Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании способов образования и классификации окказиональных слов в поэзии Пастернака. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: 1. Определение состава окказионализмов. 2. Составление типологической классификации. 3. Анализ словообразовательных особенностей окказиональных образований.
1. Введение
2. Окказиональные слова
3. Использование окказионализмов в творчестве писателей
4. Своеобразие творчества Б.Л. Пастернака
5. Окказионализмы в творчестве Б. Пастернак
6. Заключение
7. Библиография
Убедимся в этом
на примере стихотворения.
Кузнечик
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
- Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер.
О, либедиво!....
О, озари!
Автор счел нужным указать в сноске значения слов: вер – камыш, зинзивер – маленькая птичка, живущая у реки.
Активно образуются окказионализмы, в которых используются производящие основы иной семантической группы, чем это диктуют правила действия словообразовательного типа. Например, поэт Вл. Бахнов называет иронический цикл стихов, посвященных лопухам, «Лопухиада». Имена существительные с суффиксом – иад(а), обозначающие совокупность чего – либо (это значение сохраняется в окказионализме), образуются от основ иной семантики: от географических названий и имен собственных. Сравним ряд таких названий: «Россиада» - поэма Хераскова, «Сибириада» - название кинофильма.
Существительное с приставкой пра-, обозначающей первоначальность, изначальность чего-либо, производят имена существительные, обозначающие разного рода научно-исторические понятия: прародина, праязык, праславяне. Употребление слова пра- телефоны, нарушающего сочетаемость приставки пра-, в стихотворении Р.Рождественского «Ретро» создает яркий образ древнего предмета:
тоже «пра».
Примером
У всякой неполноты
Пределы свои и традиции:
Балерины танцуют вполноги
на репетиции …
Особое пристрастие к словотворчеству испытывают писатели-фантасты, так как перед автором встает задача дать имя предмету, явлению, которого нет еще в действительности, но рождение которого прогнозируется. Так появляются слова, обозначающие летательные аппараты автодактиль, электробус, астроплан, олдсмобиль, ракетоид, стратоплан, элмобиль и т.п., новые науки астрогеография, абиссология, новые профессии агронавты, энергосиммилятор, новые игры бойк, статисбол, фантастические животные бородавчатники, варавусы и т.п. Окказионализмы возникают и тогда, когда получает активность непродуктивный элемент языка. Таков, например, заимствованный непродуктивный суффикс - есс - (а), встречающийся в словах принцесса, баронесса и т.п.
Как уже было сказано
выше, широко используется этот прием
в юмористических и сатирических
произведениях. Достаточно, например,
раскрыть любой номер журнала
«Крокодил». В нем индивидуально –
авторские неологизмы употребляются с
художественной целью, и их функции обусловлены
сатирико – юмористической направленностью
журнала: банеединица,
скверно – модельная
обувь, радиопирог, новобрючины,
вдолгожитель, шито
– крытый рынок, показательно
неприкасательный мирок,
царегороховские строения,
покупателеотталкивающий
товари т.п.
Своеобразие
творчества Б.Л. Пастернака
С первых своих шагов в поэзии Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. К стихам Пастернака читателю надо было привыкать, надо было вживаться.
Вот как характеризует его творчество Д.С. Лихачев:
«… для поэзии Пастернака характерна непроизвольность ассоциаций, образов, рожденных иногда простым созвучьем, иногда рифмой, иногда случайным поводом. Случайность в поэзии Пастернака становится почти законом. Его поэзия стремится к тому, чтобы усилить все формы поэтического воздействия - усилить их гиперболизацией чувств, ассоциаций, метафорического языка, образной системы самой динамики явлений и изображения. Его поэтическая система экспрессионистична.
Входя в традицию, жадно впитывая в себя образы Пушкина, Достоевского, Блока и многих других, он постоянно уходит от всякой литературщины и преследовавшей его манерности, характерной для эпохи десятых и двадцатых годов. К простоте он стремился и от простоты убегал помимо своей воли – по воле эпохи.
Вот что пишет
Пастернак:
Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной
немотой.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем.
Когда ее не утаим,
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней
им.
Почему же «сложное
понятней»? Под сложностью Пастернак понимает
всякую вторичность в поэзии: всякого
рода «поэтизмы», поэтические трафареты,
привычные, ассоциирующиеся с поэтичностью
темы, образы, избитые ходы стихотворного
выражения. Эта «сложность» не заставляет
думать, вникать, воспринимать по-новому
мир. Тогда как простота неслыханна, она
открывает мир заново, раскрывает его
по-новому. Его стиль вырабатывался под
влиянием живописи, музыки, традиций русской
и мировой поэзии, и по существу он остается
одним и тем же. Все изменения происходят
в пределах одного стиля».
Окказионализмы
в творчестве Б. Пастернака
Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности, «поэтичности», шаблонности. Одним из средств такой борьбы было использование окказиональных слов.
Все окказиональные единицы мы разделили по частеречной принадлежности на следующие группы:
1. Субстантивная группа. В нее вошли имена существительные в количестве 30 единиц.
2. Адъективная группа, которая включает имена прилагательные в количестве 25 единиц.
3. Вербиальная группа, представленная 35 глаголами. В эту же группу нами включены причастные и деепричастные глагольные формы.
4. Адвербиальная группа. В нее вошли наречия в количестве 10 единиц.
Из приведенного соотношения видно, что неузуальная лексика в основном представлена глаголами, именами существительными и прилагательными.
Рассмотрим специфику образования этих групп.
Среди способов образования окказиональных субстантивов у Пастернака преобладает морфологический (аффиксальный), внутри которого можно выделить суффиксальный способ словообразования, когда словообразовательное значение выражается с помощью суффиксов.
Следует отметить нулевую суффиксацию, которая встречается у Пастернака при образовании субстантивов от глагольных форм (надсад, недомер). В текстах поэта встречаем такие форманты: -тель- (уплотнителей), -к- (подсласткой, побежка, перебежка), -j- (вероятья).
Кроме названных, поэт использует слова-окказионализмы, образованные приставочно – суффиксальным способом: предгрозье (пред- + -j-).
Пастернак использует и безаффиксные способы, представленные приемами сложение основ (головотяп), сложение основ плюс суффиксация (полиогласья, самосверганья, сладкогласца ).
Окказионализмы у Пастернака представляют своеобразный смыслообразующий центр, неузуалы являются одной из самых экспрессивных черт его лексики. Рассмотрим несколько примеров.
Субстантивы недомер и надсад являются безаффиксными образованиями на основе глаголов недомерить и надсаживать.
Существительное недомер имеет значение какой-то неоконченности, незавершенности, и у Пастернака это слово приобретает отрицательную оценочную сему: «И мерил я полуторною мерой / Судьбы и жизни нашей недомер…». Существительное надсад, образованное аналогичным способом, передает стихийный лирический напор, порывистость, динамичность: «Ревет фагот, гудит набат. / На даче спят под шум без плоти, / Под ровный шум на ровной ноте, / Под ветра яростный надсад», но в то же время стихотворению присуще некая музыкальность, что достигается использованием аллитераций. Первое четверостишие инструментовано на звуках [т], [д], [р], с опорой на гласные а, о, у.
Интересен окказионализм отцединкой: «Вы к былям звали собеседника, / К волне до вас прошедших дней, / Чтобы последнею отцединкой / Последней капли кануть в ней» («На пароходе»). Фраза «последнею отцединкой последней капли» означает отдаться до конца, без остатка волнам жизни.
В адъективной группе также можно выделить суффиксальные способы образования слов: - лив– (бранчливая), -н- (непрорубную), -ин- (мурлыкина),-аст-(глыбастые), префиксальные: под- (подветренном), сложение с аббревиацией (агитпрофсожеский), сложение основ (общелягушачью, светоносного, шестисердый, островерхих), сложение основ с одновременной суффиксацией (столиственное, костоломных).
Обратимся непосредственно к поэзии Пастернака: «Этой ночью за парком знобило трясину. / Только солнце взошло, и опять – наутек. / Колокольчик не пьет костоломных росинок, / На березах несмытый лиловый отек» («Нескучный сад») и «Летами тишь гробовая / Стояла, и поле отхлебывало / Из черных котлов, забываясь, / Лапшу светоносного облака» («Баллада»). Прилагательные костоломных, светоносного, образованные сложением основ и одновременной суффиксацией, дают возможность заменить целую фразу одним словом, которое наиболее полно характеризует обозначаемое явление и вызывает у читателя ряд ассоциаций, а значит, делает поэтическую речь выразительнее и многозначительнее.
Иногда поэт придумывает новые прилагательные по аналогии с уже существующими, но вновь созданные окказионализмы помогают ярче передать чувства лирического героя: «Чтобы знал, как балки брус / По-над лбом проволоку, / Что в глаза твои упрусь, / В непрорубную тоску». Новообразование непрорубную ассоциируется с прилагательным непробудную. Семантическое значение этих слов заключается в том, что непробудную тоску можно преодолеть, разбудив, пробудив душу героини, а с непрорубной тоской нельзя справиться даже с помощью какого-то орудия.
Информация о работе Окказионализмы в творчестве Б. Л. Пастернака