Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:25, реферат
В первой главе уточняется заглавный термин «язычество восточных славян», проводятся параллели с генетически и географически близкими мифологическими и религиозными системами – язычеством и политеизмом славян вообще, народов индоевропейской языковой семьи, в частности скандинавских народов. Приводится обзор источников, по которым мы можем сейчас проводить исследования язычества восточных славян, как наиболее близких – работ современников языческого периода (византийцев, арабов), так и позднейших.
Такова периодизация, данная в «Слове об идолах». Она полностью соответствует научным представлениям о развитии религии. Однако и у неё выделяются слабые места, наиболее ощутимым из которых определяется отсутствие самостоятельной матриархальной стадии земледельческого монотеизма, которая отражена в культах Кибелы (или Реи), в случае если богини не скрывались под именем рожаниц. (Подробнее об этом – Рыбаков Б.А. «Космогония и мифология…», 1965).
Мировоззренческие представления восточных славян во многом схожи со скандинавскими. Проводить сравнения со скандинавскими мифами здесь придётся довольно часто, поскольку, как уже говорилось, о славянской мифологии осталось очень мало письменных источников, а многие славянские мифы и легенды были пересказаны и переданы варяжскими скальдами. Кое что мы можем восстановить благодаря «Збручскому идолу» а так же описаниям, содержащимся в «Слове о полку Игореве» и другим ранним произведениям, отсылающим к языческим временам.
В представлениях славян имелся образ о трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Вероятнее всего, верхний мир считался миром богов, средний – миром людей, а нижний – миром предков. Во многих народных произведениях встречается упоминание о «Тридевятом царстве», которое, судя по всему, представляло собой образ загробного мира. И, так же как у многих народов встречаются мифы о путешествиях в загробные миры (путешествие Орфея в Аид, путешествие короля Артура на Авалон, путешествие Заратустры в подземное царство), так же и многие русские, украинские и белорусские сказки упоминают о путешествиях в «Тридевятое царство».
О тройственности миров в представлении славян упоминается и в «Слове о полку Игореве», когда певец Вещий Баян «…если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком.»
Особое место в мифологической географии занимает образ острова, как правило, именуемого Буян. Судя по всему, у славян, подобно скандинавам, грекам, монголам и многим другим народам имелось представление о мировом океане. В некоторых мифах центром этого мирового океана является Буян. С Буяном часто сопоставлялось и мировое дерево. Мировое дерево – так же представляет собой образ, схожий с представлением о мире у скандинавов. Согласно древним представлениям, мировое дерево соединяет собой три мира – небесный, земной и подземный. Различие состоит в образе самого дерева. У скандинавов это ясень, а у славян – дуб. Знаменитый пушкинский «Дуб зелёный» - это как раз реминисценция к славянскому мировому дереву-дубу, как привило представлявшемуся на берегу моря, то есть «у Лукоморья».
Здесь так же интересно обратить внимание на приведённую выше цитату из «Слова о полку Игореве», где говориться о «мысли-белке» бегущей по древу. У скандинавов существует образ белки Рататоск, возможно, что у славян так же существовало представление о существе, путешествующем из мира в мир, и не исключено, что это была упомянутая в «Слове…» белка.
Представления о самом острове Буяне вызывают множество самых разных версий и предположений. Если судить географически, то местом нахождения Буяна могло быть либо Чёрное, либо Балтийское море. В пользу первой версии говорит упоминание в мифах о Буяне города Тмутаракань, располагавшегося на берегу Чёрного моря. Вторая версия утверждает, что Буян – это иное название острова Рюген, имеющего важное значение для славянских народов. Наиболее радикальная версия утверждает, что Рюген, а, следовательно – Буян, это историческая родина славян, которые затем расселились на континентальную часть Европы. В подтверждение приводятся результаты археологических раскопок на острове Рюген, содержащие следы высокоразвитой культуры, предположительно, славянского типа.
Интересны так же и другие географические представления славян язычников о далёкой южной стране. Дело в том, что многие птицы, обитающие в средней полосе России на зиму улетают на юг, что было замечено наблюдательными предками. Постепенно сложилось представление о стране, в которой птицы проводят зиму. Известно, что у многих народов, особенно у северных, и у восточных славян в частности, существует закреплённая на мифологическом уровне символическая связь между зимой и смертью (для сравнения – миф о похищении Персефоны у греков). Вероятно, в силу этой символической связи возникло представление о той стране, куда улетают осенью птицы, как и о стране, куда отправляются умершие. Эта мифическая страна у восточных славян называлась Ирей. В дальнейшем название трансформировалось в современное слово – Рай. Следует сказать, что восточнее славяне – единственный народ из принявших христианство, для которого целостное представление о рае является имманентным, а представление об аде – заимствованным из Библии. (См. так же: Трубачёв О. Н. Мысли о дохристианской религии славян в свете славянского языкознания // Вопросы языкознания. 1994. № 6. С. 8.)
В метафизическом плане по описаниям иностранных исследователей в воззрениях славян характерным является отрицание судьбы и какого-то влияния её на жизнь. Здесь славянские представления сильно расходятся со скандинавскими, в которых вся история движется к предопределённому исходу, называемому Рагнарёк, и с христианскими представлениями об Апокалипсисе. У славян в их древней языческой религии отсутствовала эсхатологическая теория. Все события представлялись неопределёнными и зависящими от самого человека или от помощи богов. Иностранцы описывали, что славянин, попавший в тяжёлую ситуацию, в том числе и угрожающую его жизни, обращался с молитвой к богам, обещая в случае благоприятного исхода богатую жертву (например, быка – такая жертва была очень дорогой). Если ситуация разрешалась наилучшим образом, то считалось, что так произошло благодаря вмешательству богов и славянин приносил обещанную им жертву.
(См. например: Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга VII, книга III Войны с готами)
Несмотря на отрицание судьбы на философском и религиозном уровне это не исключало существование примет и гаданий, которые часто являлись не роковыми предсказаниями, а индуктивным анализом на обыденном уровне. Существовало и волхование (в том числе известная легенда о вещем Олеге).
Славянской мифологии было свойственно и учение о душе. Однако, представление о душе у славян значительно отличалось от христианского учения о душе. Душа здесь не была абстрактной нематериальной сущностью, а фактически отождествлялась с личностью человека. Можно, так же, провести сравнение с дальнейшим языком монархической России – богатство вотчины или поместья определялось количеством душ, вид налога – подушная подать и т.п. После смерти душа становилась навью, перейдя в мир иной – Ирей (или Рай).
Помимо
уже упоминавшихся Рода и Перуна
славяне почитали огромное число
божеств, представляющих разные культы,
посвящённые различным явлениям
природы. Так же, весь окружающий мир
в представлении древнего славянина
был наполнен многочисленными
Князь Владимир, понимая важность единой религии для укрепления государственности создал капище идолов славянских божеств, расположив их в определённом порядке. Таким образом, он создал прежде всего единый для восточных славян пантеон наиболее почитаемых божеств. Кроме того – их иерархию в порядке важности. Род в эту иерархию не вошёл, но, несомненно он занимал значительнейшее место в мифологическом сознании славян. Судя по обличительным речам и грамотам церковных деятелей видно, что они усматривали в культе Рода наибольшую угрозу среди всех остальных языческих культов, что так же говорит о его силе. Можно, так же, упомянуть, что многочисленные возрождённые после неоязыческие культы часто были связанны именно с Родом (например, существующее в наши дни родноверие).
Пантеон князя Владимира включал в себя следующих богов и в следующем порядке: Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргил и Мокошь. Таким образом именно эти боги в период позднего восточнославянского язычества являлись наиболее почитаемыми, главными божествами пантеона. Их идолы стояли в Киеве. И эти же идолы были низвергнуты с принятием христианства и крещением Руси в 988 году.
Главное место занимал Перун, который, как уже говорилось, был не только богом грома и молнии, но и покровителем князя и дружины, можно сказать, «богом государства». Его идол (иначе говоря – «кумир») выделялся среди других, деревянных изваяний – Перун был с серебряной головой и золотыми усами.
Хорс и Дажьбог – солярные божества. Поскольку идолов, поставленных при Владимире не сохранилось, нельзя на данный момент эмпирически доказать или опровергнуть точное число киевских языческих кумиров. В силу этого, существует версия о том что в поздний период восточнославянского язычества был только один солярный бог известный под разными именами. В пользу этой версии говорит тот факт, что в летописях имена всех богов пантеона Владимира разделены союзом «и», кроме Хорса и Дажьбога. Имя Хорс – иранского происхождения, возможно, что это культ, заимствованный у сарматов.
Стрибог – бог воздуха, ветра. Сами ветра согласно народным эпосам часто именуются внуками Стрибога (подобно сыновьям Астрея в греческой мифологии).
Симаргил – бог семян и растений. Являлся охранителем посевов и полей.
Мокошь – женское божество, олицетворение женского начала.
Таковы
основные божества, вошедшие в пантеон
князя Владимира. Помимо них существовало
значительно число других богов,
богинь и персонажей, многие из которых
сохранились в сказках и
Сварог – бог огня.
Сварожич – бог войны и побед.
Утренняя Заря и Вечерняя Заря – олицетворяли, соответственно утреннюю и вечернюю зори, сёстры Дажьбога.
Луна – олицетворяла луну, жена Джьбога.
Святовид – бог земных плодов и войн.
Лада – богиня красоты, любви и весны.
Полея – богиня брака, супружества.
Тригла – богиня земли.
Ярило – бог солнца и весны.
Купала – бог воды.
Кострома – «Мать Колосьев».
В
завершение хочется отметить помимо
«положительных» божеств
Интересна
так же богиня Мара, являющаяся олицетворением
болезней и могилы. Тёмное славянское
божество Мары интересно влиянием на
современную культуру, в том числе
и западноевропейскую. Именно от имени
Мары происходит славянское слово марь
– болото, считающееся проклятым
местом, обиталищем Мары. В современной
«готической литературе»
Итак,
языческие воззрения восточных
славян представляют собой чрезвычайно
сложную, богатую по своему содержанию
и разнообразную систему
Сам
термин «язычество» уже вызывает
множество вопросов. Здесь под
ним рассматривался как и первобытный
анимизм, магия и природные культы,
так и более поздний
Дохристианский период можно подразделить на культы упырей и брегинь, культ Рода, культ Реи и культ Перуна.
Одним из наиболее мощных культов был культ Рода, который был наиболее мощным соперником христианской религии после крещения Руси в 988 году.
В период позднего язычества был создан целостный пантеон богов в котором важно выделить Перуна – покровителя князя и дружины.
Метафизические представления славян включали в себя представления о тройственности мира – земной, небесный и подземный, о существовании мирового дерева, таинственного острова Баяна, вопрос о значении которого до сих пор не решён в исторической и культурологической науках, об Ирее – Рае, месте пребывания умерших, о душе.