Внутренняя политика Екатерины 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:47, контрольная работа

Краткое описание

Основными объектами русской внешней политики были степное Причерноморье, Крым и Северный Кавказ - области господства Турции (Османской империи) и Речи Посполитой (Польши). Екатерина II, проявившая большое дипломатическое искусство, провела две войны с Турцией, отмеченные победами русских войск под управлением Румянцева, Суворова, Потёмкина и Кутузова, окончившиеся утверждением России на Чёрном море. Польша пережила три раздела (1772, 1793, 1795 гг.), в результате которых к России отошла значительная часть западно-украинских земель, большая часть Белоруссии и Литвы. В период правления Екатерины Грузия признала протекторат России.

Содержимое работы - 1 файл

катька.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

     В то время как Румянцев одерживал  победы на суше, приходили известия и о блистательных победах русского флота.

     24 июня, на рассвете, при входе в  Хиосский пролив русский флот  в составе 9 кораблей встретился  с турками, которые стояли вдоль  Анатолийского берега, близ небольшой  крепости Чесма. Перед русским флотом предстала мощная турецкая армада.

     Битва началась в 11 часов утра 25 июня 1770 года и длилась почти 4 часа, но исход  не был ясен. Флагманский корабль  «Евстафий», на котором находились адмирал Григорий Спиридов и Федор  Орлов, вступил в бой с турецким адмиральским кораблем. Начался рукопашный бой. Наконец турецкий корабль загорелся. Пылающая мачта турецкого флагмана упала на русский корабль, «Ефстафий» взлетел на воздух вместе с судном противника. После этого турецкие корабли «бежали» в Чесменскую бухту.

     Победа  стоила русскому флоту корабля и 628 человек, в том числе 30 офицеров. 26 июня русские корабли атаковали  врага. В начале второго часа от стрельбы с русских кораблей загорелось два  корабля неприятеля. Благодаря решительным  действиям лейтенанта Д.С.Ильина был подожжен огромный турецкий корабль. Пламя, с которого перекинулось на другие вражеские корабли. Гигантское зарево осветило страшную картину: видны были только трупы и обломки судов, вода смешалась с золой и кровью. На рассвете от турецкого флота ничего не осталось. Сгорело15 кораблей, 6 фрегатов и до 50 мелких судов неприятеля. Русские успели взять у турок в исправном состоянии один корабль и 6 галер.

     Так закончился знаменитый Чесменский бой. В честь победы русского флота  и в память Петра Великого - основателя флота, а также в честь князя Алексея Орлова - первого героя этой новой для России славы по желанию Екатерины II было проведено торжественное богослужение. Алексею Орлову, помимо ордена, предоставилось право оставить при себе кайзер-флаг и внести его в свой герб. Спиридова наградили орденом Св. Андрея Первозванного.

     Россия  думала о мире с Турцией. Но противник  имел другие намерения. Началась подготовка к третьей компании.

     Русские начали строительство судов в  дунайских княжествах.

     Еще в 1770 году левый берег Дуная был очищен от неприятеля. За турками здесь оставалось только две крепости - Журжа и Турно. Однако русские войска не переходили Дунай, а турки, боясь их, стояли на своих позициях. Весь 1771 год прошел в небольших сражениях. Удачно действовало левое крыло русских войск.

     В конце октября Первая армия уже  расположилась на зимних квартирах. Вторая армия по плану должна была наступать на Крым. 14 июня она овладела перекопской линией, которую защищали 50 тысяч татар и 7 тысяч турок  под начальством хана Селим-Герея. Хан бежал, крепость Перекоп сдалась. Русские овладели укрепленной линией почти без потерь. Приступом была взята крепость Арабат. Город Козлов (Гезлев, ныне Евпатория) сдался без сопротивления.

     Татары  запросили перемирия. Им дали срок 5 дней, но они стали оттягивать время, дожидаясь помощи от Турции. И действительно, турки подошли к Кафе (ныне Феодосия). Но русские войска рассеяли неприятеля и овладели городом. Узнав о падении Кафы, турецкие войска, погрузившись на суда, покинули Керчь и Еникале. Татары снова заговорили о мире. Екатерина осталась довольна действиями Второй армии.

     В Крыму томилось в неволе немало русских  людей. В короткое время из плена  было освобождено более 10 тысяч человек.

     Русский поверенный потребовал от татар уступить России Керчь, Еникале и Кафу. Татары не хотели уступать этих городов, но, кок бы то ни было, они вынуждены были покориться России.

     В конце 1772 года с Турцией в Бухаресте  продолжались переговоры о перемирии, но турки не шли ни на какие уступки, требуя возвратить им Керчь и Еникале, при этом, соглашаясь отдать России Азов и Таганрог. Но и Россия не уступала. Переговоры окончательно зашли в тупик. Тогда Екатерина дала указания фельдмаршалу Румянцеву «вынудить у неприятеля силой оружия то, чего доселе не могли переговоры достигнуть, и для того с армией или частью её, перейдя Дунай, атаковать визиря и главную его армию».

     В апреле 1773 года началось наступление  русских войск. В мае Суворов, переведенный из Польши в Дунайскую  армию, блистательно начал здесь свою деятельность, овладев Туртукаем. Генерал Вейсман 27 мая напал при Кароку на турок и разбил 12-тысячный отряд. Затем Вейсман и Потемкин окружили турок. Те, побросав оружие, обратились в бегство. Путь для основных сил русской армии был открыт. 11 июля Румянцев переправился через Дунай и разгромил турок на реке Галица. Русские разбили стан у Силистрии. К этой крепости на помощь спешил Нуман-паша, но 22 июня генерал Вейсман встретил его при Кучук-Кайнарджи (Кючюк-Кайнарджи). Турки снова были побиты, потеряв 5 тысяч убитыми. Русские тоже заплатили за это дорого: был убит знаменитый генерал Вейсман.

     Против  турецкого флота успешно действовала  русская эскадра. Ещё в 1772 году очередная, прибывшая из Балтийского моря в  Средиземное, эскадра под начальством  капитана Коняева сожгли при Патросе 16 турецких судов. Русские корабли «делали неприятелю разорение и тревогу» у берегов Египта и Сирии, а 1773 году они снова появились у берегов Сирии, осадили Бейрут и принудили его к сдаче.

     В июне 1774 года Суворов разбил 40-тысячное турецкое войско у Козлуджи. Теперь уже Румянцев не шел на переговоры с турками, помня, что Санкт-Петербург ждет от него больших побед. Турки пошли на уступки. 10 июля 1774 года переговоры в болгарской деревне Кучук-Кайнарджи завершились подписанием мирного договора.* По Кучук-Кайнарджийскому миру к России переходили Керчь, Еникале и Кинбурн, а также Кабарда. Россия получила право на строительство военно-морского флота на Черном море. Её торговые корабли могли беспрепятственно плавать в Черном и Мраморном морях и проходить через проливы. Молдавия и Валахия, хотя формально и оставались под властью Османской империи, но фактически находились под протекторатом России. Султанский двор, являвшийся инициатором войны, обязался уплатить России контрибуцию в 4 миллиона рублей. Переговоры с русской стороны вел князь Николай Васильевич Репнин. В Санкт-Петербурге были довольны заключенным миром.

     Итоги напряженной войны имели для  России огромные последствия: плодородные  земли северного Причерноморья  стали объектом хозяйственного освоения; Крым, откуда в течение многих столетий ханы совершали грабительские набеги, перестал быть вассалом Османской империи, что укрепило безопасность южных границ России.  
 

     Глава III

     Вторая  русско-турецкая война(1787 - 1791гг.) 

     Заключение договора в Кучук-Кайнарджи ещё не означало прочного мира между Россией и Турцией.* Гарантированная миром независимость Крыма являлась самой чувствительной потерей Османской империи. Цель её внешней политики в ближайшие десятилетия состояла в том, чтобы вернуть Крым в сферу своего влияния. Уже 1775 году османы грубо нарушили условия договора, провозгласив ханом своего ставленника Давлет-Гирея. В ответ русское правительство ввело в Крым войска и утвердило на ханском престоле своего кандидата Шагин-Гирея. Однако османские агенты организовали против него восстание. Давлет-Гирей высадился на турецком корабле в Кафе, чтобы вернуть себе ханский трон, но потерпел поражение от войск Шагин-Гирея и убрался восвояси. Соперничество двух держав в борьбе за Крым закончилось обнародованием 8 апреля 1783 года указа Екатерины II о включении Крыма в состав России. Тем самым Османская империя лишалась своего плацдарма в военных столкновениях с Россией.** С этого времени началось строительство в Крыму крепостей, в частности в 1783 - 1789 гг. был построен укрепленный порт Севастополь. Присоединение Крыма к России было актом большого исторического значения. Из важнейшего плацдарма Турции на южной границе России Крым превратился в важный опорный пункт русских на Черном море.

     В 1783 году был заключен Георгиевский трактат с Восточной Грузией, укрепивший позиции народов Закавказья в борьбе против иранского и османского ига.

     Одновременно  с решение восточного вопроса  Россия держала в сфере внимания и европейские дела. Важнейшей  акцией здесь можно считать выступление России в качестве одного из гарантов Тешенского трактата 1779 года. Он возник в результате войны Австрии с Пруссией из-за Баварии. Посредницами при заключении Тешенского трактата между воевавшими странами выступили Россия и Франция. Они же стали и гарантами соблюдения его условий.

     Произошла замена союзников России. Пруссия, выполнявшая  эту роль 60-х годов, оказалась  ненадежным и даже коварным союзником, и её место с 1771 года заняла Австрия. Союзники дали взаимное обязательство в случаи нападения на одного из них Османской империи выставить равное количество войск.

     С установлением союзнических отношений  с Австрией у Екатерины II возник внешнеполитический план, получивший название «Греческого проекта».

     Он  предусматривал изгнание Османской империи из Европы путем создания из её владений (Бесарабии, Молдавии и Валахии) буферного государства Дакии во главе с внуком Екатерины Константином. Смысл существования Дакии состоял в том, чтобы лишить Россию, Австрию и османскую империю общих границ. Австрия не возражала против проекта, рассчитывая на округление своих владений за счет османских земель, но её территориальные притязания были столь непомерными, что план создания Дакии остался на бумаге.

     Между тем Турция хотя и признала в 1784 году присоединение Крыма к России, но интенсивно готовилась к войне с нею. Воинственные настроения султанского двора разжигали Англия и Пруссия, намериваясь извлечь из конфликта собственные выгоды: Англия стремилась чужими руками изгнать Россию с берегов Черного моря, поскольку основание черноморских портов могло лишить английских купцов выгод, которые они извлекали из слабости торгового флота России на Балтике; Фридрих II подстрекал османский двор к войне с Россией руководствуясь видами на очередной раздел Речи Посполитой, ибо он знал, что Россия, вовлеченная в войну, не в состоянии будет противодействовать его планам. Франция тоже оказывала помощь Османской империи в подготовке к войне - под руководством её инспекторов и офицеров совершенствовались крепостные сооружения и боевая подготовка Османской армии.

     В конце июля 1787 года султанский двор в ультимативной форме потребовал от России признание своих прав на Грузию и допуска османских консулов в Крым. Россия, не заинтересованная в открытии военных действий вследствие поразившего страну сильного неурожая, готова была пойти на уступки, но Османская империя, не дождавшись ответа на ультиматум, открыла военные действия нападением на Кинбурн.* Войска Суворова разгромили высаженный под Кинбурном с турецких кораблей 5-тысячный вражеский десант. На турецкие корабли вернулось не более 500 человек. В этом сражении Суворов был дважды ранен, но не покинул поля битвы.

     На  юге России началось спешное формирование Екатеринославской и Украинской армий под командованием Потёмкина и Румянцева. В боевую готовность был приведён также Черноморский флот и Днепровская флотилия.

     В июле 1788 года русская эскадра, авангардом которой командовал Федор Федорович  Ушаков, несмотря на значительный численный  перевес турок, нанесла у острова Фидониси (ныне Змеиный) поражение турецкому флоту. Большие потери в это же время понесла турецкая гребная флотилия. Войска под командованием Румянцева заняли важную крепость Хотин, а вслед за этим в конце 1788 года овладели сильнейшей крепостью - Очаковом.

     Особенно  успешной для России была компания 1789 года, когда Суворов с 25-тысячным русско-австрийским войском под  Фокшанами нанес сначала поражение 30-тысячному отряду турок, а затем  у реки Рымник окончательно разгромил 130-тысячную армию великого визиря Юсуф-Паши. В этом сражении турки потеряли 10-тысяч убитыми, а русские - 500 человек. В конце 1789 года русские войска взяли Аккерман и Бендеры. Занят был и турецкий форт.

     Гаджибей, на месте которого позднее вырос  город Одесса. Союзники русских - австрийцы овладели Белградом. Но вскоре, в 1790 году, под давление Пруссии и Великобритании, Австрия вышла из войны. Тем не менее, русские вооруженные силы одерживали одну победу за другой на море и на суше. Адмирал Ушаков 28 - 29 августа нанес сокрушительные поражения турецкому флоту в Керченском проливе и между Гаджибеем и островом Тендра. Затем были взяты турецкие крепости Тульча, Исакча и Браилов.

     Самым примечательным сражением свей войны, был штурм Измаила. Эта мощная крепость с гарнизоном в 35 тысяч человек при 265 орудиях считалась неприступной. Её безуспешную осаду русские войска вели с сентября 1790 года. 2 декабря под Измаилом появился А.В.Суворов. Сразу же началась интенсивная подготовка к штурму крепости: в учебном лагере выкопали ров и насыпали вал, соответствовавший габаритам крепостных сооружений, и войска тренировались в преодолении препятствий. За 5 дней до начала штурма Суворов отправил коменданту крепости знаменитый ультиматум: «24 часа на размышление и воля; первые мои выстрелы уже неволя; штурм - смерть».

     На  рассвете 11 декабря начался штурм: войска преодолели ров, по штурмовым  лестницам взобрались на вал, ворвались  в крепость и шаг за шагом, тесня  ожесточенно сопротивлявшегося  неприятеля, овладели ею. Суворов доносил: «Крепость Измаильская, столь укрепленная, сколь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков». 

Информация о работе Внутренняя политика Екатерины 2