Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:39, контрольная работа
Гениальный поэт ХХ века. Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Образ Родины в лирике поэта неотделим от образа природы.
1. С. А. Есенин. Жизнь и творчество.
2. Народная основа его поэзии
3. Основные темы поэзии С. А. Есенина
а) Тема Родины;
б) Тема природы;
в) Тема любви
В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.
Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.
В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.
Выткался на озере алый свет зари.
***
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны
Солнце садится за горы лесистые
Рог золотой выплывает луны…
***
Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сел…
Есенин чаще всего изображает такие явления природы, как: зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озеро, реки… Он рисует и мир животных и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души – с весенним цветением, образ лирического героя – с кленом.
Зеленая прическа,
Девическая грудь
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд? ...
***
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила…
О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых— в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа — олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913—1915).
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):
Сыпь, гармоника. Скука... Скука...
Гармонист пальца льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали —
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Или в морду хошь?
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения — жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...».
Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:
Вечер черные брови насолил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
«Персидские мотивы» (1924—1925) — попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.
Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуоси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» — противовес «Москве кабацкой»:
Улеглась моя былая рана —
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.
Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи,
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».
Однако Персия в художественном воображении поэта — лишь временный покой. Одна из тем цикла — ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа, "Сердцу снится страна другая"
Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет – динамику, развитие чувств и настроений лирического героя, которые завершаются возвращение к Родине:
Многие видел я страны,
Счастья искал повсюду,
Только удел желаний
Больше искать не буду.
Глупое сердце не бейся.
Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Неодолимо движется время. Одно поколение сменят другое.
Движется, живет по своим законам мир поэзии – Вселенная души человечества. Беспрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звезды и звездочки. Они сгорают и навсегда затухают, еще при жизни их "хозяина", свет других доходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь немногие, очень немногие согревают народную "живую душу" в веках разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звезд в бессмертном поэтическом созвездии России – Сергей Есенин. Оно – вечно…
Литература
1. Два мира (С. Есенин) – В книге: Прокушев Ю. Время. Поэзия. Критика. М.: Художественная литература, 1980
2. Есенин С. А. Избранное: Стихотворения и поэмы. Вступительная статья и сост. Ю. Прокушева; Рис. Е. Савича. – М.: Детская литература, 1983. – 283 с.
3. Есенин С. Собрание сочинений. В 2 т. Стихотворения. Поэмы. – Мн.: Советская Россия, Современник. – 1990
4. Есенин С. Стихотворения и поэмы: - Мн.: Юнацтва, 1982. – 159 с.
5. Ханаев Б. Последний поэт деревни Сергей Есенин // Советская Белоруссия. – 1995. – 27 сентября.
10
Информация о работе Творческий путь Сергея Есенина. Основные темы его поэзии