Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:30, доклад
Значение этой отрасли современного международного права существенно возросло в начале XXI в., так как использование Мирового океана превратилось в одну из глобальных проблем, вокруг решения которой развернулась острая борьба различных групп государств; активизировалась деятельность государств по освоению Мирового океана, повысилась роль Мирового океана в обеспечении мира и международной безопасности. В связи с этим повысилась роль военных флотов в осуществлении внешней политики государств.
Международное морское право
Значение этой отрасли современного международного права существенно возросло в начале XXI в., так как использование Мирового океана превратилось в одну из глобальных проблем, вокруг решения которой развернулась острая борьба различных групп государств; активизировалась деятельность государств по освоению Мирового океана, повысилась роль Мирового океана в обеспечении мира и международной безопасности. В связи с этим повысилась роль военных флотов в осуществлении внешней политики государств.
Международное морское право – совокупность юридических норм и принципов, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между государствами в связи с их деятельностью в акватории Мирового океана.
Дальнейшее сотрудничество государств в освоении Мирового океана во многом будет зависеть от того, какой международный правопорядок здесь будет поддерживаться. С принятием Конвенции ООН по морскому праву (1982) эта отрасль международного права была значительно кодифицирована. Конвенция регулирует все основные виды морской деятельности государств: международное судоходство, рыболовство и другие виды морского промысла, разведку и разработку различных районов морского дна, проведение морских научных исследований, защиту и сохранение морской среды, охрану живых ресурсов моря, возведение искусственных островов, установок и сооружений.[164]
Различные аспекты международного
морского права, в том числе вопросы
военного мореплавания, были исследованы
в трудах отечественных юристов-
Внутренние воды – это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 8), они считаются государственной территорией прибрежного государства, находящейся под его полным суверенитетом. К внутренним водам относятся:
а) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11);
б) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских мили (ст. 10);
в) так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Великобритания) и др. В России к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Белое море, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.
Правовой режим внутренних вод
регулируется национальным законодательством
с учетом норм международного права.
Прибрежное государство осуществляет
в своих внутренних водах административную,
гражданскую и уголовную
Россия в духе дружбы и взаимопонимания стремится решать со странами-соседями пограничные вопросы во внутренних водах. Например, с Украиной подобные вопросы возникали в 2002–2003 гг. в Азово-Черноморской акватории (район о. Тузла). Азовское море, находившееся длительное время под суверенитетом одного государства – СССР, а теперь двух государств – Российской Федерации и Украины, объявлено историческими водами. О том, что эти воды имеют статус внутренних, как и Керченский пролив, гласит ст. 5 Договора о российско-украинской Государственной границе от 28 января 2003 г.[166] Стороны согласились на совместное использование Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод обоих государств. Керченский пролив не охвачен Конвенцией ООН по морскому праву и не объявлен открытым для свободы судоходства всех стран. Он относится к категории проливов, имеющих режим внутренних вод двух дружественных государств, используемых ими по двустороннему российско-украинскому договору о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. Согласно этому договору, Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами обоих государств и разделены по линии Государственной границы (ст. 1). Государственные суда под флагом России или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. Суда под флагами третьих государств также пользуются правом свободного прохода, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него. Военные корабли и другие государственные суда третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из стран по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой стороной договора (ст. 2). По мере необходимости стороны проводят консультации по практическим вопросам сотрудничества.
В мировой практике известны примеры урегулирования правового режима подобных морских пространств. Так, в 1961 г. Аргентина и Уругвай договорились относительно реки Ла Плата. Оба государства сделали заявление о том, что они считают это морское пространство историческим заливом, находящимся в общем пользовании. В 1973 г. ими было подписано соглашение о правовом режиме залива как морского пространства, которое не делимитировано, а находится в общем пользовании с точки зрения судоходства, рыболовства, проведения других работ и других видов деятельности. За соблюдением этого режима наблюдает смешанная административная комиссия, учрежденная сторонами.
Другой пример – это з а л и в Ф о н с е к а, который омывает берега Никарагуа, Гондураса и Сальвадора. Между государствами заключено соглашение о совместном использовании пространства и свободе судоходства.
На Ближнем Востоке Т и р а н с к и й п р о л и в, ведущий в Акабский залив, омывающий берега Египта, Саудовской Аравии, Иордании и Израиля, длительное время служил предметом вооруженных конфликтов между Израилем и Египтом. Договором 1979 г. было решено, что пролив должен быть открыт в соответствии с Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне (1958) для свободного прохода судов прибрежных государств.
Международно-правовой режим К а с п и й с к о г о м о р я в настоящее время регулируется Конвенцией и соглашениями прикаспийских государств. Российско-азербайджанским соглашением о разграничении дна сопредельных участков Каспийского моря (2002) установлено, что дно Каспийского моря и его недра разграничиваются на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек и модифицированной по договоренности сторон; определены географические координаты прохождения линии разграничения. Россия и Азербайджан осуществляют свои суверенные права в отношении минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности, связанной с недропользованием на дне в пределах своих донных секторов.
Российско-казахстанским
Россия осуществляет суверенные права
в Каспии в пределах своей части
дна, имея исключительное право на совместную
с другими прикаспийскими государствами
разведку и разработку перспективных
структур и месторождений. Определение
долей участия каждой из сторон проводится
на основе сложившейся мировой практики
с учетом добрососедских отношений.
Взаимодействие в вопросах, связанных
со свободой судоходства и полетов,
прокладки и использования
Территориальное море – это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В России, в соответствии с законодательством, для отсчета ширины территориальных вод применяются оба способа.
Правовой режим
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
а) пересечь его, не заходя во внутренние воды;
б) пройти во внутренние воды;
в) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Проход является мирным, если он не нарушает безопасность прибрежного государства (ст. 19).
Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом:
♦ уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах; если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27); если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками;
♦ гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и т. п.).
Конвенция ООН по морскому праву
распространяет право мирного прохода
и на военные корабли. Однако порядок
реализации этого права весьма разнообразен:
одни государства требуют
В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы); пользоваться радиопередатчиками, кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.
Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля – это совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30).
Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»[168] устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны, включая права России в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления. К внутренним морским водам относятся воды:
♦ портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;