Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:59, реферат
Законодательно определено, что военно-техническое сотрудничество – это область международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения3. Российская доктрина4 исходит из того, что международные отношения включают как межгосударственные отношения, так и общественные отношения субъектов внутригосударственного права, выходящие за рамки одного государства, т.е. имеющие в своем составе иностранный элемент или характеристику.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «МЕНЕДЖМЕНТ В ОБЛАСТИ ВТС И ВТ»
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»
НА ТЕМУ:
«Международное правовое регулирование торговли вооружениями»
Проверила:
к.ю.н., доц. А.В. Кукушкина
Москва 2011
Введение.
Доля Российской Федерации на мировом рынке вооружений составляет 23% и уступает только США, чья доля равна 32%1. В 2011 году Россия осуществляла поставки продукции военного назначения в 70 государствам мира, объем экспорта при этом составил более 11 млрд долларов, что на 1 млрд больше, чем в 2010 г2.Большая часть всего экспорта вооружений проходит по линии ОАО «Рособоронэкспорт», которое заключает в среднем около 1700 контрактов в год.
Законодательно определено,
что военно-техническое
Основные международные документы, регулирующие оборот оружия.
Межгосударственные отношения в области военно-технического сотрудничества являются составной частью международной системы и регулируются международным правом. Основными регулирующими документами регулирующими торговлю вооружениями являются договоры ОБСЕ, Вассернарские соглашения, а также Регистр обычных вооружений ООН. Вассернарские соглашения - соглашение, заключённое в 1996 году в городе Вассенаре(Нидерланды) 33 странами, с целью координации усилий участников соглашения по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий «двойного применения») в страны с нестабильными политическими режимами и в регионы, где продолжаются конфликты (Ирак, Ливия, Северная Корея, страны Южной Азии), и пришедшее на смену Координационному комитету по экспортному контролю.6 На сентябрь 2011 года в Вассенарской договоренности участвуют более 40 государств. Вассенарские соглашения предусматривают добровольный обмен информацией между странами-участниками в отношении поставок или отказа в поставках в третьи страны товаров и технологий «двойного применения», указанных в прилагаемых к соглашению списках. В рамках Вассенарских договоренностей государства-участники приняли основополагающий документ под названием «Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений». Государства-участники также согласились два раза в год предоставлять друг другу сведения о поставках обычных вооружений, номенклатура которых основывается на Регистре обычных вооружений ООН. Регистр обычных вооружений, сформированный в ООН в 1992 г., куда государства на добровольной основе обязались передавать данные о своем оружейном экспорте и импорте, является в настоящий момент основным соглашением по контролю за международной торговлей вооружениями. Согласно действующему порядку государства ООН обязаны ежегодно передавать в него данные об импорте и экспорте вооружений по 7 категориям:
Официальная статистика ООН показывает, что в 2008 г. из 192 государств - членов ООН не более 40% подали в этот регистр хотя бы какую-то информацию. Сегодня отчетность в этот регистр поступает даже хуже, чем в 1992 г., в первый год его существования.
Причем необходимо отметить, что перечень вооружений, заявленный странами-экспортерами, далеко не всегда совпадает с перечнем, поданным странами-импортерами. Процент несовпадений из года в год колеблется, но в целом находится в диапазоне от 65 до 80%. В связи с этим данные Регистра не могут быть признаны объективными даже среди государств, представляющих свои отчеты на регулярной основе. В соответствии с последним обзором действия Регистра7 ежегодно с момента создания Регистра отчеты представляют лишь 43 государства.
Средний показатель числа отчетов об экспорте и импорте остается неизменным. В каждом из последних календарных лет с 2005 по 2010 гг. порядка 70 государств представляли информацию об экспорте (включая отчеты с нулевыми данными) и менее 60 - информацию об импорте (включая отчеты с нулевыми данными). По итогам за 2010 г отчеты об экспорте и/или импорте (включая нулевые данные) представили 72 государства8. Такая же закономерность сохраняется и в текущем периоде. При этом важно заметить, что если из числа представляемых отчетов вычесть отчеты с нулевыми данными, то число стран экспортеров или импортеров существенно сократится - до 25-30.
В отношении национальных военных запасов информацию в Регистр представили: в 2005 г. - 27 государств, в 2006 г. - 28, в 2007 г. - 26 и в 2008 г. - 24. Понятно, что при таком охвате говорить об эффективности Регистра не приходится. Большинство государств - сторонников договора избегают выполнять свои нынешние обязательства в этой области.
На протяжении ряда лет Группа правительственных экспертов не может добиться включения в Регистр дополнительных категорий поставок: например, «вооруженных атмосферных беспилотных летательных аппаратов», которые все чаще становятся предметом купли-продажи, а также «стрелкового оружия и легких вооружений»9.
Формально Россия регулярно отчитывается об экспорте вооружений во все международные организации, хотя и не в полном объеме (так Россия, в отличие от большинства стран НАТО, не представляет в Регистр данных о своих военных запасах и обороте локальных систем оповещения10, в то же время данные по ЛСО Россия на регулярной основе представляет в рамках ОБСЕ11 и Вассенаарских договоренностей). В публичных выступлениях ответственные за военно-техническое сотрудничество российские чиновники сообщают, что сотрудничество осуществлялось с 60 и более странами, в то время как в Регистр представляются лишь сведения о поставках в 10-12 стран.
Регистр обычных вооружений ООН - главнейший из действующих инструментов контроля за трансфертами обычных вооружений - работает с серьезными сбоями12.
Другой международный документ регулирующий оборот вооружений, был принят в 2001 г. и носит название «Программа действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием». Через 5 лет после принятия программы обзорная конференция показала, что из общего числа 191 государств-членов ООН, подписавших Программу действий по ЛСО, принятые на себя обязательства выполнили следующее число стран:
Исходя из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что большинство государств не готово раскрывать тайны своих оружейных трансфертов. К сожалению, лишь наиболее защищенные в военном отношении и финансово обеспеченные страны сегодня могут позволить себе сделать общедоступными секреты своего (и не только своего) военного строительства. Но, похоже, и эта готовность имеет пределы. Пока вне договоренностей остаются беспилотные летательные аппараты, а следом, вероятно, останутся другие перспективные вооружения - противоракетные системы, высокоточные вооружения, средства электронной борьбы и многие другие инструменты войн будущего.
Перспективы создания Международного Договора о Торговле Оружием.
Несмотря на вышеперечисленные договоры, а также множество региональных договоров (к примеру Кодекс поведения Европейского Союза в отношении экспорта оружия, ОДКБ и т.д.), регулирующих поставки вооружений, эффективных международных инструментов, которые могли бы предотвратить военные конфликты регионального или внутригосударственного характера, нет. Из-за этого возникла необходимость создания нового международного договора о торговле оружием под эгидой ООН. Идея выдвинута Великобританией в марте 2005 года. Ее суть – формирование международного юридически обязывающего инструмента (в форме договора), регулирующего глобальную торговлю оружием. Сфера охвата должна распространяться на все виды обычных вооружений. Положения договора должны основываться на определенных ключевых принципах и критериях, которые бы четко указывали, когда поставка оружия неприемлема с точки зрения ее дестабилизирующего эффекта, нарушения прав человека, разжигания внутренних или региональных конфликтов, «утечки» оружия к террористам или другим нежелательным конечным пользователям. Документ должен предусматривать механизмы обеспечения его соблюдения и контроля, а также способствовать повышению прозрачности легальной торговли оружием через информационный обмен между его участниками.
Большинство (примерно 150) государств изначально поддержали идею МДТО. Открытых оппонентов у нее нет, хотя ряд стран, включая некоторых крупных экспортеров и импортеров оружия, относятся к ней достаточно сдержанно. У некоторых государств сохраняются сомнения в практической осуществимости подобного инструмента.
Практическая проработка идеи МДТО началась после принятия резолюции ГА ООН 61/89 от 06.12.2006. («За» проголосовали 155 государств; «против» – США; воздержались – 24, в т.ч. Россия, Белоруссия, Венесуэла, Индия, Китай, Пакистан, страны Ближнего Востока, включая Израиль). В основе российской позиции по данной резолюции – убежденность в том, что проработку идеи МДТО следует начинать только после выяснения причин слабой эффективности уже существующих региональных механизмов и анализа ключевых проблем, связанных с неконтролируемым оборотом обычных вооружений.
Первым шагом в выполнении резолюции стал опрос государств относительно осуществимости идеи МДТО. В 2007 году более 100 государств, представили в Секретариат ООН свое мнение по данному вопросу.
Россия в подходе к
проблематике МДТО исходила из следующего.
Как показал мировой опыт, наличие
многосторонних механизмов в области
передач оружия (среди них есть
юридически обязывающие: три – в
Африке, по одному – в Европе и
Латинской Америке) не предотвращает
его попадания в нелегальный
оборот, в том числе в руки террористов
и экстремистов. В этой связи было
бы логичным сначала проанализировать
причины недостаточной
По мнению российской стороны, перекрытию каналов утечки оружия в незаконный оборот способствовало бы повсеместное укрепление национальных систем контроля в государствах, прежде всего, импортерах вооружений. В этом контексте следует также решать такие задачи, как прекращение поставок оружия, произведенного без лицензий или по просроченным лицензиям; регламентация реэкспорта (запрет на его осуществление без согласования с первоначальным экспортером); наведение порядка в брокерской деятельности; усиление контроля за конечным использованием поставляемого оружия; прекращение поставок структурам, не уполномоченным правительством.
Следующий этап – деятельность Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН из представителей 28 государств (в т.ч. России), которая провела в 2008 году в Нью-Йорке три сессии для рассмотрения вопросов осуществимости идеи МДТО, его охвата и предварительных параметров.
Для определения осуществимости идеи МДТО российская сторона предлагала решить в ходе работы ГПЭ три вопроса:
- выяснить причины
- проанализировать ключевые
проблемы неконтролируемого
- четко определить цели
предлагаемой регламентации
В итоговом документе ГПЭ и докладе Генсекретаря ООН 63-ей сессии ГА ООН нашли отражение многие российские подходы к проблематике МДТО (необходимость анализа каналов попадания оружия в незаконный оборот, включая несанкционированный реэкспорт, безлицензионное производства, незаконное брокерство и т.п.). Было признано целесообразным рассматривать «оружейную» проблематику поступательно, поэтапно с целью консенсусного выхода на всех устраивающий результат. Однако главный вопрос – об осуществимости идеи МДТО – ГПЭ прояснить так и не удалось.
Тем не менее, в декабре 2008 года 145 государствами против 1 (США) и при 18 воздержавшихся, включая Россию, принята резолюция ГА ООН 63/240, в которой зафиксирован курс на разработку основных положений МДТО. Резолюцией учреждалась рабочая группа открытого состава (РГОС) с задачами, с одной стороны, постепенного, поэтапного обсуждения путей решения проблем международной торговли обычными вооружениями, с другой – рассмотрения тех элементов доклада ГПЭ, «по которым можно было бы прийти к консенсусу, для их включения в потенциальный юридически обязательный договор …».
30 октября 2009 г 1-й комитет Генеральной ассамблеи ООН 153 голосами проголосовал в пользу Международного договора о торговле оружием14 (МДТО). Согласно этому решению в 2012 г. должна состояться 4-недельная конференция ООН, которая призвана выработать проект договора «о трансфертах обычных вооружений по максимально возможным международным стандартам». Подготовительные встречи в рамках ООН состоялись в 2010 и 2011 гг.15.
В пользу резолюции высказались представители крупнейших экспортеров вооружений: США, Великобритании, Франции и Германии. 19 стран воздержались, среди них: Россия, Китай, Индия, Пакистан, Венесуэла. Против договора проголосовал представитель Зимбабве16.
В рамках проведенного голосования произошло событие, значительно изменяющее ситуацию вокруг МДТО. Представитель США поддержал эту инициативу. До октября 2009 г. эта страна была главным противником принятия данного договора. Сегодня новая администрация США может стать одним из главных двигателей договора. Как подчеркнула госсекретарь США Хиллари Клинтон: «Соединенные Штаты готовы напряженно трудиться, чтобы установить надежные международные стандарты в этой сфере, используя возможность, предоставленную Конференцией ООН по договору о торговле оружием»17.
Информация о работе Международное правовое регулирование торговли вооружениями