Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:47, доклад
Суброгация в переводе с английского (subrogation) означает "переход прав". Именно указанный смысл и составляет этимологию слова "суброгация" как правового термина.
В современном гражданском праве термин "суброгация" получил законодательное закрепление в двух законах, а именно, в ГК РФ и в КТМ РФ. Причем согласно ст. 965 ГК РФ и ст. 281 КТМ РФ суброгация применяется только в страховых правоотношениях и означает переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба.
Суброгация в переводе с английского (subrogation) означает "переход прав". Именно указанный смысл и составляет этимологию слова "суброгация" как правового термина.
В современном гражданском праве термин "суброгация" получил законодательное закрепление в двух законах, а именно, в ГК РФ и в КТМ РФ. Причем согласно ст. 965 ГК РФ и ст. 281 КТМ РФ суброгация применяется только в страховых правоотношениях и означает переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба.
В частности, в ст. 965 ГК РФ
указано, что, если договором имущественного
страхования не предусмотрено иное,
к страховщику, выплатившему страховое
возмещение, переходит в пределах
выплаченной суммы право
Правовой анализ изложенных
норм закона позволяет сделать вывод,
что в результате наступления
страхового случая страхователь (выгодоприобретатель)
становится кредитором, а лицо, причинившее
вред, - его должником вследствие
причинения вреда. После получения
страхователем страховой
Следует отметить, что переход права требования от страхователя к страховщику осуществляется на основании закона, что допускается п. 1 ст. 382 и ст. 387 ГК РФ, на основании ст. 965 ГК РФ, в которой определено, что если договором страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит, причем в безусловном порядке, право требования к лицу, ответственному за убытки. Безусловность данного перехода усиливается другим положением указанной нормы закона, запрещающей исключение перехода к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки.
Диспозитивность, свойственная суброгации, в большей степени проявляется в правах страхователя, так как передача имущественных прав, тем более права требования, зависит от волеизъявления передающей стороны. В договорах страхования такую сторону представляет страхователь (выгодоприобретатель). Страховщику же в любом случае выгодно, чтобы страхователь (выгодоприобретатель) уступил ему право требования к лицу, ответственному за убытки, для покрытия расходов и поддержания устойчивости своего финансового положения. Поэтому реализация права на суброгацию по договорам имущественного страхования зависит от страхователя (выгодоприобретателя).
Если страхователь (выгодоприобретатель) откажется уступить страховщику свое право требования к лицу, ответственному за убытки, это обстоятельство не влечет за собой отказ страховщика от заключения договора страхования, так как страховщику в любом случае экономически целесообразно заключить договор имущественного страхования, получив за это страховую премию, нежели отказаться от этого из-за отсутствия суброгации.
Обосновать указанную
позицию страховщика можно
Во-вторых, если страхователь (выгодоприобретатель) откажется уступить страховщику право требования, это позволит последнему увеличить стоимость страховой услуги, несмотря на то, что данное обстоятельство не влияет на величину тарифной ставки, а также не вероятность и случайность наступления страхового случая. Тем не менее стоимость страховой услуги страховщик может увеличить за счет нагрузки, т.е. остальной части тарифа, либо включить в договор страхования условие о франшизе. В страховой практике второе является наиболее распространенным.
Следовательно, потенциально обладая правом предъявления требования к лицу, ответственному за убытки, страхователь (выгодоприобретатель) оказывается перед следующим выбором: либо уступить это право требования, которое может не возникнуть, либо заплатить за это право, включив в договор условие о франшизе.
Конечно, страхователь (выгодоприобретатель)
вполне может оставить за собой право
требования к лицу, ответственному
за причинение вреда, для самостоятельного
востребования в последующем
возмещения ущерба. Но в таком случае
у страхователя (выгодоприобретателя)
возникает двойное возмещение за
один ущерб. То есть один раз он получает
возмещение у страховщика за счет
страховой выплаты, второй раз - у
лица, ответственного за причинение вреда.
Это экономически не оправдано и
приводит к дополнительному
Следует отметить, что, возмещая страхователям (выгодоприобретателям) ущерб, страховщик осуществляет это не за счет собственных средств, а из специально созданного для этих целей страхового фонда, формируемого за счет страхователей. Получается, что при наступлении страхового случая страховщик никакого ущерба не претерпевает, однако при суброгации получает право требования на возмещение вреда, который наступил у страхователя (выгодоприобретателя), а не у страховщика. В связи с этим возникает вполне разумный вопрос о правомерности и целесообразности передачи прав по суброгации страховщику. В страховой доктрине данное обстоятельство является предметом оживленной дискуссии.
Законодателем установлено,
что суброгация может быть применена
и использована только в договорах
имущественного страхования, но не в
договорах личного страхования.
Данный подход законодателя обусловлен
тем, что суброгация, как было указано
выше, является правовой конструкцией,
согласно которой происходит замена
кредиторов по общим правилам гл. 24
ГК РФ. Согласно ст. 383 ГК РФ, переход
к другому лицу прав, неразрывно
связанных с личностью
Дело в том, что в
результате причинения вреда жизни
или здоровью происходит ухудшение
состояния здоровья определенного
физического лица, являющееся неразрывной
частью личности данного лица, т.е. вред
причиняется конкретному
Реализация прав по суброгации
подразделяется на два основных этапа.
Первый этап предусматривает процедуру,
связанную с осуществлением страховщиком
предусмотренных законом
Второй этап заключается в фактической или, можно сказать, в практической реализации страховщиком прав по суброгации, которые возникают лишь после выплаты страхователю (выгодоприобретателю) страхового возмещения. До удовлетворения имущественных требований первоначального кредитора - страхователя (выгодоприобретателя) к новому кредитору (страховщику) не переходят права требования к лицу, ответственному за убытки. Эти права принадлежат первоначальному кредитору до момента удовлетворения его требований.
Поэтому на практике следует
проводить строгое различие между
правом на суброгацию, которое возникает
с момента заключения договора страхования,
и правом на реализацию суброгации,
которое возникает после
Особое значение в практической реализации прав требований по суброгации имеют размеры, в пределах которых страховщик вправе выдвигать требования в отношении лица, ответственного за причинение ущерба. Эти пределы установлены законом, строго ограничиваются размером выплаченной страховщиком суммы страхового возмещения и их нельзя превышать, независимо от каких-либо дополнительных затрат, произведенных страховщиком для осуществления страховой выплаты.
При осуществлении страховой
выплаты страховщик выплачивает
страхователю (выгодоприобретателю) страховое
возмещение, во-первых, в пределах предусмотренной
договором страхования
Поскольку правовая конструкция
суброгации возникает в порядке
цессии на основании закона и по
правилам гл. 24 ГК РФ, в страховой
практике зачастую встает вопрос о
необходимости получения
Фактическая реализация прав требования по суброгации должна осуществляться в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 965 ГК РФ, согласно которому перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
У страхователя право требования к лицу, ответственному за убытки, может возникнуть только по двум основаниям:
- на основании договора,
заключенного между
- на общих основаниях
возмещения вреда, когда у
В процессе реализации прав
по суброгации особое значение имеет
соблюдение процедуры претензионного
или досудебного порядка
Последствием несоблюдения
указанного порядка может быть оставление
судом искового заявления без
рассмотрения по правилам, установленным
ст. 148 АПК РФ, а именно арбитражный
суд оставляет исковое
Немаловажное значение для реализации прав требования по суброгации имеет наличие у страхователя (выгодоприобретателя) реального права требования к своему контрагенту, основанного на договоре или законе. Необходимость в установлении данного обстоятельства вызвана тем, что зачастую у страхователей (выгодоприобретателей) отсутствует такое право требования. Однако, несмотря на данное обстоятельство, страховые компании зачастую тщетно пытаются, что называется, на авось, реализовать свое право на суброгацию, и, как показывает судебная практика, в некоторых случаях безуспешно.
Поэтому прежде чем приступать к реализации права требования по суброгации, страховым компаниям необходимо убедиться в наличии у страхователей (выгодоприобретателей) реального права требования к своим контрагентам о возмещении причиненного ущерба.
Убедившись в том, что
в наступившем страховом случае
имеются признаки суброгации, страховщик
приступает к следующему этапу, который
заключается в сборе
Сбор, анализ и обобщение всех полученных страховщиком доказательств позволят ему сделать вывод о наличии или отсутствии суброгации в обстоятельствах наступившего страхового случая. Отсутствие суброгации может быть вызвано тремя причинами:
- отсутствие у страхователя
(выгодоприобретателя) права