Конституционное строй в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ Билля о правах 1791г., формы юридического закрепления основных гражданских прав и свобод. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

- рассмотреть становление и развитие конституционного строя США;

- рассмотреть процесс принятия и ратификации Билля о правах;

- дать анализ содержания и значения Билля о правах.

Содержание работы

Введение





Становление и развитие конституционного строя в США




Конституционное признание и гарантии защиты основных гражданских прав и свобод



Принятие Билля о правах и его ратификация




Содержание Билля о правах и его значение




Заключение



Литература

Содержимое работы - 1 файл

Конституционный строй в США.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

     Статьи Билля о правах провозглашали  свободу совести, слова и печати, свободу собраний. Здесь же гарантировалась  неприкосновенность частной собственности,  говорилось о суде присяжных,  о правах обвиняемого в судебном  процессе. «Эти поправки к конституции, базировавшиеся на принципах Декларации независимости, заложили основы буржуазной демократии, ограниченность и классовость которой заключалась, в частности, в декларировании принципа формального равенства и свобод без каких-либо гарантий для широких масс населения в деле их реального осуществления»13. – пишет В.И. Лафитский.

     Первые десять поправок не  были однородными по своему  назначению и не всегда имели  отношение к уточнению гражданских  прав и свобод. Последняя из  них говорит о том, что остаточные полномочия осуществляются штатом и народом, его населяющим. Девятая поправка содержит оговорку о том, что имеющийся теперь в Конституции перечень прав не ущемляет других прав, которые уже признаны или будут признаны за гражданами в неопределенном будущем. Третья поправка регулирует такое редкое ныне для конституций дело, как порядок принятия солдат на постой в мирное или военное время (дело считалось важным с точки зрения соблюдения прав граждан на неприкосновенность их жилища). В остальных семи поправках речь шла о конкретных гражданских правах и свободах, которые гражданину в принципе необходимы для нормальной, т.е. безопасной и нестесняемой, жизни в государственно-организованном обществе и для соучастия в делах и заботах государства.

     В семи поправках, относящихся к правам и свободам, указаны:

     1. Виды гарантий того, что именуется правами:

     - право людей мирно собираться (I);

     - право обращаться к правительству  с петициями о прекращении  злоупотреблений (I);

     - право хранения и ношения оружия для содействия милиции и в обеспечении «безопасности свободного государства» (II);

     - право на защиту личности, жилища  и имущества (IV);

     - право на защиту от необоснованных обысков и арестов (IV);

     - право не быть привлеченным  к ответственности дважды за одно и то же преступление (V);

     - право не быть принуждаемым  свидетельствовать против самого  себя (V);

     - право на справедливую компенсацию  за причиненный ущерб (V);

     - право не отвечать дважды  за одно Ито же преступление жизнью или телесной неприкосновенностью (V);

     - право на законное, скорое и  публичное судебное разбирательство  (VI);

     - право обвиняемого быть информированным  о природе и  причинах (основании)  предъявленного обвинения (VI);

     - право на очную ставку и на пользование услугами адвоката (VI);

     - право требовать разбора судом  присяжных иска ценой свыше  20 долл. (VII);

     - право быть защищенным от  чрезмерных залогов, чрезмерных  штрафов, от наложения «жестоких  и необычных наказаний» (VIII);

     2. Привилегии и вольности граждан (гражданские свободы):

     - свобода слова и печати (I);

     - свобода выбора вероисповедания  (I);

     Последующие уточнения гражданских  прав и свобод находили воплощение  в решениях Верховного суда  либо в дополнительных поправках, принятых на протяжении XIX и XX столетий.

     Первоначально Билль о правах  рассматривался как документ, защищающий  граждан от произвола  только  федеральных властей; этот принцип  в 1833г. был подтвержден Верховным  судом США, и I поправка не помешала суду Массачусетса в 1838г. приговорить Э. Нилэнда к тюремному заключению за богохульство. В 1866г. XIV поправка впервые прямо запретила властям штатов предоставлять неграм меньше прав чем белым, но Верховный суд в 1873г. счел недопустимым подобное федеральное вмешательство с целью заставить власти штатов соблюдать нормы Билля о правах. Лишь в 1925г. решением Верховного суда по делу Гитлов против штата Нью-Йорк («Ни один штат не должен издавать или приводить в исполнение законы, ограничивающие привилегии и вольности граждан США) началась «национализация» Билля о правах.

     I поправка занимает в Билле о правах особое место, ибо на ней базируются политические права, документы, регламентирующие деятельность партий, профсоюзов, конфессий; из нее логически выводится свобода ассоциаций. По словам члена Верховного суда Б. Кардозо, в I поправке перечислены права, «без которых немыслима концепция свободы».  Свобода печати толкуется как отсутствие административных запретов, но правительство или частное лицо может привлечь издателя к ответственности в судебном порядке за клевету, подстрекательство к насилию и т.п.

    В конце 1790-х годов существовало  две позиции по отношению к  критике правительства в печати. А. Гамильтон считал, что в случае привлечения издателя или сочинителя к суду присяжные должны рассмотреть содержание публикации по существу и, если будет установлен лживый и злонамеренный характер публикации, вынести обвинительный приговор.

     Дж. Николас, один из критиков  Актов об иностранцах и подстрекательству к мятежу, высказывался в Палате представителей в 1798г. за полную свободу критики правительства, так как всякая резкая критика правительства всегда будет преподносится им как лживая.

     Федеральные судебные власти  приняли вторую позицию со  времен президентства Т. Джефферсона, власти же штатов в 19 в. чаще придерживались первой.

     В настоящее время в США  упрощен порядок разрешения издательской  деятельности, нет предварительной  цензуры, не допускаются прямые  формы воздействия на характер  публикуемых материалов. Формально средства массовой информации независимы от государства. Однако фактически их деятельность нередко контролируется и координируется государственными органами федерации и штатов. Помимо предоставления  «необходимой» информации, засекречиваются те данные, которые могут нанести ущерб «государственным интересам». Чаще всего предлогом для этого служит «защита национальной безопасности», что находит полное понимание со стороны судов.

     Судебной практикой США выделены  такие критерии ограничения свободы прессы, как клевета, непристойность, защита национальной безопасности, защита целей правосудия, запрещение вторжения в сферу частной жизни («прайвести»).

     I поправка к Конституции закрепляет не только свободу вероисповедания, но и принцип отделения церкви от государства: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее вероисповедание».

     Еще в 1802 г. Т. Джеферсон подчеркивал:  «Цель первой поправки в том,  чтобы воздвигнуть стену, разделяющую церковь и государство»14. В целом Верховный суд США достаточно последовательно проводит этот принцип, исключая предоставление каких-либо преимущественных прав той или иной церкви или вероисповеданию. Однако Верховный суд допускает использование государственных средств штатов на содержание религиозных школ, освобождение религиозных объединений от налогов на собственность. Здесь можно упомянуть и принятие присяги на Библии при вступлении в должность Президента США и иных представителей власти федерации и штатов, что ставит под сомнение столь часто подчеркиваемую религиозную нейтральность конституционного строя США.

     Вокруг второй поправки идут  многолетние дебаты: противники  свободной торговли оружием добиваются  ее отмены.

     III поправка не имеет реального значения в настоящее время: она была принята, когда свежа была память о британском принудительном постое.

     IV-VIII поправки гарантируют личные права граждан, регламентируют всю систему правосудия. Особое место в комплексе конституционных гарантий занимает IV поправка к Конституции: «Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться иначе как при достаточных к тому основаниях, подтвержденных присягой либо заявлением, и с подробным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту»15.

      В 1967г. Верховный суд сместил акценты с вопросов собственности на вопросы защиты личности: «Предпосылка, согласно которой имущественные интересы ограничивают право правительства проводить обыски и аресты, утрачивает свое значение,… Мы пришли к мнению, что основной целью четвертой поправки является защита частной жизни лица, а не его  собственности»16. Так же как в случаях с иными конституционными правами и свободами, судебная практика допускает большое число исключений из действия IV поправки. Особую сложность сейчас вызывают вопросы допустимости электронного прослушивания, которое, по мнению Верховного суда, приравнивается к обыскам и арестам. В настоящее время на него распространяются требования IV поправки с допущением тех исключений, которые продиктованы «интересами национальной безопасности». В последние годы в толковании IV поправки все большее значение приобретает концепция «прайвести», или права на защиту частной жизни от вмешательства государства и других лиц.

     Существует огромное количество интерпретаций каждой из перечисленных в поправке правовых гарантий. Так, существование смертной казни зависит от того, относит ли суд данного штата казнь к «жестоким или необычным наказаниям».

     IX поправка: «Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом»17, - используется сторонниками расширительной интерпретации всех прав, особенно они ссылаются на право, которое Л. Д. Брандейс определил как «право быть оставленным в покое, предоставленным самому себе, оставаться самим собой» (1890).

     Сторонники доктрины суверенитета штатов обычно опирались на X десятую поправку: «Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользование которыми не возбранено отдельным штатам, остаются за штатами или за народом». Однако с принятием доктрины подразумеваемых полномочий (1819г.) смысл ее стал размываться: раньше можно было понять какие полномочия за Конгрессом США в Конституции не числятся, но невозможно стало понять, какие полномочия не могут подразумеваться. В 1830г. Д.Уэбстер объявил Конституцию актом высшего волеизъявления народа США, в результате которого была создана единая нация, а штаты, сохранив второстепенные атрибуты суверенитета, отказались от важнейших: права выхода из США и права нуллификации. После победы Севера над Югом такое понимание Конституции стало общепризнанным.

     С неопределенным «дуалистическим  федерализмом» Верховный суд  покончил в 1941г., постановив, что  права штатов признаются в  пределах очерченных федеральным  законом.

     После введения поправок и  ведения практики судебного конституционного надзора американская Конституция приобрела следующие характерные черты, выделяющие ее среди других современных конституций.

     Американская Конституция не  только закрепляет разделение  властей в качестве необходимого  условия нормально устроенного современного государства, но и снабжает это обособление продуманной и рассчитанной системой сдержек и противовесов, что явилось бесспорным изобретением создателей конституции.

     С введением судебного конституционного  надзора американская Конституция стала состоять из самого ее текста, а также из тех разъяснений и толкований ее содержания, которые содержатся в решениях Верховного суда.

     Конституционная поддержка личных  прав и свобод создает определенную  напряженную атмосферу для действий  правительственной власти. Однако эта сохраняющаяся напряженность между полномочиями правительственной власти и правами и свободами гражданина официально признается и определенным образом регулируется принципами и нормами Конституции федерации.

     Итак, Билль дополнил конституционное право США такими правами и свободами, как свобода совести, слова и печати, право мирно собираться и подавать петиции правительству, право на ношение оружия, охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов, право на безотлагательное разбирательство дела беспристрастным судом присяжных.

Информация о работе Конституционное строй в США