Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:15, доклад
Социально-культурная деятельность земств в дореволюционной России представляет собой позитивный опыт общественной самодеятельности. Земские учреждения, появившиеся в России в 60-е гг. XIX века и «дожившие» до 1917 г., не имели властных полномочий и возможности законодательных инициатив, однако сумели организовать систему мероприятий в области развития образования, медицины, благотворительности даже в условиях самодержавия.
Социально-культурная деятельность земств в дореволюционной России представляет собой позитивный опыт общественной самодеятельности. Земские учреждения, появившиеся в России в 60-е гг. XIX века и «дожившие» до 1917 г., не имели властных полномочий и возможности законодательных инициатив, однако сумели организовать систему мероприятий в области развития образования, медицины, благотворительности даже в условиях самодержавия.
Таким
образом, демократические традиции,
заложенные в нашем историческом
прошлом, особенно значимы с точки зрения
привлечения общественности к решению
местных социальных проблем и реализации
культурной политики.
Введенные согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. земства стали первым российским опытом организации местного самоуправления на принципах всесословности и самофинансирования. Этот опыт на практике оказался успешным даже в условиях самодержавно-бюрократического строя. Земства проявили себя жизнеспособными учреждениями, выдержав испытание временем и на деле доказавших устойчивость своих организационных структур и эффективность работы. В ведении земств находились образование, здравоохранение, благотворительные учреждения.
Однако земское законодательство оставило множество «белых пятен» в определении действительных полномочий земств в социально-культурной сфере, что в дальнейшем сказалось на земской практике; оно поставило земства под строгий административный контроль, ограничив, таким образом, инициативу самоуправления. Вменив в обязанности земства множество «государственных повинностей», власть поставило земские финансы в прямую зависимость от их исполнения.
Земское
законодательство во многом предопределило
взаимоотношения органов
Сразу
после введения земств правительство
пыталась усилить административный
контроль. В 1866 г. был сокращен круг
предметов земского обложения. Ряд
законодательных актов
Положение 1890 г. расширило права губернатора в отношении земства, ввело новый орган надзора за деятельностью земств - губернские по земским делам присутствия.
Анализ основных законодательных и нормативных актов показывает, что правительство на протяжении почти всей истории земств пыталось поставить их под свой контроль, пресекая попытки расширения связей между отдельными земствами, усиления их финансовой базы. Во многом это было связано с политическими мотивами, однако непосредственным образом отразилось на практической стороне земской деятельности.
Опыт
земств Саратовской губернии, представлявшей
собой по многим показателям типичный
регион Российской Империи, позволяет
выявить характерные черты
Среди главных задач земства можно отметить развитие образования и создание системы медицинской помощи. И первая, и вторая задачи носили в то время ярко выраженный социальный характер, поскольку были направлены на крестьянское большинство населения губернии, как правило, не имевшего средств для собственного обучения и лечения. Кроме того, и первая, и вторая задачи носили характер просветительский, поскольку и приобщение населения к новым способам обработки земли, и знакомство их с основами гигиены и санитарии, осуществлялось путем теории и практики.
Наибольшее распространение в Саратовской губернии получили такие формы внешкольного образования как библиотеки, избы-читальни, лекции и «народные чтения», книжная торговля и издательская деятельность, экскурсии на опытные и показательные участки, выставки и музеи.
Отношение
населения к земским
Саратовское земство явилось первым опытом организации самоуправления и потому в своей работе иногда шло методом «проб и ошибок». Примерами здесь могут служить противоречия между губернским и уездным земствами, между гласными земства и «третьим элементом».
Последний тип конфликтов ярко демонстрируют закрытие Саратовского санитарного бюро и издания «Саратовского санитарного обзора» в 1893 г.; прекращение работы съездов земских врачей в 1870-е гг.
Однако именно съезды и совещания земских служащих, состоявшиеся по инициативе и при участии членов управ и земских гласных, явились показателями наметившегося сотрудничества и согласия внутри земства. Выводы съездов и совещаний о путях совершенствования земской деятельности в той или иной сфере основывались на глубоком изучении местного и всероссийского опыта, что обуславливало сознательный подход при выработке коллегиальных решений. Съезды, таким образом, стали показателем того, как через самопознание земство регулировало свою внутреннюю деятельность. Широкая постановка вопросов на съездах демонстрировала понимание единства целей, основ деятельности, ее социальной направленности. Через участие в съездах земские служащие вовлекались в широкое общественное движение, в обсуждение общероссийским проблем, в ходе которого имели возможность заявлять о своей гражданской позиции. При организации съездов явно проявлялось столкновение общественной инициативы, направленной на сохранение самостоятельности в определении сфер деятельности, и желание административных органов со своей стороны влиять на характер этой деятельности, препятствуя развитию объединительных тенденций.
Существенным
и ценным опытом земства оказалось
установленное им взаимодействие с
общественными организациями
Объединение общественных сил вокруг земства сыграло огромную роль в период Первой мировой войны.
Особые задачи земства в Саратовской губернии были связаны с тем, что губерния находилась на юге России и граничила с Областью Войска
Донского и Астраханской губернией, являвшимися окраинными. Волга, являясь важной «артерией» экономики губернии, часто создавала угрозу санитарному состоянию. Являясь аграрной, как большинство губерний России, она в то же время была одной их главных «хлебных» губерний России, куда ежегодно направлялись сезонные рабочие. Их движение также обостряло санитарную обстановку. Именно поэтому санитарно-профилактические мероприятия стали здесь в центре всей медицинской организации и в начале века поддерживались правительством.
Губерния отличалась и тем, что здесь не развиты было садоводство и огородничество, ремесла и промыслы. И в тоже время она являлась зоной «рискованного земледелия», где засуха и неурожай являлись нередкими. Таким образом, население губернии, в случае неурожая зерновых культур, оказывалось незащищенным от голода и эпидемий. Все это обусловило широкую деятельность земства в распространении среди населения сельскохозяйственного образования и ремесленных навыков.
Особенностью
был многоконфессиональный
В
сфере образования земство
Таким образом, деятельность земств Саратовской губернии отразила в себе как общероссийские, так и типично региональные вопросы реализации земских мероприятий в социально-культурной сфере. Показательно то, что существуя в рамках законодательства, не позволявшего ему стать самостоятельным и демократическим, земство не только искало новые пути и формы просвещения населения, но и «подталкивало» к этому поиску центральную власть, определяя, таким образом, культурную политику правительства.