то, если эти пациенты не слабоумны, они ответят утвердительно, но сами палец о палец не ударят без напоминания со стороны следить за речью. Здесь заикание порой очень выражено, а переживаний поэтому поводу нет.

     Стоит ли заставлять ребенка избавляться от неврозоподобного заикания, если он сам не считает нужным это делать? Мы отвечаем: а стоит ли отбирать у младенца спички, который, не ведая, что творит, может спалить весь дом? Сравнивать эти две совершенно разные ситуации нельзя: от заикания никто не погибал, а от пожара люди гибнут. Ясно лишь одно: нужно испробовать все способы давления на ребенка с целью заставить его активно лечиться от заикания. Если же это не получается, то нужно на время оставить его в покое. Если стержнем большинства форм логоневроза является логофобия, то стержнем неврозоподобного речевого синдрома является тахилалия - она прчина причин, на неё и направлено все лечение. Чтобы снять тахилалию нужно принимать соответствующие препараты и обязательно следить за речью (в отличие от лечения пациентов с логоневрозом). Больных логоневрозом лечат психиатры и лечат в основном психотерапевтическими методами, лиц же с неврозоподобными нарушениями речи лечат в первую очередь медикаментозно с обязательными занятиями у логопеда. Какова тактика педагогов и родителей в том и другом случае? В общих чертах я ее уже описал. При логоневрозе необходимо максимально щадащее отношение к ребенку, необходимо всячески отвлекать его от речевого дефекта; При неврозоподобном же нарушении речи следует быть более строгим, требовать от больного выполнять правила речи, следить за ее темпом. Если же  будем делать все наоборот, то принесем только вред. Если же ко всем будем относиться  одинаково, то кому-то  поможем, кому-то нет, а кого-то сделаем тяжким инвалидом. Результатом излечения зависит не только от правильной квалификации нарушения речи, не только от адекватного лечения и продуманных  занятий с  логопедом, но и от личностных особенностей пациента. Всегда ли возможно деление заикания на невротическое и неврозоподобное? Почти всегда, новедь возможны и смешанные формы (они встречаются в подростковом периоде), тогда лечить труднее: две болезни более тяжелы, чем одна. Все ли больные излечиваются от заикания? Я бы ответил так: все кто хотят избавиться от него и прилагают к этому усилия, от заикания избавляются. Дети с логоневрозом выздоравливают быстрее, чем дети с неврозоподобным речевым синдромом, т.к. в последнем случае меньше критика своего состояния и больше наплевательского отношения к своему здоровью. Так лечение заикания всегда должно быть комплексным: некомплексное лечение бессмысленно. Комплексность означает, что на заикающегося действуют медики, логопеды, педагоги и конечно родители. Если хотя бы звено не срабатывает, помочь больному очень трудно. Если в глазах  общественного мнения с пьяниц - родителей и спросить нечего, то на учителя смотрят все и смотрят пристально, и если замечают его промохи, то плохо думают уже о всей профессии о всех его коллегах. Вина учителей состоит не только в способствовании появления невроза, но и в том, что педагоги вовремя не заставили пациентку пойти к врачам. Мутизм, заикание излечатся это несложно. Труднее гармонизовать характер больной, который, по- видимому, и раньше был непрост, но еще больше деформировался под влиянием длительного основного заболевания. Но ни при каких обстоятельствах нельзя терять оптимизма и надежды: и эта больная, которая, казалось бы, очень давно и тяжело больна, будет здоровой, если будет правильно лечиться.  

     ДИАЛОГ О СИНДРОМЕ ТУРЕТТА. 

     Девочке девять лет. С трех - четырех лет у нее заикание и различные подергивания мышц лица - это врачи называют тиками. Мы лечились у невропатологов. Заикание и тики, то уменьшались, то исчезали. С раннего детства девочка была двигательно расторможена, суетлива, не находила себе места, ни секунды не могла сидеть за столом носилась как угорелая. В 7 лет возникли новые явления. Она помимо своей воли, хрюкает, визжит, лает, и нецензурно бранится. Хрюканье, визг и прочее ( врачи называют это вокализацией ). Эти явления появляются к вечеру. Стоит девочке переутомиться, не поспать после обеда, набегаться или понервничать, как она принимается хрюкать и лаять. Приходит домой, подготовит уроки, устанет, - и появляется лаянье и - самое страшное- омерзительная площадная брань. Девочка ищет помощи, плачет, просит свести её к специалисту. Многие считают это просто распущенностью. Но это болезнь. И называется она синдромом  ЖИЛЯ ДЕ ЛЯ ТУРЕТТА в честь французского ученого, который в 1884-1885 годах описал девятерых взрослых пациенток у которых имелись те же симптомы. Сам Жорж Жиль де ля Туретта (1857-1904) предполагал что подобные больные неизлечимы и кончают жизнь слабоумием, но он заблуждался. Люди с этим заболеванием интеллектуально полноценны. Бывают разные формы заболевания  Туретта: в одних случаях прогноз абсолютно благоприятный, в других менее благоприятных и лишь прмерно у каждого пятого вокализация и тики - два обязательных проявления синдрома Туретта сохраняются на долгие годы. От этого заболевания никто не становился  инвалидом. В СССР в 1978 году ШАНЬКО описал 45 таких больных. Американские специалисты АРТУР и ЭЛАЙН ШАПИРО 1978 году издали книжку, в которой рассказывают о 250 наблюдениях, из которых 145 они описывают подробнейшим образом. Это уникальное число наблюдений. Пациентов с синдромом  ТУРЕТТА  наблюдают и невропатологи и психиатры.  

     НО ВЕРНЕМСЯ К ОПИСАННОМУ СЛУЧАЮ. 

     Врач дал соответствующие рекомендации: после обеда обязательно спать, не переутомляться, вечером пить меньше жидкости. Выписал рецепты: будете давать препараты, уменьшающие двигательную расторможенность и эмоциональную возбудимость. Прошёл месяц. На лекцию явилось много врачей и еше больше родственников пациентов. Объясню в чем дело: есть такие расстройства когда родители больного должны знать всю истину. Если они не будут полностью информированы о сути заболевания они могут впадать в панику, неверно  лечить больного или вообще отказываются от лечения. Без помощи родителей вылечить многих больных невозможно (при синдроме  ТУРЕТТА). Родители больного - незаменимые важнейшие союзники врача. Медик должен научить их выполнять его рекомендации, а остальное зависит от родителей. Главное, лечить, не терять терпения, не поддаваться отчаянию. При неврозоподобном заикании и синдроме  ТУРЕТТА необходимо деликатно, тонко, но достаточно решительно требовать от школьников, чтобы они контролировали себя, лучше следили за своей речью или джижениями. При невротических же нарушениях важно, чтобы пациеты были спокойны, чтобы вместе им не напоминали об их дефектах, относились к ним максимально щадяще (но не сюсюкающе!). Педагог должен не только сам не вызывать психоневрологические расстройства у школьников, но и, используя свой авторитет и знания, действовать на родителей своих  подопечных, чтобы как-то нормализовать отношения в их семьях. Педагог (как и врач психиатр) не только выполняет свои прямые обязанности, но и является активным социальным работником, неустанно стремящимся гармонизовать запутанные и не всегда легкие отношения между людьми, помня, что его главная задача- счастье детей.

Информация о работе Неврозы