Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:10, контрольная работа
1. Международное право и национальное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы. Юридические условия применения норм международного права в правовой системе РФ. Привести применение норм международного права на практике.
2. Приведите по два-три примера международных договоров, к которым Российская Федерация сделала оговорки и (или) заявления. Поясните, в чем состоит отличие оговорки от заявления.
Можно ли рассматривать сделанные договаривающимися сторонами заявления или оговорки в качестве приложений к международному договору?
НОУ ВПО «Академия права и управления (институт)»
____________
юридический
факультет
кафедра
гражданско-правовых дисциплин
Тема___ Международное
право и национальное
право как взаимосогласованные
и взаимодействующие
правовые системы.______________________
Зачетная книжка № ___
Группа
№_5__
Выполнил:
студент-заочник
1. Международное право и национальное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы. Юридические условия применения норм международного права в правовой системе РФ. Привести применение норм международного права на практике.
Взаимодействие международного и национального права со временем становится все более взаимопроникающим. Наличие общих предметных проблем для отдельного государства и международного сообщества, хотя и вызывающих различные по природе отношения, способно усилить такую тенденцию. Как писал в своей статье Васильев А. М., «в… сопряженных сферах международного и национального права происходит наиболее интенсивный обмен юридических идей и нормативных формул, вплоть до взаимопереходов»1.
Естественно, что государство официально не использует положения той или иной теории взаимодействия и соотношения международного и внутригосударственного права в чистом виде. Это и нецелесообразно, и, наверное, невозможно. Главным образом, речь идет о порядке выполнения принятых международных обязательств, который, в том числе включает и механизм согласования норм международного и национального права. Отметим, что в настоящее время акценты в вопросах взаимодействия международного и внутригосударственного права все более смещаются в практическую плоскость, прежде всего, связываясь с правоприменительным процессом.
В
международно-правовой доктрине были
разработаны и критически рассматривались
различные способы
Нормы международного права не могут прямо применяться во внутригосударственной сфере, поскольку являются регулятором иных по природе отношений. Если государства принимают на себя обязательства, а именно это происходит при создании международно-правовых норм, трудно представить, каким образом они напрямую будут связывать физических и юридических лиц, которые, в свою очередь, должны действовать на основе нормы права, по сути, всегда являющейся структурно целостным образованием, находящимся в одной системе права.
Представляется, что говорить о непосредственном применении норм международного права и в точном смысле этого слова, и по существу все-таки некорректно. Часть 4 ст.15 Конституции РФ есть общая санкция на применение норм международного права как части правовой системы РФ, а выражение согласия на обязательность конкретного договора или признание обязательности общепризнанных принципов и норм2 – необходимое условие того, чтобы международно-правовые нормы реально получили такую возможность. Иными словами, норма Конституции – часть того механизма, посредством которого нормы международного права вводятся в правовую систему государства. Профессор Марочкин С. Ю. из всех юридических условий действия норм международного права в правовой системе РФ рассматривает наличие отсылки к международному праву как самое непосредственное условие, дающее право применять его нормы. Суть отсылок, по его мнению, прежде всего и состоит в том, что посредством них «субъекты внутреннего права уполномочиваются на применение норм международного права в решении конкретных правовых вопросов, дел и т. д»3.
При
этом понятно, что у государства
согласно договору может возникнуть
обязательство по обеспечению определенного
поведения юридических и
Международный
договор любого уровня, который изменяет
правила российского
Рациональность взаимодействия международного и внутригосударственного права влияет на эффективность правового регулирования различных отношений, в том числе и по охране окружающей среды. Действительно, успешность достижения социально полезной цели зависит, помимо прочего от того, каким образом и с какой степенью активности практически соответствующие международно-правовые нормы воспринимаются в рамках национальной правовой системы. Все это свидетельствует о том, насколько актуальна согласованность и соответствие норм национального права положениям международного права окружающей среды (МПОС), особенно выраженным в форме специальных отраслевых принципов. Будучи составной частью международной правовой системы, они влияют на внутригосударственные отношения и способствуют в большей или меньшей степени прогрессивному развитию национального законодательства. При этом стоит подчеркнуть, что влияние международного и национального права является взаимным.
Например. 1. За период с 01.01.2009 года по 30.09.2010 года судьями Тавдинского районного суда Свердловской области было рассмотрено 36 гражданских дел, где были применены нормы международного права.
Так, по 22 гражданским делам о лишении гражданина родительских прав судьями Тавдинского районного суда Кузнецовой Л.А. и Александровой В.В. при вынесении решений были применены нормы международного права, а именно, при написании мотивировочной части решения делалась ссылка на ст. 9 Конвенции о правах ребенка, 1989 года, согласно которой каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
2. В России нормы международного права имеют приоритет над нормами национального права. Хотя данный принцип является конституционным, он не всегда применяется на практике. Так, например, Федеральным арбитражным судом Московского округа были отменены решения первой и апелляционной инстанций в связи с тем, что они были вынесены на основании норм ГК РФ, в то время как причиной возникшего спора явилось неисполнение ответчиком своих обязательств по оплате фрахта по договору международной автомобильной перевозки груза.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем постановлении указал, что суды первой и апелляционной инстанций вынесли свои решения, основываясь только лишь на нормах ГК РФ, не применив к спорным отношениям нормы международной Конвенции. В указанном и подобных случаях применение норм Гражданского кодекса РФ должно носить только субсидиарный характер, то есть ГК РФ следует применять только при разрешении таких вопросов, которые не регламентированы ни договором между сторонами, ни КДПГ (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки груза была подписана в Женеве в 1956 году).
В
соответствии со статьей 1 КДПГ международная
Конвенция «применяется ко всякому
договору дорожной перевозки грузов
транспортными средствами за вознаграждение,
когда место принятия груза и место, предназначенное
для сдачи груза, указанные в договоре,
находятся в двух разных странах, из которых,
по крайней мере, одна является участницей
Конвенции, независимо от местожительства
и национальности сторон договора»
2. Приведите по два-три примера международных договоров, к которым Российская Федерация сделала оговорки и (или) заявления. Поясните, в чем состоит отличие оговорки от заявления.
Можно ли рассматривать сделанные договаривающимися сторонами заявления или оговорки в качестве приложений к международному договору?
Оговорка к договору. Это одностороннее заявление государства, посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Государство вправе заявить оговорку при подписании, ратификации или присоединении к договору: Такое действие невозможно, когда: оговорки запрещаются договором; договор предусматривает лишь определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; оговорка противоречит объекту и цели договора. Оговорка должна быть сделана в письменном виде и доведена до сведения других государств — участников договора.
Поскольку государство заявлением оговорки предлагает новый вариант определенной нормы, то отношения между ним и другими участниками договора могут регулироваться в этой части по-разному. Отношения с государствами, принявшими оговорку, регулируются новой нормой, тогда как к взаимоотношениям с государствами, возразившими против оговорки, не применяется ни новая норма (она отклонена возражением), ни норма договора (она неприемлема для государства, сделавшего оговорку).
СССР в своей договорной практике использовал право делать оговорки. Чаще всего это касалось положений о передаче спора относительно применения и толкования договоров в Международный Суд.
При ратификации Конвенции ООН по морскому праву Российской Федерацией (а ранее при подписании от имени СССР) была сделана оговорка в соответствии со ст. 298 Конвенции, предусматривающей такое право. Российская Федерация не принимает обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения при рассмотрении споров, связанных с делимитацией морских границ, споров, касающихся военной деятельности, и споров, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные не него Уставом ООН.
Оговорка пример: 13 марта 1995 года Российская Федерация стала полноправной участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, являющейся старейшим и авторитетнейшим международным соглашением в данной области, играющим важнейшую роль в развитии международной системы охраны авторских прав, в унификации национального законодательства, в повышении уровня охраны авторских прав во всем мире.