Инвестиционный кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система КНР состоит из пяти уровней. Основными источниками бюджетных доходов являются налоги, разделяемые на местные, центральные и совместные2, тогда как неналоговые поступления, бывшие одним из основных источников бюджетных доходов до налоговой реформы 1994 года, в настоящее время составляют весьма незначительную часть бюджетов всех уровней. Ведущим налогом с точки зрения бюджетных доходов является НДС, делящийся между центральным и местными бюджетами в пропорции 75:25.

Содержимое работы - 1 файл

Китай.doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система  КНР состоит из пяти уровней. Основными  источниками бюджетных доходов  являются налоги, разделяемые на местные, центральные и совместные2, тогда как неналоговые поступления, бывшие одним из основных источников бюджетных доходов до налоговой реформы 1994 года, в настоящее время составляют весьма незначительную часть бюджетов всех уровней. Ведущим налогом с точки зрения бюджетных доходов является НДС, делящийся между центральным и местными бюджетами в пропорции 75:25.

Бюджетно-налоговые  реформы 1994 – 1995 года сформировали новую  структуру взаимоотношений между  Центром и провинциями. Если раньше за все источники бюджета (за исключением таможенных пошлин) отвечали местные органы власти, направлявшие 100% всех собранных платежей в центр и затем получавшие свою долю в виде трансфертов, то с 1994 года произошло разделение “сфер ответственности”. Центральное правительство таким образом гарантировало себе устойчивый поток бюджетных доходов, а местные органы власти получили стимул развивать местную экономику и расширять доходную базу. Результатом принятых мер стало значительное увеличение доли доходов центрального бюджета в консолидированном бюджете страны – с 22% в 1993 году до 55,7% в 1994 году. Местные органы власти получили право самостоятельно определять структуру расходов своих бюджетов и в целом в настоящее время обладают гораздо большими возможностями маневра, чем раньше. Во-первых, местные правительства несут основную часть ответственности за осуществление инвестиций в основные фонды, во-вторых, им принадлежит решающее слово в регулировании экономики своего региона (лицензирование и пр.), в-третьих, местные власти несут ответственность за социальные блага (образование, здравоохранение), расходы на содержание полиции, а также физическую инфраструктуру.

Другим важным источником государственных доходов  являются внебюджетные поступления, состоящие из налоговых и иных платежей, взимаемых центральным и местными правительствами, а также отчислений от прибыли государственных предприятий. В отличие от бюджетных поступлений местного уровня, внебюджетные доходы не подлежат отчислению в центр, хотя последний имеет право обложить их налогами в свою пользу. Около 75% внебюджетных фондов представляют собой доход государственных предприятий, оставшийся у них и их вышестоящих государственных организаций на центральном, либо местном уровнях; при этом по крайней мере 30% внебюджетных средств используются государством для финансирования бюджетных расходов.

Кроме того, заметным источником средств местных органов  власти являются неофициальные внебюджетные доходы, не подконтрольные центральному правительству. Их объем, по косвенным оценкам, приблизительно равен общему объему “официальных” бюджетных и внебюджетных доходов на местном уровне, т.е. около 10 – 12% ВВП3. Трудности оценки “неофициальных” фондов и их динамики существенно затрудняют оценку общей нагрузки со стороны государства. Немаловажным фактором китайской ситуации является отсутствие значительной нагрузки на государство в виде программ социальной поддержки. Де-факто отсутствуют государственное пенсионное обеспечение, а также программы социального страхования, в том числе медицинского. Это бремя на себе несут конкретные предприятия государственного сектора, и именно этот фактор является одной из основных причин их убыточности.

Высокие темпы  экономического роста привели к  снижению относительной величины государственных расходов. Даже в условиях отсутствия значимой социальной нагрузки государственный бюджет несет на себе значительное бремя поддержки государственного сектора экономики, и на протяжении всех лет реформ объем государственного финансирования экономики увеличивался. В целом за годы реформ в КНР доля "видимых" государственных расходовв ВВП постоянно падала – с 38% в 1982 году до 17% в 1996 году. Темпы прироста государственных расходов были отрицательными только в 1980 – 1981 гг. и значительно отставали от темпов роста ВВП в 1986 – 1988 гг. Ситуация начала меняться в сторону роста государственных расходов только после налоговой реформы 1994 года. С 1996 года темпы роста бюджетных расходов уже опережают темпы роста ВВП.

В любом случае следует быть крайне осторожным при оценке применимости опыта такой страны как Китай, для России с ее ВВП на душу населения, составляющим свыше 2200 долл. США (свыше 6000 долл. по паритету покупательной способности) в 1999 году. Китай прошел за 20 лет путь от около 100 долл. ВВП на душу населения в 1978 году размере до 800 долл. (2300 долл. по паритету покупательной способности) в 1999 году. С повышением уровня развития страны можно ожидать в будущем увеличения потребностей населения в социальных услугах. Важно также не принять специфику определенного этапа роста большой аграрной страны за подтверждение теорий, сформированных на базе стран с развитой экономикой.

К налогам с оборота относятся НДС (17%), налог на потребление (3 – 50%) и налог на деловую активность (3 – 20%). НДС уплачивается предприятиями, работающими в сфере производства и торговли, налог на деловую активность – с услуг, предоставляемыми предприятиями в сфере транспорта, строительства, телекоммуникаций, финансовом и страховом секторах, налог на потребление – производителями и импортерами отдельных видов потребительских товаров (табачные изделия, алкоголь, автомобили и пр.). Взимается также подоходный налог с предприятий и подоходный налог с физических лиц, а также ряд других налогов.

Cao Yuanzheng, Qian Yingyi, B.R. Weingast. “From Federalism, Chinese Style, to Privatization, Chinese Style”. Stanford University, December 1997.

Данные по бюджетным и внебюджетным расходам официальной статистики

Информация о работе Инвестиционный кризис