Стратегический альянс как современный тип международных стратегий (российский опыт)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия ХХ в. стратегические альянсы как особая форма взаимодействия юридически самостоятельных компаний получили широкое распространение в различных отраслях бизнеса.
При этом под стратегическим альянсом подразумевается соглашения о сотрудничестве между двумя или несколькими компаниями, которые идут дальше, чем проведение обычных торговых операций, но не доводят дело до слияний и/или поглощений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Характеристика стратегических альянсов как типа
международных стратегий.
1.1 Понятие, причины, цели и значение стратегических альянсов…………..5
1.2 Классификация стратегических альянсов, отраслевые особенности стратегических альянсов …………………………………………………........8
2. Формирование и развитие международных стратегических альянсов с российским участием.
2.1 Предпосылки формирования стратегических альянсов с российским участием…………………………………………………………………………14
2.2 Проблемы формирования и развития международных стратегических альянсов с российским участием………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по страту переделанная.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Автомобилестроение. Консолидация автомобилестроительных компаний посредством образования стратегических альянсов является важнейшим источником повышения их конкурентоспособности. Высокая активность в этой области связана с особенностями современных масштабов и концентрации производства, организацией маркетинга и сбыта автомобилей, со стремлением осваивать нововведения в зрелой отрасли, возможностями электронной коммерции.

В международном  автомобилестроении альянсы по сравнению  со слияниями и поглощениями считаются  менее рискованным методом рыночной экспансии. Зрелый характер отрасли  и прогнозируемость спроса и рынка предопределяют общую ориентацию альянсов на повышение эффективности производства. Консолидация через альянсы позволяет получать эффект от экономии на масштабах, совместимости комплектующих, общего формирования отраслевых стандартов. Она также укрепляет позиции участников в переговорах с поставщиками. Партнерства, в том числе создаваемые на основе обмена акциями и организации совместных предприятий, дают возможность осваивать каналы выхода на зарубежные рынки сбыта благодаря лучшему пониманию потребителей, дилеров и партнеров. Однако активное межфирменное взаимодействие нередко наталкивается на культурные и организационные барьеры и законодательные ограничения.

Сфера транспортных услуг. Развитие альянсов в этой сфере, прежде всего в авиаперевозках, обусловлено глобализацией экономики, создавшей предпосылки для возникновения международных транспортных систем. Существенными факторами являются также жесткая конкуренция в зрелой отрасли с низким уровнем прибыльности и высокими стандартами, стремление бизнеса преодолеть законодательные барьеры при консолидации авиакомпаний.

Обобщение практики компаний транспортной сферы  показывает, что отраслевые альянсы  формируют глобальные сети авиаперевозчиков, которые дают возможность удерживать рыночную нишу и конкурентные преимущества компаний в зрелой отрасли с низкой прибыльностью и высокими барьерами входа. Однако они существенно меняют конфигурацию внутриотраслевой конкуренции. Если создание таких альянсов, как правило, не предполагает образования общей собственности партнеров, то формальные соглашения о совместных действиях, об использовании авиатехники и площадей в аэропортах прорабатываются детально. Участие транспортных компаний в межотраслевых альянсах позволяет им диверсифицировать операции и выходить на новых клиентов. Важно отметить, что роль государства и межгосударственных органов в регулировании деятельности таких альянсов исключительно высока. Государство обеспечивает жесткий контроль безопасности полетов и качества услуг, сертификацию партнерств, зависящую от степени монополизации отрасли, а также политическую поддержку международных союзов в транспортной сфере.

Финансовая  сфера. Особенность финансовой сферы в 1990-е годы - значительная активизация процессов внутриотраслевой консолидации и межотраслевого сотрудничества банков. Опрос руководителей крупнейших финансовых институтов мира показывает даже больший их интерес к альянсам по сравнению со слияниями и поглощениями.4 Главными мотивами здесь являются защита конкурентных позиций в связи с возросшими неопределенностью операций в финансовой сфере и мобильностью финансовых потоков, ускоренное получение видимых результатов для клиентов, давление на конкурентов. Наряду с традиционным объединением усилий по консолидации средств, обработке банковских чеков, работе с сетями банкоматов и системами кредитных карт современные альянсы позволяют создавать новые и интегрированные виды финансовых услуг.

В целом  практика межфирменных стратегических взаимодействий в сферах информационных технологий, автомобилестроения, транспортных и финансовых услуг характеризуется следующими чертами.5

Во-первых, действующие в глобальных отраслях компании уделяют особое внимание поддержанию  долгосрочных связей с партнерами. Они используют широкий набор  конкретных форм и их комбинаций, учитывают  логику развития и смены форм в рамках альянса. Многие альянсы возникали на основе формальных соглашений и в дальнейшем их содержание обогащалось благодаря реализации общих проектов, заключению лицензионных соглашений, созданию совместных предприятий, обмену акциями.

Во-вторых, специфика альянсов во многом зависит  от особенностей внешней среды, динамики развития отраслей, где оперируют  участники. Так, в быстрорастущих отраслях (сфера информационных технологий и  др.) совместные интересы партнеров  в стратегических альянсах тяготеют к научно-технической области. В то же время в зрелых, сложившихся отраслях, где технологии и спрос прогнозируются достаточно хорошо (автомобилестроение и авиаперевозки), совместные интересы носят преимущественно либо рыночный, маркетинговый, либо производственный характер.

В-третьих, стратегические альянсы компаний из традиционных с фирмами из быстрорастущих, высокотехнологичных отраслей позволяют  первым успешно выходить на новые  интегрированные технологические  решения и стимулировать процесс нововведений, выполняя тем самым важные рыночные функции.

В-четвертых, стратегические альянсы оказываются  удобной формой для компаний, которые  не заинтересованы вкладывать в партнерство  все свои ресурсы, предпочитая действовать, сфокусировано и избирательно. Одновременно к альянсам тяготеют фирмы "второго эшелона", объединяющие ресурсы "в гонке" за отраслевым лидером.

В-пятых, одним из ключевых принципов стратегических альянсов является перенос знаний и  компетенции из одной фирмы в  другую. В этом заключается противоречивость положения руководителей фирм, раскрывающих свое ноу-хау партнерам-конкурентам ради достижения более существенных стратегических целей глобального развития и защиты от других конкурентов.

Сложный, двойственный характер альянса отразился в многообразии юридических форм, которые он может принимать. Во всех странах, где встречается подобный вид объединения компаний США, страны Европы, Япония, - существует специфическая законодательная база, регламентирующая эту форму коммерческой деятельности.

Рассмотрение  альянсов с юридической точки  зрения требует разделения двух очень  разных аспектов этого вопроса. С  одной стороны, мы сталкиваемся с  формой юридической организации  совместной деятельности, которую избирают партнеры; тогда мы касаемся области договорного права и законодательства о деятельности компаний. С другой - мы должны определить правомочность того статуса, который придается подобным отношениям между компаниями, с точки зрения их окружения; в этом случае мы обращаемся к законодательству, регулирующему конкуренцию.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формирование и развитие международных стратегических альянсов с российским участием.

2.1 Предпосылки формирования  стратегических альянсов  с российским участием.

    Кризисные явления в современной мировой и национальной экономике при всех негативных проявлениях имеют и позитивные моменты, если рассматривать действительность не сиюминутно, а с позиции будущего развития. Кризис во все времена был и остается таким инструментом, который «перекраивает» экономику, приводит ее в соответствие с новыми реалиями. Он заставляет переосмысливать прошлое и по-новому взглянуть на будущее. Одной из истин, со всей очевидностью подтверждающейся в условиях кризиса, является то, что компаниям проще развиваться и вести конкурентную борьбу не в одиночку, а совместно, интегрируясь в определенные структуры. Формы интеграции могут быть различными. Одной из наиболее перспективной является стратегический альянс.

    Она не могла не затронуть российскую экономику. Особенно активно этот процесс  осуществлялся в сфере внешнеэкономической  деятельности. Анализируя международные стратегические альянсы, российские и зарубежные исследователи обратили внимание на феномен конца 80-х – начало 90-х годов XX века – рост числа международных стратегических альянсов с участием российских компаний. За этот период примерно 10% всех международных стратегических альянсов, созданных американскими компаниями, приходилось на союзы с участием российских партнеров.6

    Вступая в альянс с зарубежными компаниями, российские предприятия стремились получить доступ к знаниям и технологиям, новым рынкам, а также повысить свою конкурентоспособность. Уже с начала 90-х годов прошлого века альянсы становятся важным фактором развития и модернизации ключевых для экономики России отраслей, таких как авиа- и автомобилестроение, телекоммуникации, пищевая и химическая промышленность.

       Причины, побуждающие к созданию стратегических альянсов, весьма различны и порой  включают комбинацию различных факторов. В обобщенном виде эти причины  сводятся к следующему:

  1. потребность в объединении усилий и ресурсов на НИОКР;
  2. необходимость привлечь дополнительный капитал;
  3. решение задачи привлечения команды менеджеров с опытом реализации определенных проектов;
  4. предоставление возможности малой компании использовать управленческий опыт и место на рынке более крупной компании.

       Следует подчеркнуть, что совместные предприятия  далеко не всегда успешны: возможны столкновения различных стилей управления и корпоративных  культур, изменения различных обстоятельств  и пересмотр целей создания совместного  предприятия; кроме того, истинные цели создания совместного предприятия не всегда раскрываются при его создании.

    Первые  стратегические альянсы появились  в нашей стране в виде совместных предприятий. В начале 1990-х годов XX века их количество росло с каждым годом. За один только 1991 г. было создано свыше 2 тыс. совместных предприятий с компаниями из более чем 60 стран. Следует отметить, что Россия по этому показателю в те годы заметно уступала другим странам Восточной Европы, где темпы строительства бизнеса с иностранным участием были еще выше – в Венгрии и Польше, например, за тот же 1991 г. появилось более 7 тыс. и 5 тыс. совместных предприятий соответственно.7

    Однако  альянсы в форме совместных предприятий  были во многом неравноправны для  наших предприятий, поскольку создавались прежде всего для менее затратного и рискованного вхождения на российский рынок зарубежных компаний. Для последних альянсы с отечественными предприятиями часто представляли временную, экспериментальную площадку. Как только основные бизнес-процессы были отлажены, созданы соответствующие инфраструктуры, потребность в российском партнере отпала. Предприятие или поглощалось западным, более мощным участником, или отношения с ним прерывались.

    Особый  интерес для российской промышленности представляли международные стратегические технологические альянсы. Одной из отраслей, в которой международное технологическое сотрудничество осуществлялось наиболее интенсивно, было автомобилестроение.

    Сотрудничество  российских предприятий автомобильной  промышленности с иностранными производителями строилось на взаимных интересах. С одной стороны, отечественные предприятия были заинтересованы в освоении новых, технически более совершенных моделей автомобилей и в получении инвестиций на эти цели, с другой – зарубежные партнеры стремились выйти на новый рынок в условиях насыщения традиционных рынков сбыта и усиления конкуренции ведущих мировых производителей автомобилей. Во второй половине 90-х годов XX века практически все российские автозаводы продекларировали намерение или уже имели реальные планы использовать свои производственные мощности для выпуска новых моделей автомобилей в кооперации с зарубежными партнерами. Инвестиционный потенциал возможных сделок к середине 1998 г. оценивался на уровне более чем 2 млрд долл.8

     Крупнейшие  стратегические партнерства в автомобильной промышленности России, и их краткая характеристика. 
 
 
 

       Таблица №19

    Помимо  образования альянсов на внешних  рынках переход к рынку российских предприятий характеризовался формированием  стратегических партнерств на внутреннем рынке. Здесь также была своя специфика. Интеграционные процессы происходят как на основе вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), организованные из бывших отраслевых структур или сформированных заново, так и путем формирования горизонтальных ассоциативных образований. В последнее десятилетие XX века в развитой экономике набирали силу такие процессы, как переход к более гибким системам управления, замена вертикальных связей горизонтальными, использование системной интеграции как нового направления партнерских отношений. Но в российской экономике 90-х годов прошлого века преобладающей формой была вертикальная интеграция. В основе этого явления во многих случаях лежало стремление предприятий к выживанию в условиях перестройки экономики. Как показывают результаты исследований, уже в первые годы рыночных реформ потребность предприятий в объединении была исключительно высока. В 1992 г. около половины респондентов в одном из проведенных опросов заявляли о том, что они хотели бы войти в объединения производителей определенного вида продукции, 90% – в отраслевые объединения. При этом более трети опрошенных предприятий на момент проведения опроса ни в какие объединения не входили.10 На начальном этапе эффект от объединения был довольно скромен, что подталкивало промышленные предприятия к развитию вертикального взаимодействия на новой основе.

Информация о работе Стратегический альянс как современный тип международных стратегий (российский опыт)