Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:00, реферат
ДемагрофичесОбеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенного приоритета для личности, общества и государства. С момента своего появления на Земле человек перманентно живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциально опасностей. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляет в нервных потрясениях, болезнях, инвалидных и летальных исходах и др. Профилактика опасности и защита от них – актуальнейшая гуманная, социально-экономическая и юридическая проблема, в решении которой государство не может быть не заинтересованным.кий взрыв
Введение.
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающаяопасности и средства защиты от них.
Чрезвычайные ситуации (ЧС) – внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, которая характеризуется резким нарушением установившегося процесса, оказывающая значительное отрицательное влияние на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и окружающую среду.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенного приоритета для личности, общества и государства. С момента своего появления на Земле человек перманентно живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциально опасностей. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляет в нервных потрясениях, болезнях, инвалидных и летальных исходах и др. Профилактика опасности и защита от них – актуальнейшая гуманная, социально-экономическая и юридическая проблема, в решении которой государство не может быть не заинтересованным.
В настоящее время всё более укрепляется у властных структур и рядовых граждан осознание остроты проблемы безопасности жизнедеятельности и её правового обеспечения. Не так быстро как требует ситуация в обществе, но всё же постепенно формируется в России законодательная база по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека во всех средах его обитания: в быту, на производстве, в условиях окружающей природной среды и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
1. Демографический
взрыв, прогнозы дальнейшего
ХХ век стал веком стремительного снижения смертности и роста продолжительности жизни во всем мире, а это привело к беспрецедентному росту населения планеты. Правда, впервые необычное ускорение демографического роста за счет растущего преобладания числа рождений над числом смертей было отмечено еще в XIX веке. Но тогда оно наблюдалось только в Европе и, по сравнению с ускорением роста населения в XX веке, было небольшим. К тому же Европа располагала клапаном, позволявшим ослаблять нараставшее демографическое давление, - эмиграцией за океан. Поэтому росло население не только Европы, но и основных стран европейской эмиграции в Северной Америке и Океании, причем росло намного быстрее, чем население остального мира. Доля европейского населения в мире была не особенно велика (22% в начале XIX века и 30% в его конце), и на мировом итоге его рост сказался не очень сильно. Тем не менее, население планеты, которое в 1800 году не достигало еще 1 млрд. человек, к 1900 году выросло до 1650 млн. - рост, подобного которому не знало ни одно предыдущее столетие.
Рис. 1 Рост населения между 400 годом до н.э. и 2000 годом
В XX веке необычное увеличение естественного прироста населения вышло за пределы Европы и распространилась на весь мир. При этом в XX веке в странах неевропейской культуры (70% населения мира в начале века и более 80% в его конце) естественный прирост увеличивался быстрее и достиг намного более высоких значений, чем в Европе в XIX веке, что и обусловило стремительный рост населения этих стран, а вместе с тем и всего мира. За весь XIX век число людей на Земле увеличилось почти на 70%, тогда как только за первую половину XX века, несмотря на две кровопролитные мировые войны, оно выросло более чем в полтора раза, а за все XX столетие увеличилось в 3,7 раза.
Во второй половине XX в. рост населения приобрел лавинообразный характер. Населению земного шара понадобилось 121 год, чтобы вырасти с одного до двух миллиардов человек, этот рубеж был достигнут в 1926 году; на новый миллиард ушло 34 года, следующий миллиард добавился за 14 лет, затем - за 13, увеличение населения с 5 до 6 миллиардов человек заняло 12 лет и завершилось в 1999 году. Темпы роста мирового населения достигли максимума в 60-е годы, в последние три десятилетия XX века они постепенно снижались, но все еще остаются высокими. По мнению экспертов, темпы демографического роста в первой половине XXI столетия будут в любом случае ниже, чем во второй половине XX-го. Согласно среднему варианту прогноза ООН, увеличение мирового населения с 6 до 7 миллиардов займет 13 лет, с 7 до 8 - 14, с 8 до 9 - 17 лет1. Существуют и другие прогнозы, предсказывающие более скорое замедление роста мирового населения. Но в любом случае в середине XXI века на Земле будет жить примерно в 5 - 7 раз больше людей, чем в начале XX-го.
Рис. 2 Рост мирового населения между 1750 и 2000 годами
Современному человечеству, живущему в условиях демографического взрыва, приходится одновременно решать две взаимосвязанные задачи.
Первая из них порождена самим ускорением роста населения и заключается в том, чтобы просто ответить на демографический вызов. Так как население мира растет взрывными темпами, рост производства так же должен быть взрывоподобным - это необходимо, чтобы не допустить отката человечества назад, снижения достигнутого уровня благосостояния населения Земли, разрушения уже существующих систем жизнеобеспечения или падения их эффективности. Эта задача заведомо не может быть решена на базе традиционных низкоэффективных методов хозяйствования. Даже для того, чтобы просто прокормить дополнительные миллиарды людей в развивающихся странах, необходим невиданный рост производства продуктов питания, а это требует внедрения современных сельскохозяйственных технологий, основанных на широком применении машин, удобрений, новейших методов ирригации и пр. Быстро увеличивающаяся плотность населения, и, как следствие, его новое территориальное распределение, бурная урбанизация, возникновение множества крупных и крупнейших городов резко повышают требования к элементарному качеству жилищ, минимальному уровню бытового и санитарного комфорта, транспортного обслуживания и т.д. Везде становится необходимым крупномасштабное городское и дорожное строительство, сооружение дорогостоящих инженерных сетей, создание надежных источников водоснабжения, использование огромного количества транспортных средств, привлечение новых энергетических ресурсов. Вся система жизнеобеспечения населения становится другой, и для того, чтобы создать и поддерживать эту новую систему жизнеобеспечения, более бедные, преимущественно аграрные страны вынуждены модернизироваться, внедрять новейшие технологии, развивать собственную промышленность, систему образования и подготовки кадров, здравоохранение, одним словом, все то, что уже существует в странах более богатых.
Таким образом, из первой задачи
автоматически вытекает вторая: не
просто удержать среднедушевой уровень
богатства на прежнем уровне, но
резко повысить его с тем, чтобы
получить средства для проведения ресурсоемкой
модернизации. Эти внутренние побуждения
к модернизации соединяются с
внешними, связанными с неравномерностью
мирового развития. Существование богатых
индустриально развитых стран с
достигнутыми ими высокими стандартами
потребления, здравоохранения, образования
и т. д., в свою очередь, создает
мощный стимул модернизации бедных аграрных
стран, которые тоже хотят стать
промышленно развитыми и
Пока мировая экономика
смогла ответить на все эти вызовы
лишь частично. За вторую половину ХХ века
валовой мировой продукт в
расчете на одного жителя Земли вырос
в 2,7 раза2, однако в условиях новых
элементарных потребностей и учитывая
мировое экономическое
Рисунок 3. Рост мирового населения и мирового валового продукта
Тем не менее, даже для того, чтобы обеспечить тот рост среднедушевого мирового производства и потребления, который имел место, их совокупные объемы должны были вырасти очень значительно. Так и было на самом деле. Вторая половина ХХ века ознаменовалась огромным ростом сельскохозяйственного и промышленного производства в мировых масштабах. За пять десятилетий мировой годовой валовой продукт вырос более чем в 6 раз и достиг 40,5 триллионов долларов (1999). Мировое производство зерна увеличилось почти в три раза, соевых бобов - более чем в 9 раз, мяса и рыбы - в 5 раз. В 4,6 раза выросло потребление ископаемых энергоносителей, почти в 5 раз - производство автомобилей, а их совокупный парк увеличился примерно в 10 раз. Почти в 9 раз выросло производство велосипедов. Только за период между началом 60-х и 1995 годом производство используемых человеком материалов выросло в 2,4 раза, приблизившись к 10 млрд. тонн в год. Производство металла увеличилось в 2,1 раза, лесоматериалов - в 2,3, минералов - в 2,5, синтетических материалов - в 5,6 раза3 и т.д. Эти цифры выглядят как перечень достижений. Но сейчас уже совершенно очевидно, что такие достижения сопряжены с многократным увеличением антропогенной нагрузки на все естественные ресурсы планеты как на локальном, так и на глобальном уровне. Дальнейший рост этой нагрузки может привести к негативным последствиям, способным свести на нет все прежние достижения.
Конечно, рост мирового производства
был связан не только с ростом населения.
В развитых странах, где население
росло медленно, быстро повышались
стандарты потребления. Очень высокая
доля мирового прироста производства
была обусловлена гонкой вооружений.
Но ни в коем случае не следует недооценивать
и ту его долю, которая с неотвратимостью
вытекала с появлением все новых
и новых миллиардов жителей планеты.
В некоторых случаях это
Скажем, рост сельскохозяйственного
производства, необходимый просто для
того, чтобы прокормить растущее население,
был достигнут в значительной
степени благодаря все большему
использованию
Аральская ситуация - лишь наглядная иллюстрация тех последствий, с которыми могут столкнуться другие регионы и весь мир из-за нарастающего дефицита пресной воды. По оценкам, вследствие роста населения количество пресной воды, обеспечиваемой гидрологическим циклом, за сто лет между 1950 и 2050 годами упадет, в расчете на душу населения, на 73%. Уже в 2025 году миллиард человек будут жить в странах с абсолютным дефицитом воды, а к 2050 году число людей, испытывающих нехватку воды, будет намного большим. Они не смогут поддерживать душевое производство продовольствия на орошаемых землях на уровне 1990 года даже с учетом высокой эффективности ирригации и обеспечить водой промышленные, бытовые экологические нужды. Им придется импортировать продовольствие, если это вообще будет возможно5.
Другой пример локальных
но повсеместно распространенных последствий
роста населения - истребление лесов.
Вырубка лесов сопровождала рост
населения на протяжении всей истории.
Но она резко ускорилась после 1900
года - 75% роста мирового населения
и примерно 75% сокращения площади
лесов приходится на ХХ век. Эта корреляция
объясняется дополнительными
Леса противостоят эрозии, способствуют устойчивости водоснабжения в сухие и дождливые периоды, регулируют выпадение осадков. Кроме того, что очень важно, они играют ключевую роль как поглотители двуокиси углерода - основного парникового газа. По некоторым оценкам, увеличение его концентрации в атмосфере примерно на четверть обусловлено истреблением тропических лесов.
Но особенно большие угрозы
климатическому благополучию планеты
связаны со стремительным развитием
промышленного производства и обусловленным
этим ростом потребления энергии. За
ХХ век мировое потребление
Как известно, сжигание ископаемых видов топлива приводит к выбросу в атмосферу парниковых газов, прежде всего двуокиси углерода. За ХХ век годовые объемы выбросов двуокиси углерода выросли в 12 раз - с 534 млн. т в 1900 до 6,49 млрд. т в 1997 г.7, что было обусловлено в основном ростом этих выбросов на душу населения в нынешних промышленных странах с учетом роста их населения. Например, прирост населения США на 115 млн. между 1950 и 1998 годами ответственен за одну десятую нынешней глобальной эмиссии двуокиси углерода.
Однако по мере экономического
развития в других регионах мира положение
меняется, и, как полагают эксперты,
в будущем мировом росте