Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:11, шпаргалка

Краткое описание

1. Первое печатное периодическое издание во Франции.
2. Печать и публицистика Великой Французской революции.
3. Политика Наполеона I в области печати. Официальная и оппозиционная пресса.

Содержимое работы - 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_po_istorii_zarubezhnoj_zhurnalistiki-1338.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Во времена  Джона Уолтера занятие журналистикой не было прибыльным делом, единственная награда - приобретение политического влияния. Тиражи британских газет были небольшими, и в 1795 тираж "Таймс", составивший 4800 экз., считался рекордным.

Подлинное значение "Таймс" как общенациональной, а затем влиятельной европейской газеты проявилось только в 19 веке. В 1803 управление "Таймс" переходит к Джону Уолтеру 2, кот. усилил в "Таймс" черты респектабельности и сделал это издание самым информированным в стране. В период наполеоновских войн Англия находилась не только в экономической, но и в информационной блокаде - иностранные новости поступали с большим опозданием. Использовав ситуацию, "Таймс" в 1807 послала своего корреспондента Генри Робинсона освещать события в Европе. Репортажи корреспондента "Таймс" из Германии и Испании продолжались до 1809, став своеобразным британским "окном в Европу", а сама газета увеличила сеть своих корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом.

В 1817 Джон Уолтер 2 занял место в парламенте, а  на пост редактора назначил Томаса Барнса. Барнс возвел газету в ранг непререкаемых авторитетов в мире информации, закрепив за ней статус влиятельного издания. Взвешенная позиция "Таймс", не допускавшая явного радикализма, и ориентация на традиционные ценности среднего класса выгодно отличали ее от популистских и радикальных изданий того времени, не говоря о бульварной прессе.

Публикации  и позиция "Таймс" сыграли большую  роль в таких важных политических событиях, как первая парламентская  реформа 1832, давшая право голоса мелкой и средней буржуазии и уничтожившая часть "плохих местечек" в пользу промышленных центров, принятие закона об эмансипации католиков, отмена хлебных законов в 1846.

Пик популярности "Таймс" приходится на события  Крымской войны, в период редакторства Джона Дилейна. Освещать военные действия был отправлен знаменитый корреспондент "Таймс" Уильям Рассел, первый военный корреспондент в истории британской прессы. Репортажи Рассела с места боев вдохновляли поэтов, строки его репортажей становились крылатыми выражениями, а его разоблачения военных и политических кругов привели к отставке правительства и к смене военного руководства.

В середине 19 стол. "Таймс" получила прозвище "Громовержец". Ее ежедневный тираж достиг 60 000 экз., тогда как тираж ближайшего конкурента едва приближался к 6000. Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали «Таймс» эталоном европейского периодического издания. Во многих европейских столицах собственные корреспонденты «Таймс» пользовались таким же вниманием, как и послы иностранных держав. Пресса в лице «Таймс» становилась подлинной «четвертой властью». Для Абрахама Линкольна «Таймс» этого периода – «одна из величайших сил в мире, даже королева Виктория в одном из писем сетовала на влиятельность этой газеты.

Появление информационного  агенства «Рейтер» (1851) и отмена гербового  сбора в 1855 привели к потере монопольного положения «Таймс» в мире новостей, а конкурирующие издания увеличили тиражи и потеснили «Таймс» на читательском рынке. С наступлением эры «нового журнализма», особенно с появлением газеты «The Daily Mail» в 1896, положение «Таймс» ухудшилось, и ее тиражи упали до 40 000 экз. Некогда всемогущее издание оказалось на грани банкротства. В 1922 газета была приобретена семейством Астор, а с 1966 она вошла в состав концерна «Thomson Organization», владеющими 50 газетами и журналами, а также несколькими радио - и телестанциями.

Несмотря на смену владельцев, направленность и качество «Таймс» остались неизменными. В настоящее время это влиятельная ежедневная газета, издающаяся в Лондоне и имеющая широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Тираж «Таймс» в начале 1990-х составлял приблизительно 440 тыс. экз., что является неплохим показателем для категории «качественных» изданий, и только тираж «Зы Дейли Телеграф» находится на отметке 1 млн. экз.

 

  1. Английская пресса в условиях борьбы за отмену «налогов на знание» (1800 - 1861). Чартистская печать.

главным фактором, тормозящим развитие прессы были так  называемые “налоги на знание”. Это  были пошлины, которые государство  взимало с каждого периодического издания в пользу казны. Без уплаты этих пошлин ни одна газета, ни один журнал не могли выйти в свет. В период с 1776 по 1815 гг. сумма таких поборов повышалась пять раз и к 1815 г. по сравнению с 1712 г. увеличилась на 800 процентов. Таким образом продолжала существовать система экономического воздействия на прессу.

Постепенное упразднение  “налогов на знание” началось с того, что в 1833 г. были значительно уменьшены налоги на публикацию в газетах рекламных материалов. Это прежде всего было выгодно английской буржуазии, которая в то время активно продолжала отстаивать свои права. И она добилась своего. В 1832 г. в Великобритании прошла парламентская реформа, которая уравняла буржуазию в правах с аристократией. Усиление демократических сил способствовало тому, что все чаще и чаще стал подниматься вопрос об облегчении налогового бремени для печати. В 1849 г. образовался Комитет борьбы за отмену газетной марки - знака, свидетельствующего о том, что все установленные пошлины уплачены. В 1853 г. был полностью снят налог на объявления в прессе. Теперь реклама в любой форме могла помещаться в периодических изданиях. В 1855 г. был отменен последний пенс сборов с самих газет. И наконец в 1861 г. был снят налог на бумагу. Таким образом налоги на знание прекратили свое существование. К 1870 г. все английские законы были уже почти безопасны для печати. Начался новый этап истории английской прессы.

Отмена налогов  привела к тому, что издержки на производство газет и журналов стали  значительно меньше. Следовательно  упала и цена на них. Поэтому пресса стала более доступной для  широких слоев населения. Предприниматели стали размещать в газетах все больше и больше  объявлений. Доходы от рекламы стали важной частью бюджета редакций. За счет вливания этих весьма не малых средств увеличивались и тиражи газет. Таким образом постепенно складывалась система постоянного наращивания газетного производства. Появлялись все новые и новые периодические издания. Газетное дело стало рентабельным делом, а сама газета - товаром. Но в таких условиях неотвратимыми стали изменения и в самой структуре английской прессы. Она разделилась на элитарную и массовую.

Экономика –  камень преткновения. Очень тяжелый  штемпельный сбор.1712 – налог ½  пени с листа, 1789 – 2 пени. 1815 – 4 пени.

Самое тяжелое  время для Англии. 1836 – налог  уменьшен до 1 пени. 1859 – налог отменен. Его назвали «налогом на знания».

ЧАРТИСТСКАЯ. Есть основание считать, что войну  за дешевую печать выиграли рабочие. В 1834–1835 гг. еженедельный тираж нелегальных  дешевых газет достиг 150 тыс. экземпляров. 30-е годы XIX в. стали временем снижения гербового сбора: в 1833 г. были уменьшены налоги на объявления; в 1836 г. были снижены и гербовый сбор и налог на бумагу, но до полной победы было еще далеко. Эстафету «защитников бедняка» приняла чартистская печать[99].

Чартизм продемонстрировавший, что рабочие окончательно вступили на путь самостоятельной политической борьбы, представлял собой массовое политическое движение, целью которого была последовательная демократизация общественного устройства Англии. Программа движения была сформулирована в Хартии («Чартер») и предполагала, прежде всего, всеобщее избирательное право (для мужчин), ежегодное переизбрание парламента, тайную подачу голосов при выборе депутатов, деление страны на равные избирательные округа для обеспечения равномерного представительства, отмену имущественного ценза и выплату жалованья депутатам. В 1839 г. в парламент была представлена петиция с требованием осуществить Хартию. Под этим документом стояло 1200 тыс. подписей. В 1842 г. аналогичная петиция собрала уже 3300 тыс. подписей. В 1848 г. третью петицию подписали также несколько миллионов человек. Все три петиции были отклонены, чартисты не смогли добиться перехода власти в руки рабочих, но чартизм оказал огромное влияние на политическую и социокультурную жизнь Англии.

Среди сторонников  Хартии были те, кто придерживался мнения о возможности и целесообразности революционных выступлений, «физической силы» (например, участники «Лондонской демократической ассоциации»), а также те, кто выступал исключительно в поддержку ненасильственных форм протеста[100]. В конечном счете чартизм избрал мирный путь борьбы, который предусматривал агитацию за Хартию, митинги, сбор подписей, политические стачки (это не означало, что чартисты не оставили за собой права отвечать насилием на насилие)[101]. Агитационно-пропагандистская деятельность чартистов достигла беспрецедентно широкого размаха: ораторские выступления на митингах и собраниях, издание «политических проповедей», публикация и распространение в виде брошюр отчетов о судебных процессах над чартистами, публикация чартистских песен – этот перечень можно было бы продолжить. Существовало чартистское книгоиздательство и книжный магазин. Немалую роль в развитии чартизма сыграла пресса.

Огромная роль в развитии чартизма принадлежала газете «Норзерн Стар» («Северная звезда») (1837–1852). Сначала она выходила в Лидсе, а с середины 40-х годов XIX в, – в Лондоне. Ее издавал выдающийся ирландский публицист Фергюс О'Коннор (1796–1855). Потомок ирландских королей, сторонник самостоятельности Ирландии, организатор «Большого северного союза», он ратовал за решительные действия в рамках мирного решения проблем.

«Норзерн Стар»  официально не являлась центральным  органом движения, хотя по сути своей  именно эту роль она играла. Газета выходила форматом крупных английских еженедельников, и тираж ее был  вполне сопоставим с тиражом «Таймс» – 36000 экземпляров. Подобный объем продаж был скорее исключением, чем правилом для английской прессы.

«Норзерн Стар»  внесла существенный вклад в «первичное собирание сил». И все многочисленные издания, которые поддерживали Хартию, не могли соперничать с этой газетой в плане ее влияния. Вынуждены были прекратить свое существование «Саузерн Стар» («Южная звезда») О'Брайена, манчестерский «Чемпион» («Защитник»), основанный сыновьями Коббета, «Лондон Диспетч» («Лондонское сообщение») и др. «Норзерн Стар» платила гербовый сбор, но называла его «чумным пятном» на своих страницах.

Популярности  газеты во многом способствовал авторитет  О'Коннора, несмотря на противоречивость и сложность его личности.

Выступления О'Коннора  на многочисленных собраниях, митингах вдохновляли массы, вызывали у них доверие. «Норзерн Стар» получала изо всех уголков страны новости и комментарии о важнейших событиях дня[102]. Отчеты, письма, публикации ораторских выступлений способствовали укреплению веры в победу чартизма. По мнению исследователей, «Норзерн Стар», склонявшаяся к «физической силе», отразила основные успехи и основные недостатки чартизма и все проявления протеста: борьбу за парламентскую реформу, республиканские и антиклерикальные устремления, ностальгию по «старой Англии», на ее полосах пропагандировался утопичный план земельной реформы О'Коннора[103]. Как и самому чартистскому движению, ей не удалось привести все это разнообразие к общему знаменателю, достичь единства программы и тактики.

«Норзерн Стар» была исключительно разнообразна по своему содержанию. Очень много места на своих полосах она уделяла литературе и искусству. С 1845 по 1848 г. в газете был введен специальный раздел, посвященный литературе. Здесь под заголовком «Красоты Байрона» печатались стихи великого поэта. Произведения Шелли публиковались под рубрикой «Песни для народа», причем «Песнь людям Англии» появилась в газете трижды, в самые ответственные для чартистского движения моменты[104].

 

 

  1.  Дифференциация английской прессы во второй половине XIX века. Появление массовых изданий.

Дифференциация  английской прессы. Появление массовых издании (60-е годы XIX—первые десятилетия XX в.)  К середине XIX столетия Англия стала страной «образцового капитализма». В 50 — 60-е годы усилилась ее колониальная политика.  В 70-е годы XIX в. начинает развертываться процесс «постепенной утраты английской мировой промышленной монополии. Теряя положение мастерской мира, Англия, однако, сохраняла колониальную и морскую гегемонию, преобладающую роль в мировой посреднической торговле, страховом и банковском деле, которые по-прежнему приносили английской буржуазии огромные, все растущие прибыли». В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, которая для своего времени была исторически возможной. Издатели, редакторы, журналисты поспешили воспользоваться этой свободой.

Новые возможности  прессы обусловливались не только отменой  «налогов на знание»: росли технические  возможности ее производства и распространения.  Александер Белл продемонстрировал королеве Виктории телефон; вскоре была проложена частная телефонная линия от острова Уайт до Лондона, а затем в столице Великобритании стала действовать общественная телефонная служба. Маркони предсказывал появление и «видимого телефона».

В этой обстановке шло превращение службы Джулиуса Рейтера в подлинно информационное агентство. Процесс внедрения Рейтера в журналистику не был безболезненным: «старые» английские газеты типа «Таймс» предпочитали получать информацию из-за рубежа от своих корреспондентов. Первые попытки продавать заокеанские новости прессе были неудачными, но ситуация изменилась. Рейтер убедительно продемонстрировал «Таймс» и другим изданиям, что получаемые им телеграммы гораздо оперативнее, чем сообщения специальных корреспондентов. «Таймс», «Морнинг Кроникл», «Морнинг Геральд», «Дейли Телеграф» и «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления») в начале 60-х годов XIX в. уже платили солидные суммы за подписку на информацию Рейтера. Подписчиками агентства стали немецкие и бельгийские издания. 

 Уже в  1856 г. «Рейтер», французское агентство «Гавас» и немецкое «Вольф» сделали шаги навстречу друг другу — в 1859 г. между ними было заключено первое письменное соглашение. Новый договор подписывают «Рейтер» и «Гавас» в 1865 г., «Гавас» и «Вольф» в 1867 г. В 1870 г. в Париже между тремя агентствами было заключено соглашение исключительной важности: оно определило характер их отношений вплоть до 30-х годов XX века.  

В 1878 г. его главой стал барон Герберт де Рейтер (1852—1915), сын Джулиуса. 

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"