Информационные войны и Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 23:52, реферат

Краткое описание

Впервые термин «информационная война» употребил Томас Рона, в своём отчете для компании Boeing в 1976 году: «Системы оружия и информационная война». Он утверждал, что в американской экономике информационная инфраструктура становится ключевым компонентом. Проблема весьма заинтересовала всех американских специалистов. После чего уже с 1980 года военно-воздушные силы США начинают изучать данную область. Уже к тому времени все единомышленники сошлись во мнении, что информация становится не только уязвимой целью, но и своего рода оружием в умелых руках.

Содержимое работы - 1 файл

контрольная работа ИВ.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Военные и ученые ряда развитых стран мира уже приступили к активной разработке и созданию "информационного оружия", а также заявили о подготовке к ведению информационных войн. Уже создаются спецподразделения в вооруженных силах и других силовых структурах ряда государств. Исходя из этого, вооруженные силы России также начали разработку концептуальных решений, элементов и способов ведения информационных операций.

Форма информационной агрессии может быть скрытой или явной: блокада, интервенция  или прямое противоборство. Все большее распространение получают информационные диверсии с целью несанкционированного доступа к базам данных, нарушения линий связи, хищения и копирования информации, ее сокрытия и искажения. Самой сложной и одновременно самой результативной формой такой агрессии является целенаправленное влияние на принимаемые в управляющих структурах государств решения путем внедрения в них дополнительных данных или дезинформации. Масштабы и эффективность подобных операций возрастают с каждым годом.

В США  материальной базой для подобных действий помимо СОНБ и СВУ служит целый комплекс автоматизированных систем управления (АСУ) разных уровней и назначения, именуемых глобальной системой оперативного управления — ГСОУ.

Она используется также для мобилизационного и  оперативного развертывания в экстремальные периоды. Состав входящих в нее АСУ определяется имеющейся обстановкой и целями, преследуемыми руководством страны в каждый конкретный момент. Благодаря этому ГСОУ непрерывно совершенствуется и уже в настоящее время, способна, своевременно и адекватно реагировать на любые изменения военно-политической ситуации. Парадоксально, но именно сложность и мощь является ее слабым местом, впрочем, как и СОНБ, СВУ и других аналогичных ей систем. Минимальные на первый взгляд изменения в исходных данных или алгоритме работы подобных систем — типичный пример информационной диверсии — могут привести к катастрофе.

В возникших  условиях для обеспечения военно-стратегического  равновесия резко повышается роль разведывательно-информационных систем, в задачи которых входит предупреждение высшего государственного и военного руководства о подготовке любых видов агрессии, о начале нападения, его характере и масштабах. Кроме того, большое значение имеет оперативное снабжение информацией ударных сил и средств, а обороняющаяся сторона должна располагать данными о состоянии наступательных сил противника.

Наилучшим образом задача разведывательно-информационного  обеспечения решается с применением  космических средств. Президент  США Б. Клинтон в докладе конгрессу в качестве основных направлений работы выдвинул не просто сохранение за США лидирующего положения в освоении космоса, но достижение подавляющего превосходства военных космических систем. В докладе конгрессу в 1995 г. министр обороны США У. Перри сказал, что космические силы «играют центральную роль в происходящей военной революции благодаря их исключительным возможностям по сбору, обработке и распределению потоков информации».

После окончания «холодной войны» повышенное внимание в США уделяется технологиям и системам, которые можно использовать как для мирных, так и для военных целей. Наиболее ярко это проявляется в разработке глобальных систем связи. Например, по заявлению адмирала Оуэнса, разрабатываемые глобальные системы спутниковой мобильной связи типа «Иридий» могут найти широкое применение и в вооруженных силах. Например, встроенный в портативный радиотелефон блок навигационной системы позволит командирам в любой момент точно определять свое местонахождение, что в итоге должно повысить качество управления войсками.

В России ясно осознают это, и программа развития отечественных вооруженных сил предусматривает полный отказ от коммерческого программного обеспечения, например, систем управления базами данных и коммуникационных пакетов, и переход на специально разработанные для военных программы.

Информационное  воздействие со спутников опасно и тем, что энергетика инициируемых с них процессов иной раз на много порядков превышает энергию  «пускового» сигнала. Таким образом, могут, например, включаться машины-роботы, начиненные взрывчаткой, приводиться в действие системы ПВО и ПРО.

Представляется  возможным также психофизическое  воздействие на людей с целью  контроля их поведения и, возможно, управления социальными установками  региональных или даже глобальных социумов.

Факты говорят о том, что сегодня США тратят на разработку психофизического оружия столько средств, сколько на самые сложные космические программы. И это не случайно. Подобные исследования американцы начали еще перед второй мировой войной. После войны они продолжили их в рамках программ «МК-Улътра» — ультрамозговой контроль, «МК-Дельта» — дистанционное изменение поведения человека, а также «Блюберд» и «Артишок». Психологи считают, что воздействие на подсознание возможно через средства массовой информации путем создания специальных звуковых сигналов в музыкальных шлягерах, ключевых видео - образов в телепрограммах и т. д. С этой же целью может использоваться и космическая система «Теледесик».

Достаточно  большое количество заявлений, поступивших от граждан США в судебные органы, о том, что сотовая связь явилась причиной различных заболеваний, в том числе рака мозга, доказывает, что разработка информационного оружия идет полным ходом. Американские ученые из Национального института рака и Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов рекомендовали ограничить использование таких систем связи. Достижение подобных эффектов возможно и от других системы. Для этого мощность их спутников необходимо увеличить в тысячу раз, и технически это вполне осуществимо.

Таким образом, создаваемые сейчас космические  информационные системы даже мирного  характера потенциально опасны в  плане развертывания широкомасштабной «информационной войны».

Ведущееся вокруг информационного ресурса  соперничество, борьба за достижение и удержание информационного превосходства занимает большое место в геополитической конкуренции развитых стран мира. Коммерческие предприятия и технические, информационные глобальные системы сосредоточивают сегодня власть в масштабах планеты.

Целостность современного мира как сообщества обеспечивается наряду с другими факторами интенсивным  обменом информацией. Приостановка глобальных информационных потоков даже на короткое время способна привести не к меньшему кризису, чем разрыв межгосударственных экономических связей. История богата примерами, когда искаженная или фальсифицированная информация явилась толчком к международным конфликтам.

Как полагают зарубежные эксперты, современные темпы  совершенствования информационного  ресурса, в наиболее развитых странах порождает в отношениях между ними, и менее развитыми странами взаимные подозрения, переходящие в паранойю. На Западе считают, что это характерно в большей степени именно для стран, отстающих в своем научно-техническом развитии. Создается весьма опасная ситуация, в которой у руководства этих стран возрастает соблазн сокрушить более тонкие и сложные структуры своих соперников, не задумываясь о возможных последствиях.

Геополитики считают, что в современном мире, а тем более в будущем, статус «великой державы» будет определяться способностью к развитию, к лидерству в приоритетных сферах знаний, информатике, технологиях и повседневному влиянию на обычную жизнь миллионов людей во всем мире через потребляемые ими продукты, товары, услуги, культуру.

Возможности информационной войны все время  увеличиваются с ростом возможностей и распространением микропроцессоров, высокоскоростных систем получения  и обработки данных, сложных датчиков — мощного оружия в руках тех, кто умеет им распорядиться. Военные специалисты США утверждают, что в информационных войнах будущего найдут применение различные специфические средства, и прежде всего программные. Это вставляемые в программное обеспечение куски кода, которые при использовании в системах оружия, поставляемых вероятному противнику, сделают их при внешней безотказности неэффективными. Помимо этого, предполагается использовать специальные устройства, которые при взрыве создают мощный электромагнитный импульс или биологические средства наподобие особых видов микробов, способных уничтожать электронные схемы и изолирующие материалы в компьютерах.

Страна, имеющая лидерство в этой области, будет обладать огромным преимуществом.

    Список использованной литературы

  1. Специализированная литература:
  1. В. Жуков. Взгляды военного руководства США на ведение информационной войны.  — Зарубежное военное обозрение. № 1, 2001.
  1. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая война) [Электронный ресурс]. – М., 1999.
  2. Правовое обеспечение информационной безопасности : учеб. пособие для студ. вузов. Доп. УМО / Под ред. С. Я. Казанцева .— 2-е изд.,
  1. Интернет – ресурсы:
  1. http://www.agentura.ru/equipment/psih/info/war/ - сайт «Контроль над обществом: метод Кремля»
  2. http://infwar.ru – Сайт М. Стюгина «Информационные войны»

Информация о работе Информационные войны и Интернет