Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Александр Матросов. Их портреты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Великая Отечественная война 1941-1945 годов, которую советский народ вёл против немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов, показала всему человечеству, на что способны советские люди, представляющие единую многонациональную семью. Она продемонстрировала всем, что может сделать человек, воспитанный в условиях свободной страны победившего социализма. Мир увидел совершенство нового солдата, у которого к традиционной выдержке и геройству русских воинов суворовских времён прибавилась высокая моральная стойкость и идейность, сознательная дисциплина, глубокая вера в правоту своего дела и жгучая ненависть к врагам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Портрет Зои Космодемьянской
1.1 . Биография Зои Космодемьянской
1.2. Подвиг Зои Космодемьянской
ГЛАВА 2. Портрет Олега Кошевого
2.1. Биография Олега Кошевого
2.2. Подвиг Олега Кошевого
ГЛАВА 3. Портрет Александра Матросова
3.1. Биография Александра Матросова
3.2. Подвиг Александра Матросова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая работа-история.docx

— 911.18 Кб (Скачать файл)

    1.2. Подвиг Зои Космодемьянской

    На 86 километре Минского шоссе, где  автостраду Москва - Минск пересекает шоссе, идущее из Дорохова на Верею  и Рузу, воздвигнут памятник Герою  Советского Союза Зое Космодемьянской (авторы - скульпторы О. Иконников и  В. Федоров, архитектор А. Каминский). Он сооружен по инициативе комсомольцев Московской области к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве в 1957 году. Памятник стоит у входа в молодой  парк, посаженный руками комсомольцев и пионеров. На высоком пьедестале - стройная фигура девушки, которую  враги ведут на казнь, со связанными за спиной руками. 
       На постаменте из серого полированного гранита надпись:

     "Зое - бессмертной героине  советского народа. 1923-1941 гг.".

      В 5 километрах от этого места - ныне известная всему миру деревня Петрищево. Здесь шагнула в бессмертие комсомолка Зоя Космодемьянская. В центре деревни, на том месте, где фашистские палачи казнили Зою, возвышается гранитный обелиск в память об отважной партизанке. Памятный знак из серого гранита установлен возле избы Василия Кулика, в которой Зоя провела последнюю ночь перед казнью.

     Впервые страна узнала об отважной партизанке из очерка П. Лидова "Таня", напечатанного  в "Правде" 27 января 1942 года. Рядом  была опубликована фотография: изувеченное  женское тело с веревкой на шее. "В  первых числах декабря 1941 г. в Петрищево, близ города Вереи, - писал П. Лидов, - немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной... Она умерла во вражеском плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть, как героиня, как дочь великого народа, который

никому  и никогда не сломить! Память о ней да живет вечно!" 
      Тогда еще не было известно, кто эта девушка. Ни на допросе, ни в разговоре с петрищевской крестьянкой Прасковьей Кулик она не назвала своего имени и лишь при встрече в лесу с одним из верейских партизан сказала, что ее зовут Таня. Из предосторожности она скрывала своё настоящее имя.

      Это была Зоя Анатольевна Космодемьянская, в недавнем прошлом ученица

10-го  класса школы № 201 Октябрьского  района Москвы. В октябре 1938 года  Зоя вступила в отряды Ленинского комсомола.

     В октябре 1941-го Зоя по путевке городского комитета комсомола пошла добровольцем в отряд разведчиков. 23 ноября 1941 года с группой товарищей она перешла линию фронта у деревни Обухово (близ Наро-Фоминска). Партизаны жили в лесах, выполняя боевые задания. Через несколько дней Зоя пробралась в район деревни Петрищево, где находился штаб крупной гитлеровской части. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню5
      На следующий день Зоя решила уничтожить другую конюшню. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. Они привели Зою в дом Ворониных, где находился штаб полка. Ворониным было приказано выйти из избы. Но и с улицы они слышали, как гитлеровские офицеры избивали партизанку. Фашисты добивались, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на все вопросы она отвечала «Нет».

      В штабе девушку раздели и в одной рубашке, босую, при сильном морозе, повели через всю деревню. В 10 часов вечера Зою втолкнули в дом колхозника Кулика. Тело ее было в кровоподтеках, на лице, губах запеклась кровь, ноги обморожены. В изнеможении девушка опустилась на табурет и попросила воды. Один из фашистских солдат, немного говоривший по-русски, схватил керосиновую лампу и подскочил к ней:         - Пей керосин, пей керосин!6

      Гитлеровские офицеры придумали новый вид пытки. Через каждый час выводили раздетую партизанку во двор и держали на морозе по 15-20 минут. 
      29 ноября после страшных пыток Зою под усиленным конвоем привели к виселице. Сюда же фашисты согнали всех жителей деревни. 
      В плен к советским воинам попал унтер-офицер Карл Бейерлейн, присутствовавший при пытках Зои. В своих показаниях гитлеровский унтер написал: "Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство... Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего".

     В свой смертный час отважная партизанка презрительным взглядом окинула фашистов, толпившихся у виселицы, и поднялась на ящики, поставленные под петлей. 
      - Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите! Мне не страшно умирать, товарищи! - крикнула она, обращаясь к жителям деревни. - Это счастье – умереть за свой народ!

         Колхозники не могли удержаться  от слёз.

         Повернувшись в сторону немецких солдат, Зоя крикнула: 
      - Вы меня сейчас повесите, но я не одна! Нас двести миллионов, всех не перевешаете! Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами!..7

         Около месяца на деревенской площади висело тело юной партизанки. Таню похоронили за деревней, под березой, вьюга укрыла снегом могильный холмик.

А вскоре советские солдаты выбили отсюда фашистов, и о подвиге Тани узнал весь мир.

        Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года З.А. Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 
       Нашлись и те, кто сам подвиг Зои отрицал. Они утверждают, что его совершила то ли Вера Волошина, то ли Лиза Чайкина, а приписали Космодемьянской. Они ставил под сомнение задачу, поставленную перед разведчиками. Появились документы, что Зоя состояла на учете в психоневрологическом диспансере и, что за год до войны девочка тяжело переболела менингитом, а таких больных тогда именно там и наблюдали. Сторонников домыслов о психической болезни комсомолки не смущало даже то, что страдай она какой-либо психической болезнью, ее бы ни за что в разведшколу не определили. По их мнению, Зою в селе задержали крестьяне, разгневанные тем, что она собиралась поджечь их дома, а в такую страшную зиму остаться крестьянам на улице - означало лютая смерть. И никаких немцев в селе не было. 

        Только рассекреченное уже в наши дни Уголовное дело №Н-16440 по обвинению Василия Клубкова в предательстве и измене родине, внесло окончательную ясность8.

    Сразу после начала войны Зоя записалась в добровольцы, и ее определили в  разведшколу. Школа находилась недалеко от московской станции Кунцево, там  она и познакомилась с Клубковым: «Она мне сразу не понравилась... Смотрела так, будто хотела в чем  пристыдить».

    В середине ноября в школу поступил приказ сжечь деревни, в которых  расквартировались немцы. Создали  два подразделения, каждое по десять человек. Но у деревни Петрищево 22 ноября оказались только трое - Космодемьянская, Клубков и более опытный Борис  Крайнов.

     Решили, что Зоя должна поджечь дома в  южной части деревни, там квартировали немцы, Клубков - в северной, а командир - в центре, где находился немецкий штаб. После выполнения задания все должны были собраться на том же месте и уже потом возвращаться домой.

    Крайнов действовал профессионально, и его  дома загорелись первыми, потом вспыхнули  те, что располагались в южной  части, в северной не загорелись. Крайнов  прождал товарищей почти весь следующий день, но они так и  не вернулись.

    Из  протокола допроса Бориса Крайнова: «О задержании Космодемьянской мне  стало известно только 15 января, то есть после освобождения деревни  Петрищево, когда нашими частями  было обнаружено ее тело. Потом мы виделись с Клубковым - он сказал, что в  деревне встретил немцев и ничего не успел сделать. Пошел обратно  на место встречи, и его захватили  в плен, откуда он бежал».

    Из  протокола допроса Василия Клубкова: «Когда я подходил к зданиям, которые  должен был поджечь, то видел, что  участки Космодемьянской и Крайнова загорелись. Подойдя к дому, я  разбил бутылку зажигательной смеси  и бросил ее, но она не загорелась. В это время я увидел невдалеке  от себя двух немецких часовых и  решил убежать в лес, расположенный  в 300 метрах от деревни. Как только я  прибежал в лес, на меня навалились два немецких солдата и сдали  немецкому офицеру. Он наставил на меня револьвер и потребовал, чтобы  я выдал, кто вместе со мной прибыл поджигать деревню. Я рассказал, что нас всего пришло трое, назвал имена Крайнова и Космодемьянской. Офицер немедленно отдал какое-то приказание и через какое-то время привели  Зою. Ее спрашивали, как она поджигала  деревню. Космодемьянская отвечала, что деревню она не поджигала. После этого офицер начал избивать ее и требовал показаний, она молчала, и тогда ее раздели догола и  в течение 2-3 часов избивали резиновыми палками. Но Космодемьянская говорила одно: "Убейте меня, я вам ничего не расскажу". Даже имени своего не назвала. Твердила, что зовут ее Таня. После чего ее увели, и я ее больше не видел».

    Клубкова  судили и расстреляли. А скрывали это, чтобы не омрачать настоящий  подвиг предательством.

    Таким образом, Зоя Космодемьянская пожертвовала собственной жизнью ради Родины. Она  вытерпела страшные пытки, но не выдала секретную информацию врагу, более того, она даже не назвала своего имени. Её подвиг требует уважения и признания. И все те люди, которые пытаются опорочить светлую память о Зое Космодемьянской, по-моему мнению, не являются истинными патриотами. Они не чтят память о погибших во время Великой Отечественной Войны.

    Я вижу, что образ Зои Космодемьянской весьма противоречив. Её тяжёлое детство и юность не могли не оставить своего отпечатка на её будущем. Она была смелой, стойкой девушкой. Она не побоялась одна бросить вызов целой армии немецко-фашистских солдат. То, с каким достоинством она перенесла все пытки врагов, говорят о её сильном характере. Я с уверенностью могу сказать, что Зоя Космодемьянская была хорошим человеком, таких людей стоит поискать. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Потрет Олега Кошевого

2.1. Биография Олега  Кошевого

    Олег  Васильевич Кошевой родился 8 июня 1926 года в городе Прилуках Черниговской области. Вскоре семья переехала  в Полтаву, затем - в Ржищев, где  прошли ранние школьные годы будущего героя. Олег полюбил красоту Днепра, живописного городка Ржищева. Свою любовь к могучей реке, родному  краю он выражал в стихотворениях и рисунках. Олег пошел в школу с семи лет и до оккупации успел закончить 9 классов. Внешне выглядел старше своего возраста. Среднего роста, коренастый, широкоплечий - чувствовалось, что со спортом он в дружбе. Олег хорошо танцевал, обожал музыку, много читал. Дома была собственная библиотека, что по тем временам считалось редкостью. Учился успешно, по всем предметам хорошие и отличные оценки. Мечтал стать инженером-конструктором, хотя, по мнению учителей, он в большей мере был гуманитарием, нежели технарем. Приехал в Краснодон в начале 1940 года и за короткое время хорошо освоился не только в школе (учился в СШ №1 имени Горького), но и в городе, где у него появилось много друзей среди ровесников и ребят постарше.                            Эдуард Дембицкий попал в город в начале войны, эвакуировавшись из Жмеринки. Его первым знакомым оказался Олег. Впоследствии о той встрече Эдуард рассказывал: "В жизни иногда встречаешься-с людьми, с которыми сразу хочется поделиться самыми сокровенными мыслями. Своими  чистыми искренними чувствами они располагают к доверию. Таким я запомнил Олега с первых минут нашего знакомства, и в дальнейшем наши отношения строились на крепкой основе доверия и взаимопонимания". Дружеские отношения у Олега сложились с Иваном Земнуховым. Они встречались на занятиях литературного кружка. К тому времени Иван Земнухов был уже довольно авторитетным человеком в школе, "профессором", а в литературном кружке - непревзойденным поэтом. Олег тоже писал стихи, был начитанным, эрудированным, и это сближало двух юношей, хотя в глазах Олега Ваня был недосягаемо выше, что, однако, не мешало их общению как равных, интересных друг другу людей. Они участвовали в диспутах, вечерах, выступали с авторскими произведениями, печатали их в литературном альманахе. Вместе с Ваней Земнуховым Олег редактировал общешкольную стенгазету, занимался в литературном кружке, выступал в художественной самодеятельности. В альманахе "Юность", который издавался в школе, часто появлялись его рассказы, стихотворения. Кошевой увлекался произведениями М. Горького, Т. Шевченко, Э. Войнич, Н. Островского. Герои любимых книг учили его самому святому чувству - любви к Родине.     Особое уважение и привязанность Олег проявлял к матери, Елене Николаевне9. Пример их дружбы стал хрестоматийным. Он прекрасно обыгран Александром Фадеевым в романе "Молодая гвардия", об этом рассказывают снимки и хорошо знавшие эту семью люди. В доме Кошевых всегда царила атмосфера доброжелательности, теплоты. Елена Николаевна, педагог по профессии, была разумным, образованным человеком, интересным собеседником. Много внимания уделяла воспитанию сына, поощряла его стремление к учебе, чтению разнообразной литературы, сочинению собственных стихов, к спорту, то есть ко всему, чем он увлекался. Привечала его друзей, которые всегда с удовольствием откликались на приглашение.         Олег ценил такое отношение к себе. Нет, он не был послушным "маменькиным" сыночком, но всегда старался поступать так, чтобы не огорчать свою маму, прислушивался к ее советам, а главное - доверял ей, понимая, что она всегда поступит как лучший друг, не подведет, не станет поучать, а поддержит и подскажет.             Жизненные обстоятельства нередко превыше наших желаний. Так сложилось, что некоторое время (почти два года) Олег жил в семье отца, отдельно от матери и отчима (из-за болезни последнего). И хотя рядом с ним, как всегда, находилась бабушка Вера (Вера Васильевна Коростылева), тоска по матери давала знать. Проявлялась она самым необычным образом. Василий Федосеевич Кошевой  
вспоминал, например, что Олег, бывало, не слушал его, своевольничал, иногда даже задерживался допоздна то у друзей, то на улице, а на замечания дерзил: кого слушать, если у меня два отца, две мамы, две бабушки...     Как-то в беседе Елена Николаевна обронила, что ее всегда тревожило "очень печальное выражение лица" сына, особенно когда он сидел молча. Может быть, это и был отпечаток "жизненных обстоятельств". Ведь дети всегда слишком остро чувствуют разлуку с матерью, а опасение потерять ее лишь усугубляет их душевное состояние.            Был расстрелян 9 февраля 1943 года близ города Ровеньки Луганской области. 13 сентября 1943 года Олегу Кошевому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.           Таким образом, Олег был обыкновенным парнем, таким, как все, и не похожим на всех, со своим характером, индивидуальностью, складом ума. Он не был признанным лидером и не претендовал на эту роль, но к нему тянулись, потому что с ним было интересно общаться, это касалось личных или школьных дел, игры в шахматы, занятий футболом, обсуждения последних новостей на фронте (а он всегда был в курсе событий). С какой огромной любовью Олег Кошевой воспитывался в семье. Чувство любви к Родине, которое прививалось к нему с детства,  сделало из Олега истинного патриота своего государства.

    2.2. Подвиг Олега Кошевого

    Война застала Олега учеником 8-го класса Краснодонской школы имени Горького. В марте 1942 года он был принят в  ряды Ленинского комсомола. Как и  все школьники, в грозные дни  Олег бывал в госпиталях, помогал  раненым писать домой письма, читал  им книги, газеты. Вся обстановка прифронтового  города содействовала быстрому формированию сознания молодого комсомольца. Вместе с одноклассниками он работает на колхозных полях, помогает раненым  в госпитале, выпускает для них  сатирическую газету "Крокодил. Он усиленно готовит себя к защите Родины, изучает  боевое оружие, внимательно следит за сообщениями с фронта. Для школы  оформляет "молнии" со сводками Совинформбюро, рассказывает о борьбе с фашистами советских воинов.

    Когда летом 1942 года началась эвакуация, Олег вместе со всеми ушел на восток, но вскоре возвратился, так как пути уже  были отрезаны. 
В оккупированном Краснодоне Олег встретился с Ваней Земнуховым и с другими юношами и девушками, с которыми учился в школе10.

       Через Н. Г. Соколову, бывавшую в дни оккупации в доме Кошевых, Олег связался с руководством партийного подполья. Штаб-квартирой подпольщиков стал домик Кошевых. Здесь установили радиоприемник. Поздними вечерами молодогвардейцы слушали сводки Совинформбюро, составляли и переписывали листовки и расклеивали по городу.

    По  указанию Ф. П. Лютикова комсомольцы-активисты  начали создавать отдельные антифашистские группы, которые затем были объединены в единую подпольную комсомольскую  организацию «Молодая гвардия».

    Олег  вошел в штаб и вскоре стал секретарем подпольной комсомольской организации. По заданию штаба он часто бывал  среди молодежи поселка Первомайка, Краснодона, Изварино, в селах Шеверевка, Герасимовка. Олег Кошевой участвовал во многих боевых операциях: распространении  листовок, разгроме вражеских автомашин, сборе оружия, поджоге скирд хлеба, предназначенного для отправки в Германию.

    Кошевой осуществлял связь с группами в окрестностях Краснодона, от имени  штаба давал им задания. Очень  требовательно относился к тем  молодогвардейцам, которые в условиях подполья готовились к вступлению в  ряды Ленинского комсомола. Тем, кто  проходил испытание и был достоин  этого высокого звания, Олег, как  секретарь комсомольской организации, вручал временные комсомольские  удостоверения, отпечатанные в подпольной типографии. Каждый комсомолец платил членские взносы. Деньги использовались на нужды подполья.

Информация о работе Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Александр Матросов. Их портреты