Монореферат по статье Д.С. Лихачёва "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:15, реферат

Краткое описание

В статье «Повесть о Петре и Февронии Муромских» из книги Д.С.Лихачёва «Великое Наследие» автор выражает свою точку зрения на произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: ткань его повествования, некоторые параллели и многочисленные аспекты, касающиеся данного произведения с различных сторон.
Её предполагаемое содержание включает в себя:
 небольшую информацию о времени создания;
 отражение связей с произведениями иного характера;
 разбор повествования;
 рассуждения о главных героях;
 особенности произведения.

Содержимое работы - 1 файл

Монореферат по статье Д.С.Лихачёв -Повесть о Петре и Февронии Муромских-.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Уссурийский  государственный  педагогический институт» 
 
 
 
 

Факультет русской филологии  и 

социально-гуманитарных наук 

кафедра истории и литературы 
 
 
 

монореферат по статье Д.С.Лихачева «Повесть о Петре  и Февронии Муромских». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка 312 группы

                                    Курченко  Ольга 

                Проверила: Плотникова Наталья  Иосифовна  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Уссурийск

2008 г. 

 

     В статье «Повесть о Петре и Февронии Муромских» из книги Д.С.Лихачёва «Великое Наследие» автор выражает свою точку зрения на произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: ткань его повествования, некоторые параллели и многочисленные аспекты, касающиеся данного произведения с различных сторон.

      Её  предполагаемое содержание включает в  себя:

  • небольшую информацию о времени создания;
  • отражение связей с произведениями иного характера;
  • разбор повествования;
  • рассуждения о главных героях;
  • особенности произведения.
 

      В самом начале статьи автор рассказывает о времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских». Он сообщает, что «одни исследователи относят её к XV веку, а другие – к началу XVI» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 1 абзац, с.253), но исходя из исторических источников, известно, что «церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV века» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 1 абзац, с.253). Из этого следует, что, по-видимому, всё же повесть скорее можно отнести ко второй половине XV века.

      В следующем абзаце Дмитрий Сергеевич  высказывает своё мнение о том, что  «Повесть о Петре и Февронии»  представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого – о мудрой деве» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 2 абзац, с.253). Как можно увидеть и из самого текста, оба этих сюжета сплавлены в единый и приурочены по времени к городу Мурому, что придаёт повести «историческую достоверность».

      Далее мы узнаём о достоинстве изложения  произведения. «Очарование «Повести» - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц» ((Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 3 абзац, с.253).

      В дальнейшем повествовании рассказывается о главных героях, раскрываются и, можно заметить, немного восхваляются их характеры. Феврония «мудра народной мудростью» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских, 4 абзац, с.253) и Пётр ни в чём не уступает своей супруге: уважает, «слушает её во всём» и «живёт с нею в согласии» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 5 абзац, с.254). Правда, он всё же «пытается обмануть её», но «только один раз» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 5 абзац, с.254), так как Феврония преподает ему урок: первый раз вылечив от болезни, оставляет на его теле один струп, из которого болезнь снова начинает действовать. Даже с врагами главная героиня спокойна и сдержана, «не оскорбляет их открытыми поучениями, а прибегает к иносказанию» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 4 абзац, с.253-254), чем подталкивает их к осознанию своих ошибок. Но разве можно ожидать чего-нибудь иного от девушки, которая «творит чудеса походя», заставляя за одну ночь вырасти ветви до большого дерева и превращая крохи хлеба в ладан.

      Далее Д.С.Лихачёв вводит нас в течение самого произведения. И начинает с самого начала «Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом» - так просто начинается повесть» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 6 абзац, с.254). Далее говорится о том, что «в граде этом <…> княжил благоверный князь Павел» и то, что «стал к его жене летать змий-насильник» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 6 абзац, с.254). Потом князь с княгиней решают, что надо бы ей расспросить змия о том, от чего ему смерть будет. Поэтому в следующий раз, когда прилетел змий, княгиня «с почтением» спрашивает его: Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и от чего?» («Повесть о Петре и Февронии Муромских). На что прельщенный змий ей отвечает: «Смерть моя – от петрова плеча, от  агрикова меча». («Повесть о Петре и Февронии Муромских». И далее повествуется о том, что брат Павла, Пётр, решает одолеть змия, находит меч и убивает его, но кровь убитого попадает на него и Пётр покрывается язвами и струпьями. На этом, по словам Д.С.Лихачёва, завязывается вторая часть повести, в которой появляется Феврония и излечивает князя.

      Три абзаца текста посвящены лишь главной героине, Февронии, из чего можно прийти к выводу, что автор статьи восхищается ей. Он сравнивает её с «тихими ангелами Рублёва», называет её «мудрой девой» сказочных сюжетов». Дмитрию Сергеевичу нравится в Февронии также то, как она любит. «Её любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 10 абзац, с.254). Но её мудрость – это не только свойство её ума. Это сплав ума, чувства и воли, что делает её мудрость более величественной. «Между её чувствами, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» её образа» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 10 абзац, с.256). Первое впечатление от зрительного образа Февронии одновременно и обманчиво, и правдиво. С одной стороны – сидит девушка за станком, в простой крестьянской одежде, но на этом её простота заканчивается и даже скорее это не простота, а «тишина» образа, о которой Д.С.Лихачёв не раз упоминал. И, кроме того, перед девушкой скакал заяц, что само по себе уже удивительно, так как заяц никуда не убегал. Заяц – «символизирует собой слияние её с природой» (Д.С.Лихачёв «Великое Наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 11 абзац, с.256). Феврония изумляет посланца своими иносказательными ответами, также оказалось, что она сведуща в лекарственных снадобьях и благодаря этому своему умению она излечивает князя. Вот как Д.С.Лихачёв говорит о ней: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословлению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается даже выше своего идеального мужа – князя Петра» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 13 абзац, с.256).

      Любовь  Петра и Февронии настолько велика, что их не может разлучить даже сама смерть. За некоторое время  до смерти они попросили бога, чтобы  он позволил им умереть вместе. После  этого они приготовили себе общий гроб и постриглись в монастыри. В конце произведения Феврония вышивала «воздух» для святой чаши, когда Пётр послал за ней со словами, что он умирает, и это повторялось три раза. На третий раз Феврония воткнула иглу в покрывало, обвертела вокруг неё нитку и послала сказать Петру, что готова умереть с ним. После их смерти люди положили их тела в разные гробы, но на следующее утро их тела оказались в приготовленном ими двойном гробу. Люди опять разделили их, но на утро они снова были вместе. На третий раз народ уже не решился разделить их.

      Дмитрий Сергеевич  выделяет из всего повествования  одну деталь: момент, когда Феврония втыкает иглу в покрывало и  оборачивает вокруг неё золотую  нить. Он говорит о том, что этот жест «так же лаконичен и зрительно  ясен, как и первое появление Февронии в повести» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 16 абзац, с.259). Почему же автор статьи так ценит этот простой жест? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно помнить, «что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний – действие в них происходит как бы в сукнах» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 16 абзац, с.259). И поэтому этот жест настолько драгоценен, как и золотое шитьё.

      В конце я хотела бы отметить одну особенность статьи, а точнее одно интересное наблюдение Д.С.Лихачёва. В течение всей статьи он сравнивал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «западноевропейское средневековое повествование о Тристане и Изольде» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 9 абзац, с.254). Первый раз он говорит, что есть что-то общее между частью повести о Петре и Февронии, где появляется Феврония  и подобным моментом в повести о Тристане и Изольде. Схожим так же является момент, когда «Изольда излечивает Тристана, заражённого кровью дракона» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 11 абзац, с.256) и излечивание Февронией Петра, заражённого кровью змия. Любовь Петра и Февронии, как и любовь Тристана и Изольды, «преодолевает иерархические преграды феодального общества и не считается с мнением окружающих» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 12 абзац, с.256). Сходно и то, как «чванливые жёны бояр» требуют изгнания Февронии и вассалы короля Марка требуют того же в отношении Изольды. И, наконец, момент призывания любимой умереть вместе и единение после смерти. «В победе любви над смертью Тристан спускается на могилу Изольды цветущим терновником (в некоторых вариантах романа о Тристане и Изольде тела их оказываются в одном гробу)» (Д.С.Лихачёв «Великое наследие», статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 15 абзац, с.259). 

      В итоге я хочу сказать, что благодаря  этой статье начинаешь лучше понимать смысл произведения. Замечаешь больше подробностей и можешь по достоинству оценить их. Статья «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является неоценимым материалом для тех, кто желает узнать больше о своём прошлом, о творческом прошлом своей страны.

Информация о работе Монореферат по статье Д.С. Лихачёва "Повесть о Петре и Февронии Муромских"