Животные во время Великой Отечественной Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:52, реферат

Краткое описание

Вот уже много тысяч лет длится дружба человека с животными. Они помогают нам в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и весьма тяжёлых, например, в военных действиях.В те годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Содержимое работы - 1 файл

Животные во время Великой Отечественной Войны.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Животные во время Великой Отечественной  Войны

 

Вот уже много тысяч  лет длится дружба человека с животными. Они помогают нам в самых разных жизненных ситуациях, в том числе  и весьма тяжёлых, например, в военных  действиях.В те годы рядом с солдатами  на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

 

ЛОШАДИ

 

Несмотря на то, что  Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней  немаловажную роль. Вот что писал  в своей докладной записке  немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно  сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

 

И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.

 

Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича  Доватора сковал тылы целой армии. Дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. 7-й гвардейский корпус взял города Ратенов и Бранденбург, а 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников.

 

В войну лошадей применяли  и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Перед глазами встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми.

 

Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

 

Однако не только пушки  и снаряды были заботой лошадей. Без коня солдата не накормишь  — ведь обозы с продовольствием  и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также были "на конной тяге". Нередко бывало и то, что пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Ну, а перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить.

 

Следует заметить, что  у противника в начале войны лошадей  было меньше, хотя кавалерийские части  были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, немцы быстро осознали преимущества "четвероногой" тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счет оккупированных территорий.

Сохранилось множество  свидетельств, что немецкие кавалеристы и ездовые очень тепло и уважительно отзывались об отечественных породах лошадей. Так что наши кони могут гордиться — их и противник уважал (а такое случается не часто).

Сколько же лошадей "проходили  службу" в рядах Советской Армии в годы войны? Сложно сказать. По официальным данным штатная численность лошадей в войсках составляла 1,9 миллиона голов. Однако немало из них в "списках не значились".

Кого-то просто не успевали записать на довольствие, ведь жизнь  лошади на войне не была особенно долгой. Она, например, не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. Впрочем, потери среди конского состава были бы несравненно больше, если бы не четко организованная ветеринарная служба, действовавшая на фронте. Подавляющее большинство раненых и заболевших лошадей после лечения возвращалось в строй.

 

 

Собаки

 

На историческом параде Победы в Великой Отечественной войне в Москве в 1945 году в одном строю с пехотинцами, разведчиками, танкистами, саперами шли солдаты подразделений военного собаководства со своими четвероногими питомцами.

По всем военным дорогам  прошли более 68 тысяч собак, которые  внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы над врагом.

Животные работали нюхачами, искальщиками мин, поводырями, вытаскивали раненых  из развалин или из боя, иногда их использовали как камикадзе — обвязывали взрывным устройством, и животное бросалось  под танк и погибало…

Ездовые собаки, около 15 тысяч упряжек, летом на специальных тележках, зимой  на нартах под огнем вывозили с  поля боя тяжелораненых, подвозили  боеприпасы, грузы.Упряжки ездовых  собак во время войны состояли в основном из кобелей, которые быстро приучались друг к другу. Приучение собак друг к другу во избежание будущих драк вожатые производили во время обучения их службе и содержания на месте.

Собаки-санитары искали раненых, на спине  перевозили медикаменты, перевязочный материал.

Собаки-миноискатели обнаруживали, а саперы обезвреживали мины, фугасы. Собаки разминировали Белгород, Киев, Одессу, Новгород, Витебск, Полоцк, Варшаву, Прагу, Вену, Будапешт, Берлин.

Собаки подрывали вражескую  бронетехнику в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Брянском. Собаки привыкли к езде на броне танков, к шуму моторов и стрельбе из орудий. В местах, подозрительных на минирование, собаки-миноискатели под прикрытием огня танков производили разведку и обнаруживали минные поля».В личном деле кроткого колли по кличке Дик записано: «Призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу. За годы войны обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов. Главный подвиг Дик совершил в Павловске».

 

Это было так. За час до взрыва Дик обнаружил в фундаменте дворца фугас в две с половиной тонны и часовым механизмом.

 

После Великой Победы легендарный  пес, несмотря на множественные ранения, был неоднократным победителем  выставок собак. Пес-ветеран дожил  до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями, как и подобает герою.

 

Участник Великой Отечественной  войны тюменец Сергей Соловьев в  одной из наших встреч рассказывал, как во время боев он нередко был  свидетелем подвига четвероногих санитаров: «Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты… На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. В Заполярье зимы суровые, не раз от лютых морозов раненых спасали собаки – они грели их своим дыханием. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими...»ри разведке и разминировании минных полей, дорог, мостов и городов ими было обнаружено свыше 4 млн. мин. В документах Северо-Западного фронта говорится, что собаки разыскивали мины всех систем и ни на одном из маршрутов, проверенных ими, не было случая подрыва живой силы и техники. Иногда животные обнаруживали фугасы, заложенные противником на глубине до двух с половиной метров. А вот что написано в донесении штаба Ленинградского фронта о собаках-связистах: «Шесть собак связи, используемых 42 Армией, заменили 10 человек посыльных, причем доставка приказаний в боевое охранение ускорилась в 4 раза. При этом даже тяжело раненная собака, как правило, доползала до места своего назначения и доставляла донесение»

Сопровождали собаки в бою и  разведчиков, помогая проходить им в тыл врага, работая при захвате языка быстро, четко и беззвучно.

Вот что рассказывал  в журнале «Наука и жизнь» академик Б. В. Петровский, который в годы войны  был фронтовым хирургом: «Во время  боев под Франкфуртом и Кюстрином  я был свидетелем подвига санитарной собаки. На этом участке бои шли очень трудные, было много убитых и тяжелораненых. К нам в траншею пришел проводник с собакой в упряжке с лыжами-носилками. Проводник дал направление собаке в опасную зону, куда не могли пробраться наши санитары из-за плотного огня фашистов. Мы следили за собакой в перископ. Она по-пластунски подползала к телам, обнюхивала их и, не задерживаясь у трупов, пробиралась дальше. Наконец она припала к человеку с окровавленной головой и стала лизать его лицо от подбородка к носу. Раненый пришел в себя, видимо, испугался большой собаки, сделал какое-то движение, но собака подставила ему свой бок, привлекая внимание к сумке с красным крестом. Раненый расстегнул сумку, достал фляжку, выпил и снова потерял сознание, но собака не покидала его до тех пор, пока он с величайшим трудом не перевалил свое тело в носилки. Тогда она повезла его к нам, опять же ползком, ныряя в рытвины, прячась от огня. Эту картину я никогда не забуду!»

 

Бывший пулеметчик, ныне академик, секретарь отделения лесоводства  и агролесомелиорации ВАСХНИЛ В. Н. Виноградов писал в 1985 г. в «Неделе»:

«А в санроте у нас собаки служили. Так их и санитары-ездовые называли так: «служивые». Особенно запомнился один санитар, молоденький совсем паренек, а при нем четыре собаки. Две здоровые, лохматые, на овчарку смахивали. И две, по-моему, лайки. Запрягали их в волокушу — зимой на двух лыжинах, а летом на колесиках. Скольких людей под огнем наш бесстрашный ездовой с поля боя вывез! Знаете, наша литература, по-моему, в долгу перед солдатами, которые воевали вместе с собаками. Это был совершенно удивительный, ни на что не похожий вид службы в действующей армии. Когда с «боевым оружием» и поговорить можно, и поплакать, и подумать вместе. Боец наш песенку время от времени какую-то мурлыкал про этих самых санитарных собак и про тех, которые «мины ищут, танки подрывают». Именно ему и его четвероногой своре я обязан своей жизнью. Буквально за две недели до окончания войны в бою на окраине города Виттенберга, километрах в шестидесяти от Берлина, меня тяжело ранило в голову. Ничего не вижу, кровь лицо заливает, но чувствую — суетятся вокруг. Кое-как меня перебинтовали. Торопились, боялись — не довезут. До санроты километра четыре, а фашисты сплошным огнем шоссе простреливают — единственный путь. Сознания я, правда, не терял: молодой был, крепкий. Помню, как положили меня на тележку, привязали покрепче и санитар сказал собакам: «Ну, служивые, вперед». И припустили мы по шоссе... Фашист еще сильнее палит, а у меня одна мысль: только бы собачек не ранило, потому что санитару одному меня не дотащить. Да нас с ним непременно убили бы тогда. Но пули над головами собак свистят, а мы двигаемся вперед. Так до санитарной роты и докатили».

 

За боевые заслуги  многие вожатые собак получили боевые награды, а те, кто, повинуясь человеку, служил ему верой и правдой, в  лучшем случае получали кусок сахара или ломоть хлеба. Да и им и этого хватало, главное чтобы хозяин был рядом живой и здоровый.

 

 

ЛОСИ

 

С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Специально подготовленные сотрудники НКВД оставались на оккупированных территориях для организации диверсионных отрядов. Одной из приоритетных задач, с которую им предстояла решать, была задача легендированной транспортировки грузов и живой силы на большие расстояние. Применение лошадей зачастую приводило к расшифровке дислокации расположение базового лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу.

 

Тогда и появилась  идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками  деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.

 

Определённый опыт в  этом направлении уже был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей  в СССР были предприняты ещё в 1930 году.

 

Для подготовки лосей  была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к  выстрелам.

 

Большого распространения  применение в военных целях лоси не получили- связано это было в  основном с понятными трудностями  по организации обучения бойцов. Тем  не менее, около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

 

Кошки

 

Страшной и героической, как и для людей, оказалась  для кошек вторая мировая война. В это время пушистые зверьки, благодаря своей поразительной  чувствительности и интуиции, бесчисленное количество раз спасали жизни своих хозяев. Именно по поведению пушистых сэнсеров – беспокойство, вздыбленная шерсть, испуганные крики – люди определяли приближающуюся опасность бомбёжки. В то время как изобретенные человеком приспособления только сканировали воздух на предмет появления бомбовой угрозы, живые пушистые «радары» уже оповещали людей об опасности, благодаря чему было спасено бесчисленное количество жизней.

 

Во время второй мировой  войны кошки часто брались  на борт субмарин, чтобы служить  детекторами чистоты воздуха и предупреждать о газовой атаке. Но не только этим и предсказаниями бомбёжек они спасали людей. Но и собственными жизнями. Известны случаи, когда во время военного голода блокады Ленинграда кошки приносили всю добычу своим хозяевам, а сами погибали от голода. Кошки своими маленькими тельцами согревали детей, и грели до тех пор, пока не замерзали сами.

Информация о работе Животные во время Великой Отечественной Войны