Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:33, реферат
В конце XVII — начале XVIII в. решающая роль в разработке и внедрении клинического преподавания в Западной Европе принадлежала Лейденскому университету (Голландия). При университете была организована клиника, которой руководил врач, химик и педагог Герман Бурхааве, возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии, практической медицины, ректор университета .
МЕДИЦИНА В РОССИИ В ЭПОХУ РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА (XVIII в.).
1.
Утверждение клинического
метода
В конце XVII — начале XVIII в. решающая роль в разработке и внедрении клинического преподавания в Западной Европе принадлежала Лейденскому университету (Голландия). При университете была организована клиника, которой руководил врач, химик и педагог Герман Бурхааве, возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии, практической медицины, ректор университета .
По его утверждению, "клинической называется медицина, которая наблюдает больных у их ложа". Тщательное обследование больного Г.Бурхааве сочетал с физиологическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями. Бурхааве был пионером инструментальных методов обследования: он первый применил в клинической практике усовершенствованный термометр Г.Д.Фаренгейта и использовал лупу для анатомических исследований.
Научная клиническая школа, созданная Г.Бурхааве, сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины. К нему из многих стран съезжались студенты и врачи, которые почитали его как "totius Euro рае praeceptor" (в переводе с лат. "всей Европы учитель"). Лекции Бурхааве привлекали видных деятелей того времени, в их числе был и Петр I. Последователями Г.Бурхаве были А.Галлер, Ж.Ламетри, создатели венской клинической школы ван Свитен и де Гаен, основатель первого в России московского госпиталя и медицинской школы при нем.
2.
Реформы Петра
I и становление медицины
в России.
Экономические потребности вызвали необходимость расширения и преобразования армии, финансовых и других реформ. В мероприятиях и реформах Петра I значительное внимание было уделено медицинскому делу. Русские, ездившие в страны Западной Европы, в том числе сам Петр I, знакомились там с больницами, анатомическими музеями и выдающимися врачами. В Голландии Петр I познакомился с передовыми медиками, слушал лекции Бургава, приобрел у Рюйша за крупную сумму его знаменитую анатомическую коллекцию, посетил Левенгука и ознакомился с его микроскопическими исследованиями.
В XVIII веке в России особо выявилась потребность в большем числе врачей, в первую очередь для удовлетворения нужд военных, служилого дворянства и нарождающегося купечества, а также для медицинского обслуживания фабрик и заводов, расположенных в местах, удаленных от административных и культурных центров страны. В начале XVIII века в России были созданы постоянные военные госпитали — сухопутные для обслуживания армии и адмиралтейские для обслуживания военного флота. Первый госпиталь был открыт 21 ноября 1707 г. в Москве. Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге. В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 1720 г.— адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.
В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях. В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйственная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обязательные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендовалось делать зарисовки всех наиболееинтересныхв медицинском отношении больных и препаратов. В 1745 г. по инструкции для госпитальных школ России подчеркивалось научное и практическое значение вскрытий. В 1754 г. медицинская канцелярия составила другую инструкцию, где уточнялись формы работы патологоанатома.
В XVIII
веке русская наука в области медицины
и медицинского образования сомкнулась
не с подавляющим отсталым большинством,
господствовавшим на медицинских факультетах
многих университетов Западной Европы,
а с передовым, прогрессивным для того
времени Лейденским университетом. Организуя
медицинское образование, Россия и заимствовала
этот передовой и еще не общепризнанный
по тому времени метод обучения студентов
у постели больного. Не случайно поэтому
школы для подготовки врачей в России
были созданы при госпиталях. Госпитальные
школы России проводили обучение будущих
врачей практически.
3.Русские
госпитальные школы
XVIII века.
Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. В 1733 г. были открыты аналогичные школы при сухопутном и адмиралтейском (морском) в Петербурге, адмиралтейском в Кронштадте госпиталях по 10 подлекарей и 20 учеников в каждом. В 1756 г. контингент учащихся в Петербургском сухопутном госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском — до 30 учеников. В 1758 г. была открыта рассчитанная на 15 учеников школа при Колывано-Воскресенском заводском госпитале, выпустившая около 160 врачей. С 1788 по 1796 г. существовала госпитальная школа при Елисаветградском госпитале, выпустившая 152 врача.
Московский госпиталь Петр I поручил строить и организовать голландскому врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава. Ему же Петр I поручил организовать при госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только на латинском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей. Некоторые поэтому и рекомендовали принимать в госпитальную школу лишь детей проживавших в Москве иностранцев.
Среди врачей-иностранцев находились даже такие, которые утверждали, что русские не способны усвоить обширные знания, необходимые врачу. Бидлоо не испугался трудностей и нашел выход из положения: он получил разрешение набирать в госпитальную школу слушателей из числа учащихся Славяно-греко-латинской академии и школ духовного ведомства, где учащиеся изучали греческий и латинский языки.
В программу преподавания в госпитальных школах были «ключены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию. С преобразованием в 1786 г. госпитальных школ в медико-хирургические училища были введены химия, математика и физика. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»).
Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства. Старший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням. В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале. Учащиеся ухаживали за больными., помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебномедицинских и патологоанатомических вскрытиях.
Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлись: высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших из учебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком, философией, многими классическими произведениями греческих и латинских писателей я философов, демократическое их происхождение, так как в госпитальные школы поступали выходцы из мало обеспеченных слоев населения (дети мелкого духовенства, лекарей, казаков, придворных певчих, купцов, солдатских детей и т. п.). Обучение в госпитальных школах продолжалось от 5 до 7 лет и заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии, внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3—4 операции на трупе.
Врачи,
получившие образование в госпитальных
школах,, занимали немалое место в русской
медицине, особенно в середине и второй
половине XVIII века. Они находились
в составе действующих армий, были участниками
многих научных экспедиций (Камчатской
Беринга, Бразильской) и кругосветных
плаваний русских кораблей в XVIII веке.
Некоторые из них во второй половине XVIII
века стали преподавателями в госпитальных
школах.
4.
Развитие медицинского
дела в России.
В ряду административных реформ Петра I были мероприятия по медицинскому делу: вместо Аптекарского приказа была организована медицинская канцелярия, во главе ее с 1716 г. поставлен врач (архиятер), в ряде городов открыты аптеки. В 1718 г. в Петербурге организовали «инструментальную избу» для изготовления хирургических инструментов. Стали использовать и изучать лечебное применение вод минеральных источников в Олонецком крае, Липецке и Старой Руссе. Проводились мероприятия санитарного характера: начали учитывать рождаемость и смертность, возник надзор за пищевыми продуктами на рынках, были ил-даны указы о благоустройстве Москвы.
Высокая
заболеваемость и смертность населения
России, особенно детская смертность,
беспокоили лучших представителей медицины.
В середине XVIII века проведены реформы
в области здравоохранения: в 1763 г. была
организована Медицинская коллегия, увеличено
число врачей в городах, обращено большое
внимание на медицинское образование
и подготовку врачей-специалистов и преподавателей.
В 1763— 1771 гг. в Москве и Петербурге были
открыты воспитательные дома с родовспомогательными
заведениями при них, служившими школами
для подготовки повивальных бабок. В связи
с разделением на губернии проведены преобразования
во врачебном деле: созданы губернские
врачебные управы, введены должности уездных
лекарей. В 1775 г. в губерниях были созданы
приказы общественного призрения, в ведение
которых были переданы гражданские больницы.
5.
М.В.Ломоносов –
выдающийся представитель
естественнонаучного
материализма XVIII
века.
Материалистические философские воззрения М. В. Ломоносова были тесно связаны с его исследованиями и открытиями в области физики и химии. Философские, естественнонаучные и общественно-политические демократические взгляды Ломоносова оказали большое влияние на развитие естествознания и медицины в России.
Закон сохранения вещества, количественный анализ, разъяснение процессов горения являлись основой для будущих исследований физиологов и биохимиков.
М. В. Ломоносов подчеркивал значение химии для медицины. «Медик без довольного познания химии совершен быть не может ». Ученик Ломоносова Ловиц применил это указание в своих исследованиях.
М. В. Ломоносов также подчеркивал необходимость изучения анатомии. Ломоносов редактировал сделанный его учеником, одним из первых отечественных анатомов А. П. Протасовым перевод анатомических терминов для атласа.
Особенно
важно для истории медицины написанное
М. В. Ломоносовым в 1761 г. обращение к крупному
государственному деятелю этого времени
И. И. Шувалову «О размножении и сохранении
российского народа», в котором он обратил
внимание на ряд вопросов, связанных с
состоянием медицины в России в его время.
В этом письме М. В. Ломоносов показал патриотизм
и глубокое понимание вопросов охраны
народного здоровья и народонаселения.
Он отметил низкую рождаемость в России,
плохую помощь при родах, высокую смертность
детей при родах и в раннем детском возрасте,
высокую заболеваемость и смертность
детей и взрослых, недостаток медицинской
помощи как гражданскому населению России,
так и в армии. Ломоносов не только указал
на недостатки, но и поставил задачи улучшения
медицинской помощи населению, увеличения
числа врачей, лечебных учреждений, аптек,
составления и издания доступных для широких
кругов книг об оказании помощи при родах,
о лечении детей. Он призывал улучшить
уход за детьми, бороться с антигигиеническими
обычаями в быту, в частности связанными
с церковными обрядами, намечал мероприятия
по борьбе с детской смертностью.
6.
Выдающийся деятель
отечественной медицины
XVIII века - Константин
Иванович Щепин (1728—1770).
Учился в Вятской духовной семинарии, Киево-Могилянской академии, затем жил в Константинополе, Греции и Италии, причем владел в совершенстве греческим, латинским и несколькими западноевропейскими языками.
При возвращении в Россию Щепин был переводчиком в Академии наук и работал по ботанике у акад. С. П. Крашенинникова. В 1753 г. Щепин был послан в Лейден для дальнейшего изучения ботаники. Он предполагал стать преемником С. П. Крашенинникова, но когда тот умер, место ботаника было предложено зятю видного немца. По-видимому, вследствие этих интриг К. И. Щепин в 1756 г. перешел на службу в Медицинскую канцелярию, которая оплатила Академии наук расходы, понесенные на командировку К. И. Щепина. М. В. Ломоносов писал по этому поводу: «Продали Щепина Медицинской канцелярии». К. И. Щепин стал изучать медицину. В 1758 г. он защитил в Лейдене докторскую диссертацию о растительной кислоте. В этой работе К. И. Щепин дал анализ влияния растительных кислот в пище человека, указал профилактическое значение растительных кислот в борьбе с цингой. В тезисах к диссертации есть догадки о гормонах, о нейро-гуморальной регуляции отправлений человеческого организма.
Информация о работе Медицина в России в эпоху развитого феодолизма