Русская сатирическая журналистика 60-70 гг. XVIII века. Николай Новиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:52, реферат

Краткое описание

1.Биография Н. И. Новикова. Кружок Новикова
2. Причины расцвета русской сатирической журналистики 1769-1774 гг. Полемика в Комиссии по составлению нового Уложения о беглых холопах
3. Сущность и ход полемики о целях и задачах сатиры между журналами «Всякая всячина» и «Трутень».
4. Тема крепостного права на страницах «Трутня».

Содержимое работы - 1 файл

Реферат Новиков.docx

— 51.80 Кб (Скачать файл)

     Кантемир  далек от мысли освобождения крестьян, Новиков жил этой мыслью, с годами все более убеждаясь в ее правоте. Кантемир приводит примеры идеальных  правителей, а Новиков, опять же, показывает суровую действительность с «кнутами и виселицами».

     У Сумарокова позиция консервативней, чем у Кантемира, а тем более, чем у Новикова.

      У Сумарокова - твердые и высокие представления о достоинстве дворянина, о необходимости общественного служения отечеству, сложились идеальные представления о дворянской чести и добродетели. В духе этих идеалов он мечтал воспитать дворянское общество, и средством для этого избрал литературу. Он - идеолог дворянского сословия, рожденного петровским временем. Он защищает интересы дворян.

      Сумароков выступал против жестокости помещиков  и окончательного превращения крепостного  права в рабство. «Продавать людей, как скотину, не должно»,— заявлял он в замечаниях на «Наказ» Екатерины II. Но он был убежден, что «свобода крестьянская не только обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит».

      В то же время, в своем произведении «О благородстве» он говорит о естественном равенстве людей, его бессословном характере:

   
    Какое барина различье с мужиком?  
    И тот, и тот — земли одушевленный ком,  
    А если не ясняй ум барский мужикова,  
    Так я различия не вижу никакого.

 

      Но, по сути, Сумароков – приверженец идеи о том, что дворянство – Богом спущенное сословие, высший класс, который должен доказывать благородными поступками свое право управлять крестьянами:

 

    Дворяне без меня свой долг довольно знают,  
    Но многие одно дворянство вспоминают,  
    Не помня, что от баб рожденным и от дам  
    Без исключения всем праотец Адам.  
    На то ль дворяне мы, чтоб люди работали,  
    А мы бы их труды по знатности глотали?

 
 

5. Проблематика и художественное своеобразие «Отрывка путешествия в И*** Т ***».

Проблема  авторства.

Идейная позиция автора и  художественные средства ее выражения. Композиция. Проблема художественного  метода (вопрос о  «наивном реализме»).

    «Отрывок путешествия в И*** Т***» — смелый опыт художественно достоверного, конкретно бытового описания русской крепостной деревни. Новый в русской литературе жанр «путешествий» открывал перед литературой большие возможности изображения жизни народа, раскрытия нравственного облика человека, «чувствительного к крестьянскому состоянию», ненавидящего рабство и ищущего путей к общественной деятельности13.

      Повествование ведется от имени Путешественника. Он мужественно заявляет о своем  намерении сказать правду о русском  крестьянине, о желании вступиться за утесненных и обездоленных людей: «Удалитесь от меня, ласкательство  и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!»  Истина не умозрительная, но извлеченная  из опыта, являющаяся обобщением всего  увиденного и услышанного из уст  самих крепостных. Эту истину и  открывает читателю Путешественник. «С великим содроганием чувствительного сердца» описывает он «бедность и рабство» крестьян, с гневом обрушивается на бесчеловечных помещиков, обнажая страшные язвы социальной жизни России14.

    В 1-м издании «Живописца» «Отрывок путешествия» печатался двумя частями. Между ними помещено несколько статей, в частности статья «Английская  прогулка», смягчающая резкость оценок автора, скрывшегося за инициалами И*** Т***. В 1775 г. Новиков соединяет эти две части, создает единое произведение, значение которого в общем композиционном замысле подчеркнуто тем, что оно завершает книгу.15

    Вопрос  авторства «Отрывка путешествия» до сих остается спорным. Споры о том, написал ли эту статью Радищев, идут уже на протяжении восьмидесяти лет. Кроме Радищева, произведение приписывали И.Тургеневу. Существует мнение, что автор «Отрывка...» – Новиков, а «И***Т***» расшифровывается как «Издатель “Трутня”»16.

    «Отрывок  путешествия» – самый значительный по своей антикрепостнической направленности материал «Живописца» – был закончен обещанием: «Продолжение сего «путешествия»  напечатано будет при четвертом  издании сея книги», хотя в двух первых изданиях подобного обещания не было. Там «Отрывок» заканчивался намерением автора посетить деревню  Благополучную. Но ни в 4-м, ни в 5-м издании «Продолжение» напечатано не было.

    Важная  художественная победа писателя  - создание образа Путешественника, человека, открыто обвиняющего дворянский корпус, желающего служить истине, вступающего на опасную стезю общественной просветительской деятельности17.

     Главный аспект проблемы крепостного права  в «Отрывке...» — тот, с которого новиковские издания начинали ее обсуждение: это неприятие крепостного  права как основы государственного устройства России с точки зрения правового сознания, руководствующегося просветительской концепцией естественного права. Этот уровень проблемы раскрывается в центральном композиционном эпизоде «Отрывка...», в так называемой «аллегории трех младенцев» — описании картины, увиденной путешественником в крестьянской избе: «Пришед к лукошкам, прицепленным веревками к шестам, в которых лежали без всякого призрения оставленные младенцы, увидел я, что у одного упал сосок с молоком; я его поправил, и он успокоился. Другого нашел обернувшего лицом к подушонке <...>; я тотчас его оборотил и увидел, что без скорыя помощи лишился бы он жизни <...>; скоро и этот успокоился. Подошед к третьему, увидел, что он был распеленан; <...> солома, на которой он лежал, также его колола, и он произносил пронзающий крик. Я оказал и этому услугу, <...> спеленал его <...>, поправил солому <...>: замолчал и этот»18.

     В «Отрывке...» трехкомпонентная структура  мирообраза, который складывается из описания (очерковая бытовая картинка), аналитического элемента (авторский  обобщающий комментарий) и эмоции (подчеркнутый субъективизм, патетические интонации  в авторском повествовании). Именно эмоциональная насыщенность, открытое проявление авторского пафоса придает  картине жизни крепостной деревни  в «Отрывке...» и повышенное обобщающе-символическое  значение — это образ России в  целом — и философскую глубину  аналитического исследования коренной проблемы русской жизни19. В то же время, «Отрывок..» - яркий пример «наивного» реализма XVIII века.

     В то же время, в «Отрывке...» затронуты все аспекты проблемы крепостного права, актуальные для русской публицистики 1769—1774 гг. Само описание деревни Разоренной скрыто содержит в себе экономический аспект проблемы. Нравственные последствия рабовладения для крепостных и крепостников, низведенных страхом и властью до уровня животных, очевидны в ряде эпизодов «Отрывка...»: «Вскоре после того пришли два мальчика и две девочки <...> и столь были дики и застращены именем барина, что боялись подойти к моей коляске. <...> Вот плоды жестокости и страха: о вы, худые и жестокосердые господа! вы дожили до того несчастия, что подобные вам человеки боятся вас как диких зверей!». Если бы автор «Отрывка...» остановился на этом описании, изображение трех покинутых в избе младенцев осталось бы просто бытовой картинкой, которая, безусловно, вызывала бы сочувствие читателя к обездоленным, но не превышала бы статуса частного жизненного факта. Но размышления путешественника походят на философское обобщение: «Смотря на сих младенцев и входя в бедность состояния сих людей, вскричал я: — Жестокосердный тиран, отъемлющий у крестьян насущный хлеб и последнее спокойство! посмотри, чего требуют сии младенцы! У одного связаны руки и ноги: приносит ли он о том жалобы? — Нет: он спокойно взирает на свои оковы. Чего же требует он? — Необходимо нужного только пропитания. Другой произносил вопль о том, чтобы только не отнимали у него жизнь. Третий вопиял к человечеству, чтобы его не мучили»20.

     Так бытописание приобретает аллегорический смысл: три младенца, лишенные средств к поддержанию жизни, становятся символом русского крепостного крестьянства, лишенного своих естественных прав русским гражданским законодательством. Юридическое, гражданское право — это гарант права естественного, законодательное обеспечение его осуществления для каждого члена общества. Но русское законодательство, отдающее жизнь и смерть, тело и душу крестьянина в полную власть помещику, лишает огромную часть нации ее естественного права.

     Можно сказать, что «Отрывок...» - ставит крестьянский вопрос как политическую и юридическую проблему русской государственности, соединяет в одном тексте бытовой и бытийный, конкретный и абстрактный уровни русской реальности21.

    Примечания  – один из самых ярких средств  выражения позиции Новикова: «Я не включил в сей листок разговор путешественника с крестьянином по некоторым причинам: благородный читатель и сам их отгадать может. Впрочем, я уверяю моего читателя, что сей разговор конечно бы заслужил его любопытство и показал бы ясно, что путешественник имел справедливые причины обвинить помещика Разоренныя деревни и подобных ему»22.

    Примечания  поймет не только «сподвижник» идеи, но и образованный ее представитель. Примечания – один из признаков «наивного» реализма «Отрывка путешествия….». Это признак, скорее, не литературно-художественного, а публицистического произведения. Так картина жизни крестьян становится более реальной для читателя. Создается ощущение некоего репортажа, не желая прерывать который автор просеивает примечаниями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. История русской  литературы: Т.1/ Ред. Д.Лихачев, Г.Макогоненко.- Л.: Наука, 1980.-814 с.
  2. Г. Макогоненко. Н.И. Новиков. Избранные сочинения. М.; Л. 1951.
  3. Г. Макогоненко. Николай Новиков и русское Просвещение. М., Л., 1951.
  4. Татаринцев А.Г. Идейно-эстетическая позиция автора «Отрывка…»//18 век.-Сб 14-Л., 1976- с.87 – 103
 
 
 

Список  интернет-источников: 

  1. К. Накорякова. Очерки по истории редактирования в  России в XVI – XIX вв. http://www.evarist.ru
  2. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века http://www.infoliolib.info/philol/orlov/orl4_1.html
  3. История русской журналистики «Трутень» http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=379&c_id=3822

Информация о работе Русская сатирическая журналистика 60-70 гг. XVIII века. Николай Новиков