Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:02, реферат
Постиндустриальный барьер – фазовый барьер при переходе от индустриальной к постиндустриальной фазе развития общества. Как и всякий барьер такого типа подразумевает перенастройку всей совокупности общественных связей (личных, профессиональных, конфессиональных и пр.), что означает, в частности, полный слом не только юридической системы, но и положенной в ее основу морали. Спецификой постиндустриального барьера является виртуализация жизни, сопровождающая острой формой потери идентичности (термин принадлежит группе «Конструирование Будущего»
Введение
1. Особенности будущей экономики
2. Проблемы постиндустриализации
3. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство
4. Тенденции постиндустриального мира
5. «Американский проект»: зарисовка
6. Отличия новой экономики от индустриальной
Заключение
Список литературы
На сегодняшний день известно четыре глобальных когнитивных проекта: Американский, Японский, Европейский и Российский. Под государственным когнитивным проектом понимается целенаправленная деятельность государства по переходу на новую фазу развития общества, называемую когнитивной. Гипотеза о когнитивной фазе развития опирается на представление о фазах развития цивилизации. Главными характеристиками постиндустриальной фазы будут не только распространение информационных технологий, но и знаниевая экономика, развитие нового пакета технологий, новые представления о мире, новые требования к человеческим способностям, и по-видимому, новые религии, за ней закрепилось название «когнитивная». Переход на новую фазу развития носит характер катастрофических революций в экономике, технологии, общественной жизни и т.д.
К концу 20 века большинство развитых индустриальных стран мира подошли к барьеру, отделяющему их от новой эры социального развития. На сегодняшний день необходимость целенаправленных действий по управлению развитием в целях снижения травматичности перехода была осмысленна в четырех государственных образованиях: США, Японии, ЕС и России. В каждом из этих государств было отрефлектирован барьер, стоящий перед обществом. В обобщенном виде, он носит характер революции в сознании. Несмотря на то, что барьер и сопутствующие кризисы воспринимались в этих странах по-разному, в целом, проблема была осмыслена, и были предприняты шаги по ее разрешению. Ответом государств на угрозу фазового барьера стало формирование государственного «когнитивного проекта».
Среди глобальных проектов Американский проект, пожалуй, наименее когнитивен. По-видимому, его было бы правильно назвать «глобалистским». Это название связано не с его геополитической окраской, а с тем, что, в отличие от других когнитивных проектов, он не изменяет собственную онтологию и идентичность, а лишь подгоняет другие страны и культуры под свои мерки. Отражением этого является глобализация с ее вездесущими макдональдсами, кока-колой, либеральной демократией и правами человека под охраной авианосцев со звездно-полосатыми флагами. Шуточная фраза-слоган «Вы еще не верите в демократию? Тогда мы летим к вам!» достаточно точно отражает суть вопроса.
Американский проект закреплен в комплексе документов правительства США, выпущенных в период с начала 1940-х по настоящее время. Первыми материалами на эту тему следует считать исследования Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), проводимые в середине 1940-х и посвященные контурам нового мира «после войны» и месту США в нем. Среди современных документов наиболее значимыми являются Стратегии Национальной Безопасности (National Security Strategy) 1997 и 2002 годов. В них прописаны рамочные национальные интересы и цели глобальной политики США. Более подробное, хотя и фрагментарное описание проекта можно найти в работах «фабрик мысли», таких как RAND Corporation и Aspen Institute. Ряд исследований RAND напрямую описывает различные аспекты будущей фазы развития, такие как технологические революции и их последствия, перспективы критических технологий, будущие требования к рабочей силе, проблемы реформы начального образования, перспективы легализации марихуаны и т.д. Особого внимания заслуживает работы Aspen Institute в цикле под названием Global Interdependence Initiative, в которых детально прописаны технологии и инструментарий работы с восприятием, сознанием и идентичностью людей. Целью этого является изменение отношения к США, их политике, а также к ряду проблем современного мира. Видение мира американской экспертной элитой может быть найдено в сборнике статей и материалов Global Trends 2015, созданным совместно центральной разведкой и лучшими экспертными группами США.
США осознали себя страной-гегемоном, «демократической империей», и готовы в полной мере использовать предоставленные им возможности. Уже практически завершено переформатирование системы международного права в сторону «права сильного». Система международных отношений стала практически однополярной: любые рассуждения о раскладе сил в мире ведутся в логике «есть США и есть все остальные». США обладают крупнейшими в мире вооруженными силами, сеть их военных баз охватывает весь мир. США являются одним из наиболее важных участников и хранителей системы международной торговли. При такой мощной поддержке, американское представление о демократии и образе жизни, пожалуй, можно считать наиболее «пропиаренным» в мире.
С другой стороны, те же идеи вызывают в мире устойчивое отторжение. Люди стремятся защитить свою культурную идентичность и свои представления о мире, и часто это стремление выражается в достаточно радикальных формах. Сами Соединенные Штаты, с их 12 авианосцами и системой противоракетной обороны, оказались явно не готовы к непрямым формам сопротивления. Однако угроза была ими отрефлектирована и меры по ее преодолению приняты в типично американской манере, известной по детективам Тома Кленси и репортажам CNN. В конце концов, если кого-то не устраивает американское представление о миропорядке, «пишите в ООН, там есть отдел писем».
Представляется, что основная угроза реализации Американского проекта лежит не во внешнем мире, а в самих США. Дело в том, что в течение следующих примерно 2-4 лет в США «заканчиваются» тренды, запущенные много лет назад: борьба за равенство полов, отмену дискриминации по расовому признаку, и за полное военное превосходство США. Феминизм и борьба с сексизмом уже сделали США притчей во языцах. Пресловутая политкорректность породила анекдот, что «проще всего жить одноногой беременной негритянке-лесбиянке». Все это приводит к росту социальной энтропии, а через несколько лет – к огромному росту социальной напряженности и «экспорту кризисов». [4]
Первое изменение, которое можно выделить, – это резкое увеличение производительности труда в результате «интеллектуализации» используемых технологий. По мнению ученых, передовые сельскохозяйственные и промышленные технологии таковы, что при их повсеместном внедрении примерно через 30 лет 2% трудоспособного населения Земли могло бы удовлетворять потребности остальных жителей планеты. Сейчас в «промышленно развитых» странах доля занятых в сельском хозяйстве не превышает 10%, а непосредственно вовлеченных в материальное производство – 20%. Слова «промышленно развитые» взяли в кавычки, потому что промышленность составляет по доле занятых всего 20%, а остальное – это услуги и технологии. Так что эти страны следует назвать скорее информационно развитыми.
2. Товары постиндустриальной экономики насыщены и перенасыщены интеллектуальной составляющей. Так, около 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную часть. Говорить о таких сферах, как космические исследования, оборона, медицина, вообще не приходится – доля интеллектуальной составляющей в товаре там выше. В различных некомпьютерных производственных и бытовых системах в 2002 было установлено порядка 6 млрд. чипов. Все более наукоемкими становятся такие «доиндустриальные» отрасли, как добыча полезных ископаемых, производство сельскохозяйственной продукции. По оценкам Т.Стюарт, знания образуют 50% стоимости нефти и 75% стоимости зерна.
3. В постиндустриальной экономике на рынке доминируют собственно интеллектуальные товары и услуги. В 1997г. при высоком уровне реальных доходов и низком уровне безработицы расходы американцев на «традиционные товары» возросли на 0,9% (на одежду – на 2,3%; на продовольствие – на 0,6 %; на бытовые приборы – на 1,1 %, на автомашины – на 0,3 % и т.д.), в то же время рост расходов по группе интеллектуальных товаров составил 12,5 % (на брокерские и другие финансовые услуги рост составил 15,6%; на кабельное телевидение – 13,4 %; на развлечение и услуги отдыха –12,4%; на домашние компьютеры –18,1 %). По оценкам, интеллектуальный рынок растет в пять раз быстрее, чем традиционные рынки.
4. В экономике, основанной на знаниях, деятельность, связанная с производством, хранением, передачей, использованием знаний, приобретает существенное значение. Растет роль образования и обучения. Сейчас на переподготовку работающего специалиста в США отводится 15-20% рабочего времени.
5. В постиндустриальной экономике фокус сместился с производства товаров на оказание услуг. Именно эта сфера приносит наибольшие прибыли.
6. На новом этапе развития экономических отношений произошло расширение торговли. Возросла роль экспорта и импорта. За последние 40 лет международный товарооборот увеличился на 1500%, усредненный тариф на импортные товары снизится с 50 до менее чем 5%. Перелом произошел примерно в 1989г., в этом году количество зарегистрированных торговых марок было равно 80 тыс., в 1995 – уже 180 тыс. В США выпуск новых гастрономических товаров увеличился с 2700 в 1981 г. до 20 тыс. в 1996г. Чтобы обеспечивать такие темпы выпуска новой продукции, В Procter&Gamble, например, работает больше ученых, чем в Гарварде, Беркли и MIT вместе взятых. По оценкам Foster Research, промышленный рынок в Интернете уже в 2003г. достиг оборота в 1трлн 300млрд долл.
7. Очень важным фактором является усиление конкуренции и появление гиперконкуренции. Так, если в 1965г. корпорация IBM имела 2500 конкурентов, то к 1992г. их насчитывалось уже более 50 тыс.
8. Для постиндустриальной экономики характерны динамизм и быстрые структурные изменения. Появляется множество малых быстрорастущих фирм, т.е. компаний с темпами роста не менее 20% в год в течение четырех лет подряд, которые дают львиную долю чистого прироста новых рабочих мест.
9. Для новой экономики характерна кооперация конкурентов. Все больше новых продуктов и услуг на рынок выпускается в результате совместных действий поставщиков, конкурентов и т.д.
10. Массивное производство больше не является определяющим, как для индустриальной эпохи. Сейчас выживает только промышленность, которая ориентируется на гибкое производство. Сейчас в Японии вы можете заказать в понедельник спецификацию автомобиля, а в субботу уже сесть за руль, купив его. Современные коммуникации и информационные технологии обеспечивают такую безумную с точки зрения индустриальной эпохи гибкость производства. Символы экономики – лаборатория, компьютер и Интернет.
11. Растет количество занятых в секторе постиндустриальной экономики. Так, исследователи относят к «рабочим знания» относят около 1/3 занятых сегодня в экономике США.
12. Важной чертой постиндустриальной экономики является рост трансакционных издержек. Трансакионные издержки – относительно новая экономическая категория, введенная лауреатом Нобелевской премии Р.Коузом в 1937г. По своей сути эти издержки связаны не с производством как таковым, т.е. расходами на материалы, сырье, оплату труда, транспортировку и т.д., а с затратами, обусловленными поиском информации, изучением рынка, заключением контрактов и контролем за их исполнением, защитой прав собственности. Сейчас в США на них приходится более 50% общих издержек производства и реализации продукции и услуг. Сейчас произвести товар или услугу легче, чем производить.
13. Следующую особенность постиндустриальной экономики можно образно назвать отменой географии. Интернет-экономика разрушает границы. В традиционной экономике клиент из вашего города врядли имел доступ к вашим конкурентам из других городов и регионов. Эта ситуация породила глобализацию – явление, когда большинство экономик становится не только рыночными, но и открытыми. Открытой экономикой по методике ООН называют экономику страны, в которой суммарная доля импорта плюс экспорта сравнима с объемом бюджета страны.
14. Новую экономику называют эпохой коммунизма и подтверждением классиков о том, что наступит эра торжества наемного рабочего и он придет к власти. В новой экономике большую часть доходов присваивают квалифицированные менеджеры компаний, а не их владельцы. В 1994г. заработную плату в 1 млрд. долл. имел лишь Дж. Сорос, в 2000 г. таких менеджеров уже десятки, и нередки случаи, когда заработная плата в несколько десятков миллионов назначается ведущим трейдерам, консультантам и аналитикам, миллионная – программистам.
15. Падает доля материальных активов в рыночной оценке фирм. Начиная с 1990-х гг. у Coca-Cola эта доля составила 4%; Microsoft – 6%; General Electric – 18 %; Intel – 15%. Основную долю активов компаний составляют нематериальные активы, и именно они приносят прибыль.
16. Отсутствие национальных границ электронной торговли делает неприемлемым применение прежних моделей для анализа обмена. Анонимность сделок в Интернете приводит к невозможности применения привычных методов налогообложения и установления таможенного тарифа. В 1998г. ВТО приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами данные и программные продукты, приобретенные с помощью Интернета.
17. Новый феномен Интернета – электронные деньги. Нет, Интернет не создает новых денег, он создает новые виды платежей. Прежде всего, скорость обмена таких денег почти бесконечно высока и неограниченна рамками государства. В результате регулирование денежной массы государства, которое раньше было привилегией ЦБ, становится подконтрольно виртуальному финансовому рынку.
Валютный рынок, на котором устанавливаются курсы национальных валют – дело политическое, ибо может уничтожить сразу всю экономику страны. Во власти Forex exchange market (Международного валютного рынка) находятся резервные и все остальные валюты мира. Торговля валютой осуществляется через телекоммуникационные системы. Эти системы не контролируются правительствами стран. Объем оборота на рынке значительно превышает торговый оборот.
18. Постиндустриальная экономика характеризуется и не вполне классическим способом ценообразования. Во-первых, острая конкуренция, вызванная коротким жизненным циклом информационных продуктов, приводит к формированию олигопольной структуры информационной экономики. Традиционный тип определения цены и объема производства путем выравнивания предельного дохода и предельными издержками в информационной экономике существенно модифицируется. В результате спрос и предложение ведут себя особым образом, в частности, повышение спроса не приводит к росту цен. Примером является Интернет, подключение к которому все большего числа пользователей не ведет к повышению тарифов, поскольку предельные издержки на подключение дополнительного пользователя близки или равны нулю.
19. Меняется механизм оценки бизнеса. Если раньше при оценке успеха бизнеса исходили из критерия прибыльности компании, то теперь – из критериев потенциального роста, величины оборота, доли компании на рынке.
20. Постиндустриальная экономика обладает особой структурой рынка. Рынок делится на три независимые группы:
– провайдеры и те компании, которые предоставляют коммуникационные услуги;