Дипломатические привилегии и иммунитеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение дипломатических привилегий и иммунитетов. Задачи:
определение понятий дипломатических привилегий и иммунитетов;
рассмотрение вопроса о необходимости предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов (их обоснование);
рассмотрение основного нормативно-правового акта в области дипломатического права - Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, с точки зрения прописанных в ней дипломатических привилегий и иммунитетов.

Содержание работы

Введение….……………………………...…...…...……………......………2
1 Обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов...……….3
2 Дипломатические привилегии и иммунитеты
международных конвенций по дипломатическому праву.…….…….11
Заключение…...………………………………...……...………………….17
Список использованной литературы…………….…………....…...……19

Содержимое работы - 1 файл

Межд.публ.право. Дипломатические привилегии и иммунитеты.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

     Поэтому эта теория развивалась в юридической  литературе чаще всего в сочетании с теорией экстерриториальности или, в меньшей степени, с теорией дипломатических функций.

     Определенные  видоизменения представительной теории произошли в конце XIX — начале XX века. Становится общепризнанным, что посол олицетворяет собой не монарха, а свое правительство или государство, и в силу принципа суверенного равенства государств пользуется иммунитетами. Это лишь фиксация положения, широко признанного в наши дни не только на американском континенте, но и во всем мире.

     Современные сторонники теории представительства рассматривают дипломатический иммунитет не как следствие того, что посол является alter ego суверенного монарха, а как право, вытекающее из суверенитета государства.

     Теория  представительства явно противоречит существующей ныне практике, ибо в ней дается обоснование иммунитетам и привилегиям лишь главы дипломатического представительства. Весь остальной (особенно административно-технический) персонал, а также члены семей сотрудников представительства на основе этой теории не должны пользоваться иммунитетами. Кроме того, согласно теории иммунитеты распространяются лишь на официальные действия дипломатического представителя, в то время как иммунитеты в отношении его частных действий не согласуются с этой теорией. Это чрезвычайно важно практически, ибо на практике наиболее спорными являются вопросы, связанные с распространением иммунитета именно на неофициальные действия. Не объясняет она и иммунитеты дипломатического курьера, а также существующий объем иммунитетов дипломатических средств передвижения.

     Очевидные изъяны теории функциональной необходимости  и представительной теории не дают возможности использовать любую  из них в качестве юридического обоснования  необходимости предоставления иммунитетов  и привилегий. Это со всей очевидностью выявилось в ходе обсуждения проекта Конвенции о дипломатических сношениях. Члены комиссии международного права подчеркивали, что существующие теории не обосновывают, а лишь объясняют уже действующие нормы и принципы и что решения, связанные с интерпретацией этих норм, основываются не на теориях, а на оценках факта. Сложившееся положение привело к тому, что в комиссии международного права возобладало мнение, которое в настоящее время широко распространено и в доктрине международного права, о необходимости использовать обе теории в комплексе (так называемая «комбинированная теория»).

     В комментарии к проекту статей Конвенции о дипломатических  сношениях комиссия международного права отмечала, что она руководствовалась теорией функциональной необходимости в разрешении проблем, на которые практика не дает ясных указаний, одновременно имея в виду представительный характер главы дипломатического представительства и дипломатического представительства в целом.

     Таким образом, можно отметить, что в  рамках современного дипломатического права и международного публичного права все еще не выработано единое, общеприемлемое теоретическое (доктринальное) обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов.

     Имеющиеся теоретические конструкции (теория экстерриториальности, теория дипломатических функций, представительная теория, комбинированная теория, теория суверенного иммунитета государств и др.) не могут в отдельности раскрыть суть, содержание и назначение дипломатических привилегий и иммунитетов, т. к. со временем содержание дипломатических привилегий и иммунитетов меняется, меняются и подходы к ним. Каждая теоретическая конструкция отвечала тому запросу, который предъявляла ему своя эпоха, поэтому требовать от них большего нет смысла. Мы можем взять от них только те положения, которые в общих чертах на уровне основополагающих принципов будут определять суть, содержание и назначение дипломатических привилегий и иммунитетов. 
 

 

      

     2 Дипломатические привилегии

      и иммунитеты международных конвенций

      по  дипломатическому праву 

      Конвенции международные (от лат. Conventio — соглашение) в широком смысле слова – любое международное соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности государств, ратифицировавших его. Как правило, Конвенциями международными называют международные соглашения, регулирующие отношения между государствами в какой-либо специальной области [7].

      Одним из основных нормативно-правовых актов  в области дипломатического права  является Венская конвенция о дипломатических сношениях. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года. В конференции приняло участие 81 государство (СССР был также представлен БССР и УССР), около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета. Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует в данной Конвенции.

      Конвенция устанавливает две категории  дипломатических привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т.е. относящиеся к главам и персоналам представительств.

 

      Привилегии и иммунитеты дипломатических  представительств. Ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. устанавливает, что помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий их земельный участок.

     Больше  того, согласно Конвенции, на государстве  пребывания лежит специальная обязанность  принимать все надлежащие меры защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства. Предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию (Ст. 27 п. 2, 3).

     Согласно  ст.21 Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем. Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещений для их сотрудников.

     Государство пребывания должно предоставить все  возможности для выполнения функций  представительства (ст. 25).

     Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудников представительства свободу передвижения по его территории (ст. 26).

     Конвенция подтвердила существовавший ранее  порядок сношения представительства  со своим правительством с помощью  дипломатических курьеров и закодированных или шифрованных депеш.

     Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

     Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования (ст. 27).

     Архивы  и документы представительства  неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

     В случае разрыва дипломатических  отношений между государствами, либо окончательного, либо временного отозвания представительства и  даже в случае вооруженного конфликта  государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.

     Аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства  вместе с его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому  для государства пребывания.

     Аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов  своих граждан третьему государству, приемлемому для государства  пребывания (ст. 45).

     Cт. 20 Конвенции устанавливает право представительства и его главы пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения.

     Помещение представительства не может быть использовано для насильственного  задержания какого-либо лица. Оно не должно быть использовано и для предоставления убежища. Хотя в Венской конвенции 1961 года прямо о не предоставлении убежища ничего не говорится, в ней содержится положение, которое позволяет трактовать его именно таким образом. Так, ст.41 п.3 гласит: "Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания".

     Налоговые привилегии дипломатических агентов  являются неотъемлемой частью практики межгосударственных отношений и  оговариваются соответствующими нормами  международного законодательства.

     Конвенция освобождает дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания (к последним обычно относится плата за электроэнергию, газ, воду, телефон и т.п.) (ст.23 п.1).

     Однако  фискальные изъятия, о которых говорится  в п.1 ст.23 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.

     Вознаграждения  и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных  обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин (cт.28).

     Представительство освобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенных для официального пользования. Порядок провоза этих предметов обычно устанавливается государством пребывания.

     Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества (ст.44).

     Личные  привилегии и иммунитеты. Что касается личных привилегий и иммунитетов, то важнейшим из них является личная неприкосновенность. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту, или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство (ст.29).

     Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст.30).

     Понятие "частная резиденция дипломатического агента" охватывает даже временную  резиденцию дипломатического агента (например, номер в гостинице) [3, c.83].

     Его бумаги, корреспонденция, имущество  равным образом пользуется неприкосновенностью  за исключением, исков, относящихся  к любой профессиональной или  коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (ст.30).

     Члены семьи дипломатического агента, живущие  вместе с ним, пользуются, если они  не являются гражданами государства  пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-36 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

Информация о работе Дипломатические привилегии и иммунитеты