Стратегическое планирование в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теории и практики разработки стратегии развития на уровне муниципального образования.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи, выполнение которых позволит наиболее точно и полно раскрыть суть изучаемого вопроса:
раскрыть сущность стратегии развития муниципального образования;
проанализировать методологическую базу подходов к разработке стратегии развития муниципального образования ;
охарактеризовать процесс разработки стратегии развития муниципального образования;
рассмотреть стратегию развития муниципального образования на примере Мурманска и области;
разработать рекомендации по повышению эффективности методик разработки стратегий развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность, задачи и специфика стратегии развития муниципального образования
1.2. Основные методологические подходы к разработке стратегии развития муниципального образования
1.3. Характеристика процесса разработки стратегии развития муниципального образования
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД МУРМАНСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика муниципального образования
2.2. Система стратегического планирования в муниципальном образовании
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1.Предложения по улучшению системы разработки стратегии развития с использованием передовых подходов
3.2 Использование зарубежного опыта в сфере разработки стратегии развития муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список

Содержимое работы - 1 файл

курсовая (1).doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Освоение ресурсов арктической зоны будет осуществляться преимущественно на основе вахтового метода и опираться на т.н. «безлюдные» и «модульные» технологии.

Сырьевые проекты все меньше требуют значительных трудовых ресурсов с постоянным размещением  – вахта стала отраслевым стандартом. Проекты характеризуются высокой капиталоемкостью, модульностью, технологичностью и автоматизацией и формируют запрос на уникальный человеческий капитал. Это означает, что горизонт возможностей, основанный на сырьевых и транспортных мегапроектах как основном содержании развития, предполагает «угасание» густой системы населения, развернутой в Мурманской области в XX веке.

Возможности развития, связанные исключительно с вахтовым ресурсным освоением, предполагают лишь ограниченное участие Мурманской области в реализации повестки дня модернизации, которая ставит задачей формирование «общества и экономики знаний».  Переход к новому качеству экономического роста, основанному на инновациях, знаниях и человеческом капитале, для преимущественно сырьевого и транзитного региона сам по себе представляется масштабной задачей, требующей не только усилий по созданию комфортных условий жизни и работы в регионе, прежде всего в его основных городских центрах, но и фундаментального пересмотра отношения к ресурсам территории и шельфа.

В случае сохранения и развития стационарной и полноценной городской системы речь идет о регионе как о «территории для жизни», которой свойственны обновленная, но старожильческая, по сути, система расселения и усложненная относительно сегодняшней ее версии структура экономики, тесно увязанная с современными городскими пространствами. Точкой  отсчета по другую сторону линии являются сырьевые (на суше и шельфе) и транспортные мегапроекты, которыми могут оказаться основным и  единственным (помимо военно-стратегической функции) содержанием развития региона. В этом смысле разделяющая «линия» олицетворяет собой  качество развития с множеством вытекающих из этого для каждого варианта развития последствий.

С другой стороны, очерчивается другое важнейшее «сценарное» условие развития Мурманской области: степень открытости и включенности региона в макрорегиональную «повестку дня» и разнообразные международные обмены и проекты сотрудничества в противовес политике сохранения «режимности» и  «закрытости» по мере усиления его военно-стратегического значения.

Экологическая безопасность и устойчивый характер развития  в силу трансрегионального характера самих ресурсов и технологий их освоения  –основное условие реализации грядущих проектов. В случае активного вовлечения ресурсов шельфа арктических морей в хозяйственный оборот вопросы управления  экологическими рисками и безопасностью в  Арктике выйдут на принципиально новый уровень.

С другой стороны, ответ на вопрос «Как обеспечить устойчивость населения северных территорий и как преодолеть социально-гуманитарные проблемы Севера?» становится все более нетривиальным в современном мире. Появляются новые «правила игры» в привлечении «талантов» и удержании перспективной молодежи. Фундаментальные изменения в освоенческих моделях – проблематика, выходящая далеко за пределы Мурманской области.

В этих границах сформированы четыре вероятных сценария развития Мурманской области, основное назначение которых - сформировать пространство обсуждения и обдумывания важных стратегических решений, наметить коренные различия между сценариями. Оценка сценариев также позволяет выявить целевой и желаемый в свете долгосрочного курса на модернизацию страны и переход к новой модели экономического роста ход развития событий.

Сценарии развития Мурманской области:

1.            «Кладовая» – стратегический запас (освоение ресурсов на основе вахтового метода; быстрое сокращение населения области и Мурманска, консервация  и сжатие системы расселения в силу «обезлюдения» технологий и по мере истощения ресурсов);

2.            Терминал и «База флота» (активная стратегия комплексного освоения с опорой на развитые городские системы; мобилизационная 

(изоляционистская) реиндустриализация, редуцированная модернизация (c приоритетом «стратегических»секторов), углубление «провинциальности»;

порт и база флота, шельфовые проекты, судоремонт и ГПК, наука, рыба, редуцированная городская экономика (платные услуги и бюджетная сеть) — ключевые сектора экономики; сокращение населения области и Мурманска, сжатие системы расселения при стабилизации и сохранении поселениями «стратегической функции» );

3.            «Мировые ресурсы»(освоение ресурсов на основе вахтового метода, открытое для международных обменов пространство; реализация стратегических проектов с широким участием иностранных партнеров, сохранение «провинциальности»; ключевые сектора экономики - стратегические проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт), рыбный комплекс, туризм; сокращение населения области и Мурманска,   сжатие системы расселения в силу обезлюдения технологий и по мере истощения ресурсов)

4.            «Стратегический центр освоения Арктики» (активная стратегия комплексного освоения с опорой на развитые городские системы, открытое для международных обменов пространство; мощный рывок  развития городов, приобретение Мурманском статуса стратегического центра освоения Арктики, преодоление «провинциальности», комплексная реиндустриализация и модернизация на принципах устойчивого развития; ключевые сектора экономики - городская экономика (HORECA, развлечения, сложные деловые услуги, реклама, PR, деловой туризм, конгрессы,  экономика столичной функции в Мурманске), стратегические проекты и кластеры «вокруг» них (морская деятельность, горно-металлургический и горно-химический кластеры, транспортно-логистический кластер) и т.д.; сокращение населения области и рост населения Мурманска, сохранение матрицы системы расселения при глубокой модернизации ее сути, стирается граница между постоянным и временным населением. «Новое население» и новые инфраструктуры).

Сценарий «Стратегический центр  освоения Арктики» является наиболее амбициозным и одновременно в полной мере соответствует модернизационной повестке дня и амбициям России в отношении Арктики. Этот сценарий принят как целевой. При этом  сценарий «Мировые ресурсы» является в высокой мере вероятным – его реализация возможна при условии  пассивной позиции региона в отношении стратегических проектов и возможностей, которые они с собой приносят, а также ввиду недооценки перспектив складывания полноценного трансграничного экономического и культурного макрорегиона в Арктике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.1.Предложения по улучшению системы разработки стратегии развития с использованием передовых подходов

Одной из нерешенных стратегических проблем современной России является резкое несоответствие ресурсных возможностей страны и эффективности ее экономики. Для обеспечения устойчивого экономического роста в стране необходимо существенно повысить эффективность использования ее национального богатства – природных ресурсов и интеллектуального потенциала, что требует выработки новой государственной стратегии экономического развития и ее научного обоснования в территориальном разрезе. Такая потребность актуализируется также выдвижением новых для России тенденций и проблем мирового порядка (требование роста экономики на новой качественной основе; рост зависимости регионов от мирового хозяйства; переход к постиндустриальному обществу с особыми функциями различных регионов; изменение образа жизни и, соответственно, требований к развитию социальной сферы; ужесточение экологических критериев). Также толчком для новой стратегии развития служат внутренние проблемы (негативные явления в экономике и социальной сфере; недостаточным уровнем развития методологии и практики разработки и реализации действующих стратегий развития).

Необходимым методологическим требованием, предъявляемым к разработке стратегии социально-экономического развития России, является ее научное обоснование в территориальном аспекте. Оно предполагает адекватное отражение исключительного разнообразия природных, геополитических, социально-экономических и национально-культурных условий страны и обеспечение эффективного развития единого экономического пространства, открытого для международного сотрудничества. Методологическую основу российской стратегии развития образует парадигма: экономика России – не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящий в систему мировых хозяйственных связей. Исходя из данной парадигмы, стратегия регионального развития рассматривается в качестве важнейшего элемента, системообразующей конструкции общей стратегии развития страны.

Концептуально-методологические основы создания и реализации новой региональной стратегии развития должны включать: соблюдение принципов комплексности (нацеленность на все стороны общественного развития), долговременности (расчет на многолетнее действие), сопряженности с глобальной государственной стратегией развития и другими ее составляющими. Не должна допускаться чрезмерная дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, необходимо вовлекать регионы в процесс реализации стратегии развития страны в качестве ее важнейшей предпосылки.

В условиях рыночной экономики основополагающим подходом к разработке региональных программ развития должна стать их стратегическая направленность на усиление конкурентоспособности региона, под которой следует понимать способность региона обеспечить своему населению сравнительное превосходство условий жизни и его бюджетную самостоятельность.

Также следует отметить, что довольно часто регионы и МО сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов, имеющих необходимый уровень подготовки для решения такой задачи. Поэтому привлечение внешних консультантов позволяет построить систему целей, объективно выявить сильные и слабые стороны той или иной территории, определить ресурсы и возможности для достижения поставленных целей. А именно эта работа является исходной для разработки стратегии и от нее во многом зависит качество составления программы стратегического развития.

Дальнейшее развитие и совершенствование теоретической и прикладной базы формирования и реализации стратегии будет способствовать более полному и точному отражению в соответствующем документе текущего состояния, правильной оценке возможностей и приоритетов развития муниципального образования как части региональной и общероссийской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Использование зарубежного опыта в сфере разработки стратегии развития муниципального образования

В последние годы за рубежом заметно активизировались исследования, в которых предпринимаются попытки распространения теоретических моделей стратегического планирования управления развитием предприятий на принципиально новый объект – гopoдa. Более того, к настоящему времени стратегическое планирование и управление развитием городов постепенно превращаются во вполне самостоятельные направления научных исследований.

Стратегическое планирование городского развития становится наиболее эффективным методом обеспечения высокой конкурентоспособности городов в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики как в Европе, так и в мире в целом. Поэтому процессом разработки стратегических планов и крупных проектов, способных резко выдвинуть город на передовые позиции, охватывается все большее количество городов в странах Западной и Восточной Европы. Как правило, города с наиболее активной позицией - это европейские столицы или мегаполисы, испытывающие потребность в решительном движении вперед. При этом можно выявить ряд причин, обусловливающих обращение к разработке стратегии развития. Во-первых, это необходимость выхода из глубокого кризиса, который охватил многие европейские города в конце 1970-80-х гг. Во-вторых, это стремление решить какие-либо определенные структурные проблемы или преодолеть трудности социально-экономического характера. В-третьих, это потребность на фоне относительно благополучной динамики развития повысить свою конкурентоспособность в ожидании значительных перемен в будущем.

Определенное влияние на распространение стратегического планирования оказали идеи городского маркетинга, возникшие в США и широко дебатировавшиеся в Европе в указанный период.

Местные власти в этих городах озабочены проблемой смены устаревшего имиджа своего города, выдвижения его на передовые позиции в ближайшем будущем. Кроме того, обращение многих крупных городов к стратегическому управлению связано и с объективной необходимостью реформирования управления развитием окружающего региона. Например, Антверпен, Мальмё, Мюнхен, Роттердам и Штуттгарт, имея сравнительно устойчивое положение на рынке городов и положительную динамику социально-экономического развития, видят задачу стратегического планирования в выдвижении города на более высокую ступень развития, для того чтобы выдержать конкуренцию. А города Бильбао, Бирмингем, Дортмунд, Лиссабон и Турин первоочередной задачей определения стратегии развития считают решение сложных социально-экономических проблем, но при этом рассчитывают также на усиление своей конкурентоспособности и нахождение нового имиджа.

Стратегическое планирование в городах Западной Европы характеризуется рядом своеобразных подходов:

1. Само понятие стратегического планирования трактуется в Западной Европе достаточно вольно и широко. Это относится прежде всего к временному горизонту планов, которые могут как охватывать ближайшие 2-3 года, так и выходить за рамки десятилетия. Широкая трактовка стратегического планирования состоит и в том, что она означает не столько разработку определенного типового плана, сколько объединение всевозможных плановых, управленческих и организационных инициатив и программы местных властей в рамках движения к достижению стратегической цели.

Информация о работе Стратегическое планирование в муниципальном образовании