Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:43, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению, изучению и описанию вопроса международно-правового признания и его современных проблем. Таким образом, тема курсовой так и звучит: «Международно-правовое признание. Современные проблемы международно-правового признания (на примере Косово, Абхазии)».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие международно-правового признания
1.1 Теории международно-правового признания………………………...6
1.2 Формы международно-правового признания………………………...9
1.3 Виды международно-правового признания…………………………10
Глава 2. Современные проблемы международно-правового признания
2.1 Проблемы непризнанных государств………………………………..16
2.2 Признание Косово ……………………………………………………21
2.3 Международно-правовой статус Абхазии и Южной Осетии……...24
Заключение………………………………………….............................................30
Список литературы………………………………………………………………32
Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 1990-х гг. в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Южная Осетия, Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово). На этот раз международное сообщество заняло жесткую позицию, фактически провозгласив приоритет принципа «нерушимости границ» над принципом «права на самоопределение» и категорически отказавшись признавать новые государственные образования. В результате возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определён, что, однако, не мешает их существованию. Некоторые эксперты отмечают, что большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения. В 1995 контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия; в 1999 Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Ичкерия, в 2009 Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам. В 2008 г. Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Южная Осетия. В 2001 г. постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2).
Таким образом, непризнанные государства – это государства, провозгласившие себя суверенными, но вместе с тем не имеют дипломатического признания со стороны государств-членов ООН. Их можно разделить по способу возникновения, а также поэтапно. Остроту проблеме непризнанных государств придает так называемый феномен «частично признанных государств», так как он ведет к противоречиям между двумя принципами международного права, а также сторонами, одна из которых придерживается одного принципа, а другая – другого.
2.2 Признание Косово
Очевидно, что косовская проблема является одной из сложнейших проблем современности. Косово официально заявило о намерении стать независимым государством в 2008 году — после долгого процесса перехода автономного края Косово в составе Югославии, а затем Сербии к всё большей самостоятельности. Кульминационным моментом в этом процессе стали события 1989 года, которые десять лет спустя привели к гражданской войне. После нее в Косово вошли войска НАТО, и там был установлен протекторат Евросоюза.
Суть современной проблемы Косово — в столкновении интересов большинства албанского населения края, выражающееся в стремлении создать свое национальное государство на Балканах, и интересов Республики Сербии, которая отстаивает, как любое другое государство, целостность своей исторической территории.
Как и в любом другом вопросе, в вопросе о признании независимости Косово существует две позиции: те кто «за» и те кто «против». «За» выступает западный блок стран во главе с США, ярыми противниками являются сама Сербия, это очевидно, и Россия, которая на протяжении всего времени занимала неуклонную позицию и всегда поддерживала Республику Сербия. Поэтому было бы целесообразно рассмотреть каковы юридические аргументы за и против признания независимости.
После окончания войны в Косове в 1999 году контроль над провинцией взял на себя Совбез ООН. Резолюцией 1244 от 10 июня 1999 года он приказал тогдашней Союзной Республике Югославии вывести все силы из Косова и передать его под управление ООН. И главным аргументом ряда западных правительств является то, что поскольку резолюция 1244 отсылает к общим принципам, обсужденным главами МИД Большой восьмерки в преддверии ее принятия, она, таким образом, может служить основой признания независимости. Среди этих принципов - "обеспечение в Косово эффективного международного присутствия гражданского персонала и сил безопасности" и "политический процесс, направленный на заключение временного политического рамочного соглашения, предусматривающего значительную степень самоуправления для Косово"[14]. Также Евросоюз, в соответствии с собственными правилами, принял документ, обосновывающий присутствие миссии ЕС в Косове. В документе дается одобрение международному признанию Косова: "В целом, если некое образование появилось в качестве государства в том виде, как это понимается международным правом, может быть принято политическое решение о его признании".
Выдвигаемые Сербией и Россией аргументы не так усложнены. Они состоят в том, что Сербия, будучи суверенным государством, не соглашалась на независимость Косова, что Совет Безопасности ООН не принимал резолюций, разрешающих независимость, а значит - она противоправна. К тому же, Косово, в отличие от стран Балтии, никогда не было независимым. В рамках Союзного государства Югославия Косово входило в Сербию, и считалась ее автономией. Сербия и Россия также заявляют, что резолюция 1244 не предусматривает независимости Косова. Они приводят в пример статью 10 резолюции, где говорится только о "существенной автономии в рамках Союзной Республики Югославии" для Косова, а это, по их мнению, блокирует путь к независимости. Автономия, но не независимость, не образование нового государства.
Глава российского МИД Сергей Лавров в выступлении 2 апреля 2008 года по этому поводу сказал: «Признание независимости Косово противоречит принципу суверенного равенства государств, закрепленному в статье 2 Устава ООН, Хельсинкскому Заключительному акту, таким базовым документам ОБСЕ, как Парижская хартия для новой Европы 1990 года, Хартия европейской безопасности 1999 года. Нарушены и резолюции СБ ООН, включая резолюцию 1244 и принятую 21 ноября 2007 года резолюцию 1785, в которой в очередной раз подтверждалась территориальная целостность всех стран на Балканах и необходимость урегулирования всех
конфликтов исключительно политическими методами»[15]. Главный принцип, на который ссылаются противники независимости Косово - это принцип, согласно которому изменение границ возможно лишь при достижении соглашения об этом. С точки зрения Сербии и России если такого соглашения нет, то и речи о независимости Косова идти не может.
Так или иначе, 22 июля 2010 Международный суд в Гааге признал правомерность провозглашения независимости Косово, таким образом, признав и само Косово в качестве суверенного государства. Косово в одностороннем порядке провозгласило независимость от Сербии 17 февраля 2008 года. На текущий момент независимость Косова признали 75 государств (39 %) из 192 членов Организации Объединенных Наций (ООН). В то же время 69 государств — членов ООН (более 1/3), в том числе два постоянных члена Совета безопасности ООН (Китайская Народная Республика и Россия), отказались признать независимость Косова или заявили о нейтралитете[16]. Чтобы занять место в ООН, страна должна иметь поддержку 2/3 государств-членов ООН (то есть 128 из 192) и одобрение Совета безопасности ООН, в частности, отсутствие вето какого-либо постоянного члена Совета безопасности.
После долгого отсутствия понимания у правительств Сербии и Косово, после многочисленных переговоров, которые заканчивались провалом, и попыток урегулировать конфликт 8 марта 2011 сербская сторона решила сесть за стол переговоров с косовским правительством, это первые прямые переговоры с Косово с момента самопровозглашения республики. Хоть при этом, вопросы о статусе самопровозглашенной республики Косово на переговорах подниматься не будут, но это все лучше, чем боевые действия, драки и споры.
Таким образом, до момента провозглашения независимости Косово Гаагским судом, проблема его признания была одной из острых и яро обсуждаемых проблем. Также провозглашение его независимости показывает, что в данном прецеденте превалирует принцип самоопределения наций. Но тем не менее данная проблема имеет своих антисторонников, и это указывает на то, что спорные моменты еще есть.
2.3 Международно-правовой статус Абхазии и Южной Осетии
Проблема признания Абхазии и Южной Осетии не столь давняя как признание Косово, но также является одной из самых обсуждаемых и вместе с тем спорных проблем.
Еще в 1992 году 29 мая Верховный Совет Республики Южная Осетия (РЮО) провозгласил о независимости республики. Абхазия же провозгласила независимость после войны с Грузией 1992—1993 гг. Её конституция, в которой республика объявлялась суверенным государством и субъектом международного права, была принята Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 года.[17] Провозглашение независимости республик не вызвало широкого международного резонанса, до второй половины 2000-х эти государства были никем не признаны. Тем не менее, народы двух республик выявляли ярое желание считаться независимым народом, иметь свое государство и свое законное право на самоопределение. Так жители Абхазии и Южной Осетии неоднократно высказывались на референдумах за свою независимость. В октябре 1999 г. в Абхазии 97,5% проголосовавших высказались в поддержку Конституции, провозглашающей Абхазию суверенным демократическим государством. В Южной Осетии дважды – в январе 1992 г. и в ноябре 2006 г. – абсолютное большинство (около 99%) проголосовавших на референдумах высказалось за независимость республики.[18]
Ситуация с международным признанием изменилась после войны в Южной Осетии в августе 2008 года. В связи с такими событиями, когда грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал и прилегающих районов, когда под дулами автоматов находились не только жителей Южной Осетии, но и те, которые являются российскими гражданами. В такой ситуации Россия просто не могула спокойно реагировать. И когда парламент Абхазии и Южной Осетии 20 и 22 августа 2008 соответственно обратились к России с просьбой признать независимость республик, положительного ответа ждать долго не пришлось. 26 августа 2008 года последовало международно-правовое признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Это решение в своём обращении огласил Президент Дмитрий Медведев: «Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии»[19][20]. В связи с этим 29 августа 2008 года Грузия разорвала какие-либо дипломатические отношения с Россией. Последняя в свою очередь 9 сентября 2008 года официально установила дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осетией.
После этого шага, 5 сентября 2008 второй страной, которая признала обе республики Южного Кавказа, стала Республика Никарагуа. Так президент Никарагуа Даниэль Ортега заявил: «Правительство Никарагуа признаёт независимость Абхазии и Южной Осетии и выражает полное согласие с позицией правительства России, что конфликт должен быть разрешен в ходе мирного диалога с европейскими странами»[21]. Значение признания Абхазии и Южной Осетии двумя государствами-членами ООН, одно из которых является одной из величайших мировых держав и постоянным членом Совета Безопасности ООН, трудно переоценить. После нескольких десятилетий напряженных усилий и жертв со стороны всего абхазского и осетинского народа, после кровавой войны и жесткой международной блокады, им, наконец, удалось получить статус признанных государств, который прочно закрепил их безопасность и политическое будущее. Этот шаг со стороны России вызвал различные реакции со стороны правительств ряда стран Европы, Азии и Америки, многие из которых были неодобрительны или сильно отрицательны. При ознакомлении с этими реакциями становится ясно, что основные возражения против признания независимости Абхазии и Южной Осетии являются юридическими: что такое признание представляет собой нарушение международного права, а именно, нарушение территориальной целостности Грузии в пределах ее международно-признанных границ. Примечательно, что это же обвинение в нарушении территориальной целостности со стороны членов-государств ООН не применяется в случае с Косово, и крайне негативная реакция на признание Абхазии исходит от тех правительств, которые в том же году признали независимость этой сербской провинции. Напомню такой исторический факт, что Абхазия являлось независимым образованием, прежде чем она в 1931 году стала частью Грузинской ССР в рамках Советского Союза, а с 1931 по 1991 гг. – лишь автономией Грузинской ССР. К тому же согласно советскому закону об отделении, принятому 3 апреля 1990 года, "о порядке урегулирования вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", автономные республики и автономные регионы самостоятельно могли решать отделяться или не отделяться от союзной республики, в составе которой они находятся.[22] То есть в случае, если бы Грузия захотела выйти из союза ССР, то у Абхазии и Юной Осетии было полное права отделиться от нее и стать независимыми государствами согласно закону и международному праву. К сожалению, этому воспрепятствовал внезапный распад СССР. Поэтому признание Россией и Никарагуа Абхазии и Южной Осетии не может рассматриваться как нарушение международного права, вопреки подтверждениям многих правительств. Ну хотя бы потому, что такое признание может быть оправдано "репрессивной" политикой Тбилиси в отношении Южной Осетии и Абхазии.
Вслед за Россией и Никарагуа независимость Абхазии и Южной Осетии признали еще два государства Венесуэла (10 сентября 2009 г.) и Науру (15-16 декабря 2009 г.). Таким образом, две республики имеют дипломатические отношения с 4 государствами, признающими их независимость.
С точки зрения международного права Абхазия и Южная Осетия отвечают всем критериям, необходимым для их признания как государства. Согласно часто цитируемой статье 1 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г., «государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками: (а) постоянным населением; (б) определенной территорией; (в) правительством, и (г) способностью вступать в отношения с другими государствами»[23]. Абхазия и Южная Осетия отвечают всем этим условиям, несмотря на практические трудности вступления в нормальные сношения с другими государствами. Они имеют постоянное население, конкретную территорию, ясно определенные и бесспорные границы, избранный парламент и устойчивое правительство, которое осуществляет эффективный контроль и управление над всей территорией республик. Они суверенны и не контролируется какой-либо иностранной державой. Они имеют собственную конституцию, флаг, государственный гимн и другие государственные символы, а также собственную армию. Абхазия и Южная Осетия способны участвовать в международных отношениях, это подтверждается тем, что они установили официальные дипломатические отношения с 4 странами мирового сообщества. Они проводят собственную независимую внешнюю политику, и их Министерства Иностранных Дел вовлечены в международные контакты.
В итоге, даже до своего признания, с момента своего создания в качестве независимых государств, Абхазия и Южная Осетия приобрели отдельную международную правосубъектность. Международно-правовой статус Абхазии и Южной Осетии заявлен в их Конституциях 1994 и 1993 годах[24][25]. Непризнание их де-юре не изменило этой ситуации. Как заявил американский Институт права, "образование не признанное в качестве государства, но отвечающее требованиям по признанию, имеет права Государства согласно международному праву в отношении непризнанного государства ". К тому же статья 3 Конвенции Монтевидео, которая была установлен в качестве основания статьи 12 Устава Организации Американских Государств (1948)[26], гласит: "Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания, и, следовательно, право организовываться, как сочтет нужным, принимать законодательные меры, касающиеся ее интересов, реализовывать свои услуги, а также определять юрисдикцию и компетенцию своих судов"[27]. Поэтому вопрос о рассмотрении Республик Абхазии и Южной Осетии как полноценных независимых государств и субъектов международного права является бесспорным.