Литературно-художественное книгоиздание в России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава посвящена художественной литературе и вопросам ее издания, а также издателям и типографам первой половины XIX века, занимавшимся литературно-художественным книгоизданием, их деятельности.
Во второй главе рассмотрена деятельность Александра Филипповича Смирдина как крупнейшего русского издателя художественной литературы первой половины XIX века. Вклад этого человека в литературно-художественное книгоиздание огромен, в этой главе мной была сделана попытка оценить его.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Предпосылки усиления литературно – художественного книгоиздания в России в первой половине XIX века
Глава 2. Специфика литературно – художественных изданий в России в первой половине XIX века
2.1. Жанровые особенности художественной книги
2.2. Тематико-типологический состав литературно – художественных изданий
Глава 3. Особенности выпуска художественной литературы в России в первой половине XIX века
3.1. Основные издатели художественной литературы
3.2. Вклад Смирдина А.Ф. в развитие художественного книгоиздания
Заключение
Приложение 1

Содержимое работы - 1 файл

курсовая 1 курс 190411.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

    Одним из таких издателей был И.П. Глазунов (1762—1831). Он издавал художественную литературу, а также книги по истории, праву, географии, по сельскому хозяйству, медицине.

    В 1821 —1824 гг. И. П. Глазунов по предложению В. А. Жуковского и А. Ф. Воейкова выпустил второе, исправленное и дополненное издание «Собрания образцовых русских сочинений и переводов в стихах и прозе» (первое издание было предпринято в 1815—1817 гг. Обществом любителей отечественной словесности). В издании Глазунова две серии - одна в стихах (1821 — 1822), вторая—в прозе (1822— 1824), каждая в 6 частях. Все 12 частей снабжены портретами авторов. В «Собрание» вошли произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Я.Б. Княжина, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, Н.М. Карамзина и других писателей XVIII – и начала XIX века.

    В 30—40-х гг. фирма Глазуновых сосредоточила  свое внимание главным образом на издании сочинений русских писателей, издании учебников, атласов.

    В 1837 г. выходит изящное миниатюрное издание «Евгения Онегина». Глазуновы и раньше выпускали издания небольшого карманного формата. Глазуновы приняли на себя печатание трех посмертных сочинений А.С. Пушкина – продолжение 8-томного издания его сочинений, редактировавшегося В.А Жуковским, П.А. Вяземским и П.А. Плетневым. В 1841 г. вышли в свет IX, X, и XI тома «Сочинений Александра Пушкина». В них были опубликованы мало известные еще в то время лучшие произведения Пушкина – «Медный всадник», «Русалка», «Арап Петра Великого».

    В 1840 году в издательстве Глазуновых вышло первое издание «Героя нашего времени», имевшее шумный успех.  Глазуновы осуществили также первое издание полного собрания сочинений Лермонтова (1842 – 1844). Оно не отличалось ни полнотой, ни исправностью текста, но сама инициатива – познакомить читателя с творчеством гениального поэта – должна быть, несомненно, поставлена в заслугу издательству (2, с.72; 3, с.80; 4, с.141-146; 12, с.106). 

    Видным  петербургским издателем и книготорговцем начала XIX века был Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823) — брат актера и писателя П. А. Плавильщикова. Его типография стала одним из крупнейших издательств России начала XIX века. Всего издательство выпустило в свет 227 названий книг. Самую значительную часть из них составляли книги по искусству, художественная литература. При магазине В. А. Плавильщикова (на набережной Мойки, у Синего моста) в 1815г. была открыта одна из первых в России частных библиотек. Книжная лавка и библиотека Плавильщикова стали своего рода литературным клубом, где собирались ученые и литераторы Петербурга. После смерти В. А. Плавильщикова предприятие перешло к его приказчику А. Ф. Смирдину (2, с.71-72; 3, с.81).    

    Деятельность  русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) как издателя началась с сотрудничества в журнале «Утренние часы». В конце 1791 г. И. А. Крылов совместно с артистом П. А. Плавильщиковым, актером И.А.Дмитриевым, критиком и драматургом А. И. Клушиным купил у И. Г. Рахманинова типографию и книжную лавку. Так было организовано издательское предприятие «Типография Крылова со товарищи», которое приступило к переизданию ряда книг. В период с 1792 по 1796 г. ими было издано около двадцати книг, преимущественно переводных драматических произведений. Начиная с 1803 г. В Петербурге появляются издания с маркой «Театральной типографии» или «Типографии императорских театров». В основном это были художественные произведения, сочинения по истории и искусству, философские труды. В целом репертуар типографии ориентировался на театр.

    Свою  первую книгу басен И.А.Крылов выпустил в свет в 1809 г. Тираж книги был невелик—1200 экземпляров, и он мгновенно разошелся, несмотря на то, что книжица была оформлена довольно скромно.

    Следующие иллюстрированные издания басен  И.А.Крылова вышли в свет в 1815 и 1825 г. Положение Крылова в русской литературе того времени было настолько устойчивым, что царское правительство выделило ему субсидию в размере четырех тысяч рублей на издание басен в 1825 г.

    В апреле 1830 г. И. А. Крылов заключил договор  на издание басен с А. Ф. Смирдиным сроком на десять лет. Предусматривался общий тираж сорок тысяч экземпляров и гонорар сорок тысяч ассигнациями. В 1830 г. выходит первое смирдинское издание басен Крылова, а в 1840 г. было напечатано последнее, и в этом же году Смирдин полностью расплатился с баснописцем, оказавшим ему поддержку в начале издательской деятельности. Всего Смирдиным было выпущено восемь изданий басен Крылова.

    Свою  последнюю книгу басен И.А.Крылов решает издать сам. В 1844 г. он напечатал  ее в типографии начальника штаба  военно-учебных заведений и широко раздаривал экземпляры этого издания (1, с. 198; 16). 
 

3.2. Вклад Смирдина  А.Ф. в развитие  художественного  книгоиздания.

    Крупнейший  книгоиздатель, организатор книжной  торговли и библиотечного дела, популяризатор  русской книги, библиограф, владелец лучшего книжного магазина в Петербурге и коммерческой библиотеки, основатель первого в России толстого журнала, Александр Филиппович Смирдин (приложение 1) внес исключительно большой вклад в развитие русской культуры. У него печатались Пушкин, Гоголь, Жуковский, Крылов, Вяземский и другие известные писатели.

    Уже во второй половине 20-х годов XIX века Смирдин стоял у руля всей русской книжной торговли, а в известном смысле, как отмечалось, и всей литературной деятельности.

    Первый весьма существенный коммерческий успех Смирдину принесло издание ремесленного морализаторско-плутовского романа Булгарина «Иван Выжигин» (1829), которое разошлось за 15 дней. Однако начавшийся в 20-е годы подъем всей книготорговой и издательской деятельности Смирдина, достигшей небывалого расцвета в 30-е годы, разумеется, коренился в другом — в его деловых контактах с лучшими русскими писателями пушкинского времени. Это был и сам Пушкин, и Крылов, и Жуковский, и Гоголь, и многие другие.

    В 1830 году Смирдин приобрел у И.А. Крылова за 40.000 рублей право на 10 лет издавать его «Басни». Пользуясь этим правом, он напечатал Крылова в пределах оговоренного срока 8 раз. Общий тираж этих изданий составил 40.000. Их формат и художественное оформление (с иллюстрациями, без иллюстраций) были различны. Любопытно, что издание 1835 года, вышедшее в Экспедиции заготовления государственных бумаг и повторенное там же в 1837 году, стоит у истоков русской миниатюрной книги. Эта изящная в 32-ую долю листа книга (10x8) вызвала восхищение у Белинского, который писал : «Она возбуждает всеобщее удивление и живейшую радость, как доказательство, что у нас распространяется вкус к красивым изданиям, а вместе с тем и ценность книгопечатания». Большую популярность имело издание «Басни» 1834 года с контурными иллюстрациями художника А.П.Сапожникова, раскрашенными и не раскрашенными (приложение 2).

    Хорошие, доверительные отношения связывали  А.Ф.Смирдина с В.А.Жуковским, произведения которого издавались им в 1831, 1835-1837 и 1844 годах. В середине 40-х годов Смирдин намеревался снова осуществить издание сочинений Жуковского (дешёвое) и предлагал за него пятнадцать тысяч рублей. А также приглашал поэта участвовать в своем серийном издании «Сто русских литераторов», которое осталось незавершенным.

    Как издатель в 20-30-е годы, годы своего расцвета, Смирдин был тесно связан и  со многими другими видными писателями пушкинской поры. Так, например, кроме Пушкина, Крылова и Жуковского, он многократно издавал И.И.Козлова (1830, 1834, 1840), у него выходили отдельные книги Е.А.Баратынского (1834), Н.В.Гоголя (1831-1832), Д.В.Давыдова (1840), Ф.Н.Слепушкина (1826). В этом отношении он следовал той просветительской линии, которую указал ему всегда стремившийся объединить вокруг себя русских литераторов его учитель В.А.Плавильщиков, только с несравненно большим размахом.

    В декабре 1831 года Смирдин из скромного помещения в доме у Синего моста, где находились его книжная лавка и библиотека, перебирается на Невский проспект в роскошно отделанный магазин в бельэтаже дома Петропавловской лютеранской церкви.

    Переезд Смирдина явился крупным событием в  русской культурной жизни, стал предметом  всеобщего внимания. О нем писали газеты, о нем встречается не одно упоминание; в письмах. И это можно  понять, так как переезд Смирдина символизировал не только его коммерческие преуспеяния, но и нечто большее — какой-то сдвиг в русской культуре, переход на новый качественный уровень литературы и всей книжности.

    Несмотря  на то, что на открытие библиотеки к  Смирдину собрались очень разные люди, все же попытка сплочения литературных сил имела свои некоторые практические последствия, правда, не очень долговременные. В результате этой встречи появилось два выпуска знаменитого смирдинского альманаха «Новоселье» (ч. I, 1833; ч. II, 1834 ), в которых приняли участие не только присутствовавшие на обеде литераторы, но и отсутствовавшие.

    В первом и втором  выпусках «Новоселья»  были помещены произведения Владимира  Луганского (Казака), т.е. Даля («Сказка  о некоем... мужичке и о сыне его, Емеле дурачке»), Баратынского, Вяземского, Жуковского («Сказка о царе Берендее...»), Козлова, Крылова, Пушкина («Домик в Коломне», «Анджело»), Гоголя («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), Языкова, Хомякова, Шишкова, Розена, Брамбеуса (Сенковского), Греча, Булгарина и др. Не бывший на обеде Гнедич дал для «Новоселья» стихотворение «Кавказская быль», которое и было помещено в первом выпуске.

    И первая и вторая книга альманаха  были хорошо со вкусом оформлены. На обложке первой части воспроизведена литография дома на Невском, где находились магазин и библиотека Смирдина, (приложение 3). Рисунок на фронтисписе или, как говорили в старину, виньетка, был сделан присутствовавшим на новоселье А.П.Брюлловым. На нем изображены собравшиеся 19 февраля 1832 года у Смирдина литераторы, среди которых можно узнать Крылова (сидит во главе стола), Смирдина (стоит слева), Хвостова и Пушкина (сидят слева), Греча (с бокалом в руке стоит справа), Семенова и Булгарина (сидят справа). Зеркальную гравюру с этого рисунка сделал С.Ф.Галактионов, (приложение 4). Обложку второй части альманаха украшает литографическое изображение лютеранской церкви на Невском проспекте с прилегающими к ней домами, в левом из которых находились арендованные Смирдиным помещения. В качестве виньетки для второго выпуска был использован рисунок книжной лавки Смирдина, исполненный А.П.Сапожниковым и гравированный С.Ф.Галактионовым. На нем справа мы видим Пушкина, беседующего с Вяземским, слева — главный приказчик Смирдина и библиотекарь Ф.Ф.Цветаев, за конторкой — сам Смирдин, против него, в центре — Сенковский. Далее, в глубине за прилавком — приказчик Ножевщиков, (приложение 5). За все эти рисунки надо быть благодарными их создателям и публикаторам. Они как бы приближают ушедшее время, помогают представить литературный и книжный быт далекого прошлого. Среди заслуживающих внимания иллюстраций можно назвать гравированный С.Ф.Галактионовым рисунок А.П.Брюллова к «Сказке о царе Берендее...» Жуковского и его же рисунок к «Домику в Коломне» Пушкина, гравированный И.Ческим.

    Наряду  с хорошим иллюстративным оформлением, успеху альманаха, очевидно, способствовала и его крупноформатность, позволившая  печатать произведения не в отрывках, а целиком. В какой-то мере это  было новшеством, закреплением за альманахами-сборниками размеров обычной книги, заменившей собой небольшие карманные форматы аналогичных изданий предшествующих лет (8, с 41-47).

    К 30-ым годам альманахи размеров «Новоселья»  сделались нередким явлением. Но распределение  материала в «Новоселье» резко нарушает традицию альманахов.

    Для чистых типов альманаха (карамзинские альманахи, «Мнемозина» Кюхельбекера) была типична фрагментарная конструкция. Материал складывался из мелких жанров или из отрывков, но эти отрывки  были связаны по линии определенного литературного направления.

    В противовес этому конструкция «Новоселья»  представляет собой как бы сведение в одном фокусе различных литературных направлений, причем каждый автор представлен  не фрагментом, а законченным произведением.

    Это объясняется подбором материала  по случайному признаку — из числа  подаренных издателю вещей.

    Оба выпуска «Новоселья», несмотря на свою авторскую пестроту, были встречены  читателями с одобрением и имели  большой успех. Впоследствии они  переиздавались (7, с. 166; 8, с.41-47).

    Середина 30-х годов была временем наивысшего расцвета книжного дела Смирдина. Его  лавка на Невском и библиотека были центром литературного Петербурга.

    Будучи  распространителем книг, в народе в масштабах до того времени невиданных, будучи издателем, неслыханно дешевых книг, Смирдин был еще и тем, кто окончательно признал и утвердил в издательской практике необходимость оплаты литературного труда. Центром литературной жизни магазин Смирдина безусловно был еще и потому, что со множеством русских литераторов книгопродавец сотрудничал как издатель, платя им самые высокие гонорары.

    Кроме уже упоминавшихся многочисленных книг Пушкина, Крылова и других русских  писателей, Смирдин в 30-е годы, будучи в зените славы, издал еще 4 тома «Сочинений Державина», часть тиража с золотым обрезом. Из других книг можно назвать «Константинополь и турки», с прекрасными гравюрами на стали, хорошо иллюстрированную книгу «Путешествие по Сицилии...» А.С. Норова, сочинения знаменитых путешественников Ф.П.Литке и Ф.П.Врангеля, и немало других.

    Если  вспомнить о других книгах, выпущенных Смирдиным в разное время, то среди  них можно, в частности, назвать  анонимно изданный роман из быта русского дворянства «Ольга» (СПб, 1840), принадлежавший перу писателя прозаика Д.Н.Бегичева (1786-1855). 

Информация о работе Литературно-художественное книгоиздание в России в первой половине XIX века