Классификация суждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:36, реферат

Краткое описание

Обладая определенной структурой, суждения различаются в первую очередь по степени сложности. В зависимости от этого все их бесконечное многообразие можно разделить на две обширные группы (два типа) — простые и сложные.
Простые суждения характеризуются тем, что в них нельзя выделить правильную часть, которая, в свою очередь, была бы самостоятельным суждением. Например: «Я человек» или «Ничто человеческое мне не чуждо».
Сложные суждения состоят из двух и более простых суждений, тем или иным способом связанных между собой. Примером может служить соединение двух предыдущих простых суждений, которые вместе образуют известный афоризм: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Рассмотрим каждый из этих типов суждений в отдельности.

Содержание работы

Введение
1. Классификация суждений
Заключение
Список используемой литературы

Содержимое работы - 1 файл

логика2.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

     Частные суждения содержат знания о типах, формах, видах, разновидностях и т.д. той  или иной группы предметов. Например: «Некоторые металлы легче воды», «Некоторые млекопитающие живут в воде», «Некоторые люди гениальны». При определенных условиях частные суждения могут превращаться в общие. Например: «Некоторые металлы электропроводны» — «Все металлы электропроводны».

     В общих суждениях выражаются общие  свойства (или целые совокупности свойств) мыслимых предметов, общие связи и отношения между предметами, включая и объективные закономерности. Форму общих суждений принимают юридические законы, указы, другие нормативные акты. Так, в форме общих суждений выражены конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации, статьи Кодекса законов о труде. Уголовного кодекса. Таможенного кодекса и т. п.

     В процессе познания и общения единичные, частные и общие суждения взаимодействуют  между собой. На основе единичных  суждений возникают обобщения в  виде частных и общих суждений. Так, кропотливое исследование фактов преступности в стране позволяет сделать общие выводы о ее причинах, характере, тенденциях развития, возможных последствиях. В свою очередь, наличие общих суждений становится основой для подведения отдельных случаев под общее правило.

     Рассмотренные в методических целях порознь, качество и количество суждения тесно связаны. Поэтому в логике большое значение придается объединенной классификации  суждений по их количеству и качеству. Возможны четыре вида таких суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные и частноотрицательные.

     Общеутвердительными называются суждения, по количеству, т.е. по характеру субъекта, общие, а по качеству, т.е. характеру связки, утвердительные. Например: «Все адвокаты — юристы».

     Частноутвердительные  суждения — частные по количеству, утвердительные по качеству. Например: «Некоторые свидетели дают достоверные  показания».

     Общеотрицательные суждения — общие по количеству, отрицательные по качеству. Пример: «Ни один обвиняемый не оправдан».

     Наконец, частноотрицательные суждения — частные по количеству, отрицательные по качеству. Пример: «Некоторые свидетели не дают верных показаний».

     Для формульной записи этих видов суждений в логике используются гласные буквы  двух латинских слов «affirmo» («утверждаю») и «nego» («отрицаю»). Конкретно они означают суждения:

     А — общеутвердительные,

     I — частноутвердительные,

     Е — общеотрицательные,

     О — частноотрицательные.

     Чтобы правильно понимать смысл суждений и правильно оперировать ими, необходимо знать распределенностъ терминов них — субъекта и предиката.

     Распределенным  считается термин, мыслимый во всем объеме; нераспределенным — если он мыслится не во всем объеме, а частично.

     В общеутвердительных суждениях (А): «Все S есть Р» — субъект распределен, а предикат не распределен. Это видно на графической схеме (штриховкой отмечена степень их распределенности). 

       
 
 

     Исключение  составляют лишь случаи, когда суждение — общевыделяющее. Например: «Только люди — разумные существа на Земле». Здесь распределены и субъект, и предикат. 

       
 

     В частноутвердительных суждениях (I): «Некоторые S есть Р» — субъект и предикат не распределены. 

       
 
 

     Исключение  составляют лишь случаи, когда субъект по объему шире предиката. Например: «Некоторые смертные существа — люди», «Некоторые юристы — адвокаты». В них субъект не распределен, а предикат распределен.

     

       
 

     В общеотрицательных суждениях (Е): «Ни  одно S не есть Р» — субъект и предикат распределены. 

       

     Наконец, в частноотрицательных суждениях (О): «Некоторые S не есть Р» — субъект не распределен, предикат распределен. 

       
 

     Обобщая сказанное, можно вывести следующие  закономерности, характеризующие распределенность терминов в суждениях:

     а) субъект распределен в общих и не распределен в частных суждениях;

     б) предикат распределен в отрицательных  и не распределен в утвердительных суждениях.

     Знание  распределенности терминов в суждениях имеет большое значение в практике мышления. Оно необходимо, во-первых, для правильного преобразования суждений и, во-вторых, для проверки правильности умозаключений (см. об этом ниже).

     Виды  суждений по характеру предиката. Предикат суждения, будучи носителем новизны, может иметь самый различный  характер. С этой точки зрения во всем многообразии суждений выделяются три наиболее распространенные группы: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные.

     Виды  суждений по модальности. В заключение — еще одно деление простых  суждений на виды — по модальности (от лат. modus — образ, способ). Юристам хорошо известен основанный на этом слове юридический термин «modus vivendi». Под ним имеется в виду определенный образ жизни или способ существования. Это такая совокупность условий, при которой возможны пусть временные, но более или менее нормальные, мирные взаимоотношения сторон (если при сложившейся ситуации нельзя добиться постоянного или исчерпывающего их соглашения между собой).

     Логический  же термин «модальность суждений», тоже производный от слова «modus», означает, что помимо основного конкретного содержания всякое суждение так или иначе несет с собой дополнительную смысловую нагрузку. Это информация об объективном характере (или способе) связи между субъектом и предикатом, раскрываемой в суждении, о субъективном отношении к ней человека, характере и степени достоверности заключенного в суждении знания и т. д. В русском языке модальность суждения выражается посредством огромного множества слов, таких как «возможно», «разрешено», «ценно» и им подобных, а также их отрицаний: «невозможно», «не разрешено» и др. Они называются в логике модальными операторами. Нередко их заменяет контекст.

     Наиболее  важными и распространенными  выступают такие виды модальности, как алетическая, деонтическая, аксиологическая  и эпистемическая.

     Образование и особенности сложных суждений. Напомним, что сложные суждения образуются из простых путем того или иного их соединения (а также, добавим здесь для полноты анализа, путем соединения простых со сложными и сложных между собой).

     Подобно простым сложные суждения могут быть истинными и ложными. Но если истинность или ложность простого суждения непосредственно определяется его соответствием или несоответствием действительности, то истинность или ложность сложного суждения зависит прежде всего от истинности или ложности составляющих его простых и иных суждений.

     Сложные суждения отличаются от простых также  по своим функциям и структуре. Их функции носят более сложный  характер, так как в них раскрывается не одна, а одновременно несколько  — две или более — связей между предметами мысли. Их структура тоже характеризуется большей сложностью, обретая новое качество. Основными структурообразующими элементами здесь выступают уже не понятия-термины (субъект и предикат), а самостоятельные суждения (причем их внутренняя субъектно-предикатная структура уже не учитывается). И связь между ними осуществляется не с помощью связки «есть» («не есть»), а в качественно иной форме — посредством логических союзов (они называются также логическими связками). Это такие союзы, как «и», «или», «если... то» и др. Они близки по смыслу к соответствующим грамматическим союзам, но, как будет показано ниже, полностью с ними не совпадают. Главное их отличие сводится к тому, что они однозначны, тогда как грамматические союзы могут иметь множество смыслов и оттенков.

     Каждый  из логических союзов является бинарным, т.е. соединяет между собой только два суждения независимо от того, простые  они или сами, в свою очередь, сложные, имеющие внутри себя собственные  союзы.

     Если  в простых суждениях переменными были субъект и предикат (S и Р), а постоянными — логические связки «есть» и «не есть», то в сложных суждениях переменными выступают уже отдельные, далее нерасчленяемые суждения (назовем их «А» и «В»), а постоянными — логические союзы: «и», «или» и др.

     В русском языке сложные суждения имеют весьма многообразные формы выражения. Они могут выражаться прежде всего сложносочиненными предложениями. Например: «Ни один виновный не должен уйти от ответственности, и ни один невиновный не должен пострадать». Они могут быть выражены также сложноподчиненными предложениями, например, высказывание Цицерона: «Ведь если бы даже ознакомление с правом представляло огромную трудность, то и тогда сознание его великой пользы должно было бы побуждать людей к преодолению этой трудности». Наконец, они могут облекаться и в особую форму простых распространенных предложений. Этого нетрудно добиться, например, в результате своеобразного «свертывания» сложных предложений. Так, сложносочиненное предложение «Аристотель был великим логиком, и Гегель тоже был великим логиком» можно превратить в простое распространенное: «Аристотель и Гегель были великими логиками». Благодаря подобному «свертыванию» достигается большая лаконичность речи, а следовательно, ее экономность и динамичность.

     Таким образом, не всякое сложное суждение выражается непременно сложным предложением, но всякое сложное предложение выражает сложное суждение.

     Виды  сложных суждений по характеру логического союза в сложных суждениях, как и в простых, есть свои виды. Они определяются прежде всего характером логического союза. В зависимости от смысла и назначения логического союза различаются следующие основные группы сложных суждений.

     1. Конъюнктивные (или соединительные) суждения (от лат. conjunctio — связь, соединение). Они образуются из исходных посредством логического союза конъюнкции «и» (символически: «л»). Их наиболее общая схема: А^В (читается: «А и В»), где А и В — исходные суждения, а знак ^ — символ их конъюнкции. Например: «Никто не забыт, и ничто не забыто».

     Знание  особенностей конъюнкции имеет немалое значение в практике мышления. Строя более или менее сложное рассуждение, следует тщательно проверять истинность исходных суждений. Ведь от этого напрямую зависит его собственная истинность или ложность. Так, достаточно одного ложного суждения, чтобы придать всей, даже весьма сложной, конъюнкции ложность. Недаром еще древние утверждали: «Дырявая пола халата делает всю одежду дырявой». Эта же мысль заложена в русских пословицах — о том, что делает ложка дегтя в бочке меда или одна паршивая овца в стаде.

     Все это важно учитывать в юридической  практике, когда нередко выстраивается  более или менее сложная цепь рассуждений. А из-за одного ложного  звена она может распасться. В  то же время достаточно обнаружить хотя бы одно ложное суждение в доводах оппонента, чтобы опровергнуть все рассуждение в целом.

     2. Дизъюнктивные (разделительные) суждения. Бывает две их разновидности: слабая и сильная (или нестрогая и строгая).

     Слабая (нестрогая) дизъюнкция образуется логическим союзом «или» (знак v). Он характеризуется тем, что объединяемые им суждения не исключают друг друга. Общая формула: АvВ (читается: «А или В»). Языковые средства выражения слабой дизъюнкции — грамматические союзы «или», «либо» и другие в их разделительно-соединительном значении. Например, как сказано в древнем поучении: «Мудрая книга, оставленная человеком после его смерти, более полезна, чем дворец или часовня на кладбище» (или чем то и другое вместе). Еще пример: «Право может способствовать экономическому развитию либо препятствовать ему» (но оно может одновременно способствовать в одном отношении и препятствовать в другом).

     Слабая  дизъюнкция истинна в тех случаях, когда истинно, по крайней мере, одно из составляющих ее суждений (или оба  вместе), и ложна, когда оба суждения ложны

     Вот таблица слабой дизъюнкции: 

А В АvВ
И 

И 

Л 

Л

И 

Л 

И 

Л

И 

И 

И 

Л

 

     Как и в конъюнкции, логический союз «или» обладает свойством коммутативности. Дизъюнкция может состоять из трех и более исходных суждений — по формуле: АvВvС... Примером может служить рассуждение ходжи Насреддина, который взялся за десять лет научить падишахова ишака грамоте: «Через десять лет либо ишак сдохнет, либо падишах, либо меня аллах приберет» (а может, и все вместе). Великолепный образец многочленной дизъюнкции, полезной для юристов, мы находим у Цицерона: «Люди ведь гораздо чаще руководствуются в своих решениях ненавистью, или любовью, или пристрастием, или гневом, или горем, или радостью, или надеждой, или боязнью, или заблуждением, или другим каким-либо душевным движением (а может быть, одновременно тем или иным их сочетанием. — Е. И.), чем справедливостью, или предписанием, или каким-нибудь правовым установлением, или судебным решением, или законами». В подобных случаях, как и в конъюнкции, логический союз «или» обладает свойством ассоциативности.

Информация о работе Классификация суждений