Преимущества внедрения систем экологического менеджмента для российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 20:45, реферат

Краткое описание

Мировая практика, так же как и накопленный за последние 5-7 лет российский опыт, показывают, что применение подходов систем экологического менеджмента (СЭМ) позволяет организациям совмещать достижение целей основной производственной и природоохранной деятельности, обеспечивая тем самым экономически эффективное снижение и предотвращение воздействия на окружающую среду.

Содержимое работы - 1 файл

Преимущества систем СЭМ.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Пермский  государственный университет 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Дисциплина: «Экологический менеджмент»

Тема: «Преимущества внедрения систем экологического менеджмента для российских предприятий» 
 
 
 

Выполнил

Студент гр. МНд-06

Долгих А.А. 
 
 

Проверила

Преподаватель

Демидова  Н. И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь, 2011 
 

Введение.

 

    Мировая практика, так же как и накопленный  за последние 5-7 лет российский опыт, показывают, что применение подходов систем экологического менеджмента (СЭМ) позволяет организациям совмещать достижение целей основной производственной и природоохранной деятельности, обеспечивая тем самым экономически эффективное снижение и предотвращение воздействия на окружающую среду. В национальном и региональном масштабах распространение подходов СЭМ способствует устойчивому развитию общества, позволяя гармонично сочетать экономический рост с сохранением благоприятной окружающей среды. Это делает подходы СЭМ, позволяющие снизить воздействие на окружающую среду, прежде всего, за счет использования организационных и малозатратных мероприятий, особенно актуальными в современных российских условиях.

Основные  преимущества.

1. Обязательное условие продвижения продукции и услуг на международный рынок.

 

Сертификация на соответствие требованиям ISO 14001 становится все более явным условием продвижения продукции и услуг на международных рынках.  

Только за последние  пять лет справедливость этого положения  испытали на себе компании многих отраслей отечественной экономики. Вот примеры. 

В 2002 году отечественная  компания проиграла тендер на разработку нефтяных месторождений в Юго-Восточной  Азии; одной из основных причин стало  отсутствие свидетельства формальной сертификации или даже самодекларации внедрения СЭМ. 

Предприятия химической промышленности России, занимавшие традиционно  сильную позицию на международном  рынке, упустили серьезный контракт со странами Средиземноморской Европы в 1999 году, когда на переговорах пытались демонстрировать соответствие требованиям в отношении остаточных количеств примесей в продукции вместо соответствия требованиям ISO 14001. Конфуз был тем обиднее, что руководство делегации не прислушалось к мнению представителей компаний, знакомых с принципами СЭМ.  

Руководители  предприятий отечественной текстильной промышленности считают (сведения 2001-2003 гг.), что российский лен мог бы занять гораздо более сильную позицию на международном рынке при условии распространения как собственно систем экологического менеджмента, так и экологической маркировки и маркетинга продукции из льна с использованиям принципов жизненного цикла продукции.  

Представители лидирующих машиностроительных компаний убедились в том, что не только европейский рынок склонен "диктовать" требования в отношении сертификации систем экологического менеджмента, но и рынки Китая (что неудивительно: в Китае, Гонконге и Макао вместе взятых более 1800 сертифицированных компаний), а также Казахстана и Монголии (не замеченных в табели о рангах) подают сигналы подобного интереса.  

2. Увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия.

Свидетельство о том, что в  компании внедрена действенная  система экологического менеджмента, способствует увеличению оценочной  стоимости основных фондов предприятия.  

Продемонстрировать  справедливость этого положения достаточно просто. Десятки российских компаний предпринимают попытки разработки совместных проектов с зарубежными партнерами. В ряду отраслей промышленности следует упомянуть нефтедобычу и нефтепереработку, производство химической продукции, выпуск автомобилей (в том числе, сборку иностранных моделей на отечественных площадках), производство оптических волокон, фармпрепаратов и др. Если в начале 90-х годов экологический аудит российских предприятий, предшествовавший решению о порядке инвестирования, был чем-то новым, не всегда понятным, то сегодня это - обычная практика.  

Стандартные процедуры  аудита приняты многими банками, используются консультационными компаниями. В перечень непременных вопросов входят и те, которые напрямую относятся к системе экологического менеджмента. Ни знаменитые экологические паспорта, ни объемные тома проектов предельно-допустимых выбросов и сбросов не заменяют в этом случае упорядоченной документации (включая сертификат) и свидетельств действенности СЭМ. При чем здесь оценочная стоимость основных фондов? - Результаты экологического аудита имеют серьезный вес при принятии решения о "взаимных долях". 

В 1998-2000 годах  в России получил развитие крупный  международный проект в автомобильной  отрасли. Распределение вкладов партнеров (в числе которых был и Европейский банк реконструкции и развития), от которого естественным образом должно было зависеть и распределение будущей прибыли, отражало вклад российского производителя "в натуре" (здания, сооружения, коммуникации, труд проектировщиков и т.п.). Решение о снижении вклада отечественного партнера было принято с учетом результатов экологического аудита. Обидно то, что предприятие входило в число тех, кого международные доноры настойчиво пытались обучить принципам оценки воздействия на окружающую среду, экологического аудита, ISO 14000 и пр. Но материалы "дармовых" семинаров и стажировок так и остались не воспринятыми, не востребованными, по сути дела - проигнорированными руководством предприятия.

3. Снижение затрат за счет более рационального использования энергии и ресурсов.

 

Внедрение системы экологического менеджмента способствует снижению затрат за счет более рационального  использования энергии  и ресурсов, в том  числе направляемых на природоохранные  мероприятия. До определенной степени эта возможность заучит как внутренняя, не имеющая прямого отношения к укреплению позиций компании на рынке, тем более - на международном рынке. Для более глубокого понимания значимости снижения затрат, обусловленных чрезмерным использованиям ресурсов, рассмотрим показательный пример. 

За счет снижения непроизводительных затрат, вызванных  систематическими ошибками процедуры  обращения с отходами, предприятие  металлообработки достигло снижения себестоимости  продукции соответствующего вида на примерно 5 %. Отметим, что проблема была идентифицирована в ходе предварительной экологической оценки. Интересно, что вклад в себестоимость платежей за загрязнение окружающей среды и прочих затрат, связанных с обновлением природоохранной документации и т.п., не превышал 0,2 %, в то время, как руководство компании ставило перед отделом охраны окружающей среды задачу снижения платежей, но никоим образом не задачу идентификации нерационального использования ресурсов. Впрочем, это вполне объяснимо, если вновь обратиться к разделу, озаглавленному "Неоправданно узкое понимание экологической деятельности предприятия и системы экологического менеджмента". 

С описанным  примером связан еще один урок, извлеченный  совсем недавно во время проведения семинара, посвященного развитию системы сертификации СЭМ в России. Представители отдела, занятого развитием международного сотрудничества одной из крупных компаний Северо-западного региона России, охарактеризовали снижение себестоимости на 5 % как незначительное, затруднившись ответить на вопрос, какова доля заработной платы в структуре себестоимости продукции компании. Для справки отметим: на российских промышленных предприятиях вклад зарплаты в себестоимость продукции редко превышает 7-10 %. Но это уже вопрос упущенных возможностей не только поэтапного приближения к ресурсоемкости производства, характерной для лидирующих мировых компаний, но и просчетов в системе стимулирования персонала.

4. Решение экономических и экологических задач.

 

Системы экологического менеджмента  могут обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду экономически эффективным образом, сочетая, таким образом, решение экономических и экологических задач. 

Фактически, эта  возможность тесно связана с  описанным уже потенциалом положительного влияния, стимулирования развития систем менеджмента качества в результате (в ходе) развития систем экологического менеджмента. 

Одним из характерных  примеров в этом случае выступает  опыт предприятия электротехнической отрасли. Поэтапный отказ от использования  хлорсодержащих полимеров для выработки изоляции позволил резко сократить вероятность поступления персистентных органических загрязняющих веществ (ПОЗВ) в окружающую среду. Отметим, что затраты на производство изоляции, не содержащей поливинилхлорида, оказались ниже, чем предполагалось изначально в связи с доступностью отечественных полимеров соответствующего качества. Кроме того, прекратилась тяжба в природоохранительными органами, требовавшими организации неправдоподобно дорогих измерений концентраций ПОЗВ (один анализ обходится в 800-1000 долларов) в отходящих газах и установки очистного оборудования, близкого к таковому, разработанному для мусоросжигательных заводов. 

Были решены и задачи повышения эффективности  работы природоохранительных органов, которые, наконец, сфокусировали усилия на ликвидации несанкционированных свалок, где сгорает значительное количество отходов, содержащих хлорорганические соединения.

5. Укрепление системы менеджмента качества.

 

Развитие системы  экологического менеджмента способствует укреплению систем менеджмента качества и создает основу для последующего интегрирования систем менеджмента на предприятиях. В этой области в роли "идола" выступают, как это ни странно, компьютерные технологии. С чьей-то легкой руки в ряде наукоемких отраслей (включая оборонную, ядерную, химическую) принято считать, что для интеграции систем нужны прежде всего компьютерные программы, не дискутируя на эту тему, отметим, однако, что для основой интегрирования систем менеджмента на предприятии может и должна служить любая система, отвечающая принципам международных стандартов.  

Фактически предыдущий пример уже выступает как иллюстрация  высказанного положения. Но наиболее весомо его подтверждает опыт 2000 года, когда  предприятие, занятое металлообработкой  предприняло попытку использования сертификации на соответствие требованиям ISO 14001 в маркетинговых целях. В результате предварительной экологической оценки (процедуры, в которой весьма значительную роль играет оценка сложившейся системы менеджмента на предприятии в целом) было установлено, что затраты только на сырье, необходимое для производства новой, по мечте производителя, экологически целесообразной продукции, выше отпускной цены этой продукции. Фактически, процесс консультирования руководства предприятия приобрел новый акцент: внимание было сосредоточено на основных принципах менеджмента, на усилении системы учета, на создании четкого материального, энергетического, водного баланса. Система менеджмента в целом, система менеджмента качества получили новый импульс, необходимый для их развития. 

Интегрирование  систем менеджмента имеет шансы, прежде всего, в тех компаниях, где  руководство воспринимает принцип Total Quality Management не как некий западный изыск, а как основу достижения успеха. Некоторые машиностроительные компании России уже заявили о включении экологически значимых целей и обязательств в пересмотренные политики в области качества, то свидетельствует о серьезном, обдуманном отношении к внедрению систем менеджмента и к поиску нового баланса в иерархии целей.

6. Повышение адаптивных возможностей.

 

Внедрение и  сертификации систем экологического менеджмента  повышают адаптивные возможности российских компаний, способствуя упрочению  их рыночных позиций. Вероятно, эту  позицию можно было бы разместить непосредственно после описания возможностей выхода на международные рынки. Однако, здесь речь пойдет в основном об адаптационных возможностях компаний, определяемых эффективностью учета в их стратегии требований внешней среды и отражения их путем совершенствования внутренней среды (включающей кадры, организацию управления, производство, финансы, маркетинг, организационную культуру). 

Особенность сегодняшней  ситуации состоит в том, что экологические  требования (законодательные, нормативно-технические) и ожидания общества в целом и клиентов в частности из категории факторов среды косвенного воздействия (в ряде случаев не слишком действенных) переходят в категорию факторов внешней среды прямого воздействия, то есть влияющих на организацию непосредственно. 

Гибкость, которую проявляют российские компании, адаптируясь к экологическим требованиям, может стать основой для успешного учета в будущем требований безопасности, которые, при всей болезненности темы, пока воспринимаются как вторичные в ряде случаев даже предприятиями, подотчетными Госгортехнадзору.  

На самом деле, спонтанные протестные акции общественности (например, в 1995-1997 гг. в Южном федеральном  округе) не воспринимаются химическими  компаниями России как сигнал необходимости  учета принципов Responsible Care (Кодекса ответственности), требующего интегрирования целей обеспечения безопасности населения и открытости политики, процедур и результативности предприятия в этой области для заинтересованных сторон. В национальном контексте речь идет о неподготовленности населения к техногенным катастрофам и об увеличении потерь, в международном - об ослаблении не только рыночных, но и политических позиций. Подтверждением справедливости последнего положения может служить авария предприятия американской корпорации Union Carbide в Индии. О радиационной безопасности, обеспокоенности общественности, о Чернобыльской аварии писать не приходится.  

Информация о работе Преимущества внедрения систем экологического менеджмента для российских предприятий