Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:56, реферат
Янтарная комната считается одним из крупнейших произведений искусства 18 века, которое часто называют «восьмым чудом света». Но следы комнаты теряются после 1944 года. Существует множество версий о ее сегодняшнем месте нахождения, но найти ее до сих пор не удалось. Это огромная тайна, разгадать которую ученые пытаются уже не один десяток лет.
Мне эта тема очень интересна. В своей работе я представила наиболее интересные и мало известные факты о Янтарной комнате, которые мне удалось найти.
Вступление……………………………………………………………………...…….3
История создания великого шедевра………………………………………………..4
«Золото Пруссии» в Кенигсберге…………………………………………………...7
Русская тайна……………………………………………………………………………..8
Янтарная комната в одном из бункеров «Верольфа»…………………………….…..10
Морская версия………………………………………………………………...……12
Заключение………………………………………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………………………14
Содержание
Вступление……………………………………………………
«Золото Пруссии» в Кенигсберге…………………………………………………
Янтарная комната в одном из бункеров «Верольфа»…………………………….…..10
Морская версия………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………14
ВСТУПЛЕНИЕ
Янтарная комната считается одним из крупнейших произведений искусства 18 века, которое часто называют «восьмым чудом света». Но следы комнаты теряются после 1944 года. Существует множество версий о ее сегодняшнем месте нахождения, но найти ее до сих пор не удалось. Это огромная тайна, разгадать которую ученые пытаются уже не один десяток лет.
Мне эта тема очень интересна. В своей работе я представила наиболее интересные и мало известные факты о Янтарной комнате, которые мне удалось найти.
Оказывается, в действительности тайна Янтарной комнаты гораздо удивительнее, чем принято считать.
1939 год – время потрясающих надежд для Германии. Она сильна как никогда. Война неизбежна. Предвкушение того, что со всей Европы на Германию-победительницу, а в этом не было сомнения, польются потоки произведений искусств, кружило голову немецкому искусствоведу Альфреду Роде. Какие перспективы открывались для ученого тогда, когда он познакомился с документами министра пропаганды Геббельса, в которых тот дал задание генеральному директору Берлинских музеев Отто Кюммелю подготовить список произведений искусства, которые с XV века помимо воли немцев или в результате сомнительных сделок попали в руки иностранцев. Эта фраза – «в результате сомнительных сделок» – тут же напомнила Роде историю дорого янтарного подарка Петру I. « Янтарную комнату мы вернем, вернем на родину, в Кенигсберг, сказал в 1939 году Альфред Роде своей жене, - в этом не может быть сомнений…»[1]
Он стал буквально засыпать немецкие издания материалами о янтаре, говорил не умолкая, печатался в искусствоведческих журналах, читал лекции о комнате. Благодаря его публикациям, многие в Германии впервые узнали, что в Пушкине под Ленинградом есть немецкое чудо – Янтарная комната, которая, конечно же, по «недоразумению» попала в Россию.
И когда немцы блокировали Ленинград, они знали, что и где нужно искать. Янтарная комната стояла одной из первых в этом списке. Причем, когда Альфред Роде узнал о том, что солдаты ее захватили, им это подавалось в публичных выступлениях и в печати, как спасение янтарного сокровища с линии огня.
Вот, что писал доктор Роде в Мюнхенском журнале «Пантеон» 1942 году: «Приблизительно с середины 17-го столетия техника обработки янтаря получила новый сильный подъем. «Интимный» материал, которым по праву считается янтарь, только выигрывал в смешение стилей рококо и барокко. Самое фантастическое, что было создано с помощью техники фиксирования янтаря на серебряных пластинах, единственное и неповторимое в своем роде, это – Янтарная комната Фридриха I, которой мы можем сегодня придать истинное первоначальное значение, после того, как она была возвращена из Царского Села и нашла свое место в замке Кенигсберга.»[2]
Фридрих I вскоре после своей коронации высказал первую идею – изготовить в Берлине праздничный зал и галерею из янтаря. Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается А. Шлютер – главный архитектор прусского королевского двора, занимавший эту должность с 1699 года. Янтарь – материал, ранее не применявшийся в оформлении интерьера. Осуществлению замысла помогло то, что в дворцовых кладовых хранилась большая королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в XVII веке немецкими мастерами.
Для работы с янтарем архитектор пригласил из Копенгагена Г. Вольфрама, придворного мастера датского короля Фридриха IV. В апреле 1701 года Г. Вольфрам с рекомендательным письмом приезжает в Берлин и приступает к работе. Однако осуществить задуманный проект удается лишь наполовину, т.к. вскоре А. Шлютер был отстранен от работ и покинул Берлин. Придворным архитектором прусского короля становится швед Э. Фон Гете. Отношения с янтарным мастером у него не складываются, и Г. Вольфрама тоже отстраняют от работ. По новому замыслу короля янтарный кабинет решено устроить в замке Шарлоттенбург, куда перевозят уже готовые янтарные фрагменты.
В 1707 г. договор на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами – Г. Турау и Э. Шахтом. Этот этап создания Янтарной комнаты длится около пяти лет. В 1713 г. после смерти Фридриха I работы прекращаются. Новому прусскому королю Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным: все архитектурные детали были отвезены в Берлинский Цейхгауз и преданы забвению.
Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры.
В 1716 году по дороге во Францию он встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберне, недалеко от Берлина. Вскоре Петр I получает в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет вместе с яхтой “Либурника”. Через два года русский царь посылает ответный подарок – 55 гренадеров и кубок собственной работы.
Отправкой янтарного кабинета руководил русский посланник при прусском дворе граф А. Головкин: 18 ящиков с янтарем были погружены на восемь телег и отправлены сначала в Кенигсберг, а затем в Мемель, пробыв в пути шесть недель. 6 января 1717 года по поручению императора Петра I обергофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны П. Бестужев–Рюмин встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда в Петербург. Санкт-Петербургский губернатор А. Меньшиков принял и распаковал ящики, согласно берлинской инструкции, но собрать кабинет не смогли, и янтарь отнесли во флигель Летнего дворца.
При вступление на престол императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции – нового Зимнего дворца и поручила этим заняться своему оберархитектору Ф.-Б. Растрелли. Для починки и исправления янтарных деталей в феврале 1743 года приглашается итальянский мастер А. Мартелли. Однако для украшения интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает, поэтому Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные панно «под янтарь». В 1745 году Фридрих II дарит императрице четвертую раму, исполненную по проекту А. Рейха: в ее декоре использованы аллегории, прославлявшие Елизавету Петровну. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя в ходе реконструкции дворца ее приходилось переносить с места на место. В 1755 году начинают создавать новую Янтарную комнату в Екатерининском дворце.
Зал Екатерининского дворца – 96 квадратных метров, значительно превышал размеры Янтарного кабинета. Ф.-Б. Растрелли перекомпоновал все детали кабинета, разместив панели симметрично по среднему ярусу трех стен и разделив их пилястрами с зеркалами, а также украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь приглашается А. Мартелли. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. Бельским. Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в янтарной мастерской Царского Села.
В 1763 году императрица Екатерина II издает указ о замене расписных холстов в комнате на янтарное панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. Вместе с Ф. Роггенбуком к работе приступили ранее приглашенные в Россию К. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. Было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком. За 4 года было использовано 450 килограммов янтаря. К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната получила свой окончательный вид, запечатленный позднее на многочисленных фотографиях.
Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус был составлен из восьми симметричных крупных вертикальных панно. В четырех из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-х годах ХVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Д. Дзокки и изображавшие пять природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных янтарных комодов русской работы и китайского фарфора. В Янтарном кабинете, в застекленных витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий ХVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.
Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушили янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация: в 1833, 1865, 1893-1897 годах.
В 1933-1935-х годах небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.
В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их как другие музейные экспонаты в глубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.
Когда немецкие войска победным штурмом проследовали через Литву, Латвию и Эстонию, и сделали укрепительный пояс вокруг Ленинграда, чтобы взять город в кольцо, Царское Село оказалось расположенным на первой оборонительной линии. Дворец был сильно разрушен во время бомбардировок; Большой Зал был полностью взорван, окна и двери выбиты; наряду с военными разрушениями дворец был подвержен разрушением и от ветра и ненастной погоды.
Вместе с немецкими частями, ворвавшимися В Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Искусствоведы из этой команды, полковник доктор Пенгсен и майор доктор граф Сольмс-Лаубах, осмотрели Царскосельский дворец и установили, что необходимо срочно спасать Янтарную комнату. В течение 36 часов был проведен демонтаж Янтарной комнаты под руководством одного унтер-офицера и 6 человек из строительного батальона. Янтарная комната была доставлена из Царского Села в Кенигсберг, где была передана администрации государственных замков и парков (директор доктор Галь) в собрание произведений искусств г. Кенигсберга к дальнейшим заботам о ней.
Янтарные панно и двери были выставлены в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка.
Янтарную комнату в Кенигсберге уже ждали. Ее похищение было спланировано заранее.
«Золото Пруссии» в Кенигсберге.
5 апреля 1945, за день до начала штурма Кенигсберга русскими, доктор Альфред Роде под контролем СС осуществил акцию захоронения «Золота Пруссии» (Янтарная комната) и дал письменную гарантию ее «сохранности во времени».
В тот же день он был подвергнут воздействию наркотиков, а потом загипнотизирован. Техника такого «воздействия» была хорошо отработана уже к апрелю 1943 года «врачами» СС, ставившими эксперименты в концлагерях над людьми. Укол в вену правой руки вызвал у доктора Роде депрессивное состояние. В результате гипноза и наркотического воздействия А. Роде на долгое время потерял память. Правая рука была практически парализована. И он, действительно, с апреля 1945 года не мог вспомнить ничего вразумительного о судьбе Янтарной комнаты, кроме общих сведений и предположений о местах ее укрытия. Его поведение в этот период жизни расценивалось русскими, как «петляние», «попытка замести следы» и «увести спецслужбы» от истинного места захоронения Янтарной комнаты и других ценностей. Когда Роде говорил представителям советской армии о том, что он не помнит, что с ним было с 5 по 9 апреля 1945 года, ему, конечно же, не верили.
Альфред Роде как искусствовед сотрудничал с русской военной администрацией, водил по разрушенному городу, говорил о картинах, ценностях, выполнял техническую работу по инвентаризации произведений искусств, найденных в послевоенном Кенигсберге.
Благодаря усилиям собственной воли, внимательному отношению и уходу жены, к концу лета 1945 года, Роде сумел преодолеть беспамятство. В начале сентября 1945 года он вспомнил все-все до мелочей, даже то, как выглядела система подземных ходов и бункеров, в которых он работал, укрывая ценности «всегерманского наследия». Он, также вспомнил, что Янтарная комната уместилась в небольшом пространстве подземного сооружения.
Во время укладки Янтарной комнаты в ящики было принято решение о распиливании янтарных панелей, и Роде снял янтарный пластинки в том месте, где позднее прошла пила плотника. В таком виде они и были закрыты в ящиках. Еще накануне штурма Роде спрятал в один из переплетов старой книги ХVIII века серебряную пластину, найденную им в замке Кенигсберг, в щели одной из панелей Янтарной комнаты. Он нанес на обратной стороне серебряной пластины инструкции древних мастеров – схему Кенигсберга и большой иглой при помощи линейки прочертил то место в городе, где захоронена Янтарная комната.
Информация о работе Янтарная комната в одном из бункеров «Верольфа»